Христос — правитель всего мира, христиане – те, кто согласился быть Его соправителями,

царство БоБожьи соглашения с Давидом.

Энтони Баззард,

Наше стремление понять слова Иисуса не увенчается успехом, пока мы не подвергнем тщательному изучению весьма важный договор с Давидом, который для Иисуса был прообразом будущего осуществления Божьего замысла. Иисус, как хорошо известно, считал Себя ключевой фигурой всемирной драмы, законным посланником Единого Бога, наследником престола Давида, которому предопределено установить суверенное правление в Царстве Божьем.

Условия Божьего договора с прославленным израильским монархом, царем Давидом, приводятся в седьмой главе 2 Книги Царств и в семнадцатой главе 1 Книги Паралипоменон. Именно в этом провозглашении о Божьем намерении Израиль черпает свою неугасимую надежду на прекрасное будущее. Итак, вот отрывок из Книги Царств. (II Царств 7:1-17).

Условия Божьего плана в отношении Давида и Израиля предельно ясны. Давид не будет тем, кто построит храм, однако Бог дарует ему династию. Это благословение распространяется на всю нацию. Израилю будет даровано место вечной безопасности. С этим обещанием связаны слова о царе, преемнике Давида, который будет править вечно. В параллельном отрывке в 1 Книге Паралипоменон, главе 17, опущены слова о наказании, которое предназначалось непосредственному потомку Давида, Соломону. Таким образом, более поздняя версия договора делает большее ударение на окончательной цели обетования ― приходе Мессии. О Нем сказано: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель» (II Кор. 6:17, 18, где цитируется II Цар. 7:14).

Последнее обещание, которое дает договор, обещание о вечном престоле, суммирует национальную надежду Израиля и формирует основу христианского Евангелия о Царстве, провозглашенного Иисусом. Термин «Мессия», или «Помазанный царь», весьма оправданно стал использоваться по отношению к ожидаемому царю из рода Давида, который будет править храмом и Царством Божьим. Основная весть, принесенная христианством, заключена в том, что исторический Иисус, родившийся в Вифлееме, ― это именно та личность, о которой говорили богодухновенные книги.

Очень важно увидеть то определение, которое дает Царству сама Библия. Это правление на престоле, утвержденном навеки, идеального властителя, представителя Бога в Царстве Давида, главы Царства Божьего на земле. Мессия, или Сын Божий, должен стать правителем в царстве «Моем», т.е. Божьем (I Пар. 17:14). Следует подчеркнуть, что божественный замысел включает в себя «место для народа» (II Цар. 7:10), престол и Царство. Ни один из этих терминов не должен упускаться нами из виду. Эти слова имеют прямое, привычное значение. Они относятся к земной империи и к царю, восседающему в Иерусалиме. Именно эти слова использовал Гавриил в Лук. 1:32, 33. Они подхватывают нить божественной драмы, указывая на договор с Давидом в прошлом и на будущее восстановление империи Давида, на новый миропорядок, который навеки вытеснит нынешнюю мирскую систему.

Царь Давид был настолько вдохновлен Божьим обещанием о великом будущем для царского дома и надеждой, которую это обещание несло всему миру, что посвятил свои последние слова восхвалению Мессии и Его правления. Об этом говорится во II Книге Царств 23:1-6:

Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое? А нечестивые будут, как выброшенное терние…

На этих образах строится концепция Мессианского Царства