Родительская любовь – препятствие или благословение детям на их пути ко спасению.

родителиЕсли живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.  Рим. 8, 13

П. Ф. Янцен

Спросите любую мать, любого отца   христианской   семьи: хотят ли они, чтобы их дети наследовали жизнь вечную? Отрицательного ответа не услышите. «А не препятствуете ли вы им прийти ко Христу?»  Вместо ответа одни родители тяжело вздыхают, другие   искренне   говорят: «Стараемся не препятствовать…»

Ученики возбраняли детям приходить ко Христу, делая это, по-видимому, неумышленно. Но факт остается: каким-то образом они запрещали им. Скорее всего, ученики не хотели, чтобы шумливые малыши отвлекали Христа от важных дел. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне…»  наставил Христос учеников, давая понять, что спасение детей такое же важное дело, как и спасение взрослых.

Родители, желая видеть своих детей спасенными, нередко, сами того не сознавая, тоже ставят им серьезные препятствия на этом благословенном пути. Какие могут быть препятствия и как их устранить — ответы на эти вопросы с помощью Божьей постараемся найти в Его святом Слове.

«Сделай завещание»

Вспомним благочестивого царя Езекию. В его жизни был поворотный момент, когда он смертельно заболел. В те дни пришел к нему пророк Исаия и сказал: «Так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис. 38, 1). Не всякому Бог посылает откровение о кончине. Располагать временем для подготовки к переходу в вечность — это великая милость Божья.

У меня нет желания напугать кого-то, что он сегодня или завтра может отойти в путь всей земли, но, думаю, что мы ничего не потеряем, если со всей серьёзностью отнесем это слово к себе: «Сделай завещание для дома твоего…» 12 стих 89 Псалма в немецком переводе звучит примерно так: «Научи нас каждый день думать о смерти, чтобы нам приобресть сердце мудрое». Считая каждый день жизни последним, мы действительно станем мудрыми: не будем прилепляться к улетающей, как звук, земной жизни, а устремимся духом к родному и вечному Отечеству нашему, увлекая за собой любимых и милых чад.

Услышав тревожное слово, а также видя угасающую с каждой секундой жизнь, о чем в первую очередь подумал Езекия, какие самые неотложные дела решил упорядочить?  Езекия, узнав, что не выздоровеет, «отворотился лицом к стене, и молился Господу… И заплакал Езекия сильно… Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня» (Ис. 38: 23, 14).

Можно ли назвать эту слезную молитву завещанием?  Не похожа она на завещание. Понятно, что Езекия не насытился жизнью на земле. Бог удовлетворил его желание: прибавил к дням его 15 лет.

Сверх этой милости Езекия выпросил еще и знамение. Бог и на эту просьбу ответил: солнечная тень не просто остановилась, а возвратилась назад на десять ступеней. День увеличился на 10 часов (Ис. 38, 8)!

Своевольный путь крайне опасен

Это знамение не осталось незамеченным восточными мудрецами. Послы царей Вавилонских пришли к Езекии расспросить об этом необычном явлении. Здесь Езекия совершил большую ошибку: вместо того чтобы рассказать язычникам о всемогущем Боге, Который исцелил его от смертельной болезни, сопроводив эту милость чудесным знамением, он повел гостей по всем своим чертогам, хранилищам и показал им и личные, и государственные драгоценности: «…дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом, и все, что находилось в сокровищницах его…» (Ис. 39, 2). Богатство хранится в тайне от друзей, Езекия же выдал все врагам, причем, они не просили его об этом!

Почему ранее благословенный в хождении царь поступил крайне неосмотрительно перед врагами? Благодеющая рука Господа была над Езекией, он действовал успешно во всяком деле, пока покорялся Богу. Когда же Божьи сроки, отпущенные Езекии для жизни, показались ему малыми и он огорчился на Бога до слез, тогда Бог прибавил ему жизни, но оставил без Своего водительства, «чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2 Пар. 32, 31). Что же открылось?  Открылась его духовная несостоятельность. Открылась явно выраженная плотская устремленность. Земля, земное, временное оказалось вожделеннее небесного, святого и вечного.

После встречи с языческими послами к Езекии пришел встревоженный пророк Исаия и спросил: «Откуда эти люди? Что они говорили? Что видели в доме твоем?» «…Ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им», — ответил Езекия, не сознавая, что излишней откровенностью навлек на царство, а также на своих детей великие бедствия. «И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, — и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского» (Ис. 39, 57).

Манассия — сын сопротивления Богу

«Возьмут из сыновей твоих… которых ты родишь…» В этот период жизни родился у Езекии сын Манассия. Царствовал он 50 лет. Это была самая мрачная эпоха в истории Иудейского царства. Страшным идолопоклонником был Манассия. Он восстановил высоты, которые отменил отец, провел сына своего через огонь, гадал, ворожил, завел вызывателей мертвецов и волшебников (4 Цар. 21 гл.). Высоты, дубравы, культ Молоха все это чудовищные языческие мерзости. Но хуже всего было то, что Манассия осквернил храм. В обоих дворах дома Господнего он устроил жертвенники языческим богам (2 Пар. 33, 5). Это был вызов Самому Богу. После оскорблений этих святынь народ Божий не мог больше рассчитывать на покровительство Божье.

Сверх своих тяжких грехов Манассия пролил «весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края…» (4 Цар. 21, 16). Это была кровь праведников, которые не молчали в мрачное время царствования Манассии, это была кровь святых пророков, которые обличали его. Согласно преданию, достоверность которого допускают такие отцы церкви как Тертуллиан и Августин, при нечестивом царствовании Манассии был перепилен деревянной пилой великий пророк Божий Исаия. У многих христиан на устах вопрос, а у родителей тем более: «Почему у благочестивого отца вырос крайне нечестивый сын? Отец ходил перед Богом с преданным сердцем, а сын — постыдная ему противоположность. Почему?»

Бесславная участь потомков

Попытаемся ответить на этот сложный вопрос. Езекии было дано повеление сделать завещание и с миром отойти к отцам. Царю это показалось несправедливым. Он считал, что Бог лишил его остатка лет (Ис. 38, 10). А Божьи благословенные сроки истекли, Бог хотел отозвать его, что несравненно лучше (Фил. 1, 23). Езекия не согласился с волей Господней и теперь каждый новый самовольно выпрошенный день приносил ему новые горькие ошибки.

Неужели так страшен грех Езекии? Ничего никому не завещал, имение не делил — это же его личное дело! Но так ли безобиден грех непокорности, грех своеволия? Не сделав завещания по повелению Божьему, он сам остался без водительства Господнего и детей оставил беззащитными: сыновей его отведут в плен и они будут евнухами. Какую унизительную судьбу горькими слезами выпросил Езекия для своих детей. В ветхозаветное время такие люди не могли вступить в общество Господне (Втор. 23, 1).

Восскорбел ли Езекия о бесславной участи потомков? Сокрушилось ли его отцовское сердце? — «Благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут во дни мои», — вот что ответил Езекия, выслушав грозное пророчество. Ему самому хотелось насладиться благополучием, спокойствием. О будущем своих детей он не проявил заботы, ни о чем для них не попросил. Трудно найти родителей, которым понравился бы этот поступок царя Езекии.

 «Если живете по плоти, то умрете…»

«Мир и благосостояние пребудут во дни мои…» — это, по-видимому, основная причина почему Езекия не захотел сделать завещания. О плотской временной жизни он тосковал и плакал, в ней видел весь смысл, всю радость.

Думаю, что и в настоящее время — это одно из главных препятствий, которое ставят родители детям на пути приближения к Господу. В иных семьях терние плотских забот выросло до угрожающих размеров. Стремление к земному достатку и благополучию преобладает в жизни родителей, они и детям передадут только это зловещее завещание. Плотская направленность жизни родителей в скольких детях подавила чистые стремления к небу, к святости, к жертвенности! «Если живете по плоти, то умрете…» И умирают духовно большими семьями. Родители берегли себя для себя, работали для обильного стола и модной одежды, и дети усвоили только этот стиль жизни: сначала личное, земное благополучие, и только потом — духовное.

«При нынешних материальных трудностях, при моральном разложении общества неужели возможно оставить духовное завещание 10, 12, 14 детям в христианских семьях? Неужели возможно каждому ребенку уделить время для духовных занятий, личных бесед и молитвы?» — сокрушаются родители.

Все зависит от того, что мы ставим на первое место в жизни. Господь не снимает с родителей ответственность за материальное обеспечение семьи. Бог дает каждую новую жизнь, Бог знает, как ее и сохранить. Но попечение о плоти нельзя превращать в похоти (Рим. 13, 14). Упованию на Бога в материальных нуждах необходимо прежде всего научиться родителям, не уклоняясь при этом от скудости и нужды. Родители должны научиться жить, довольствуясь насущным в пище и одежде. Бог питал Свой народ манной, но находил нужным и томить голодом (Втор. 8, 3).

Родители часто одну руку простирают к небу, другую — к земному благополучию. Дети, воспитываясь в этой раздвоенности, предпочитают то, что вожделенно для родителей. И когда детям нужно будет сделать серьезный духовный выбор, родители не помогут избрать Божье. Родители привыкли советоваться с плотью и кровью и детей не научили духом умерщвлять дела плотские.

Обе руки прострем к Богу и только к Нему! Словом и личным примером будем довольствоваться в земной жизни малым, тогда и дети наши устремятся к лучшему, то есть, к небесному (Евр. 11, 16). Благосостояние любой ценой — сохрани нас Бог оставлять детям завещание духовной смерти.

«Вестник истины», № 2, 1999.

Газета Протестант.ру    


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*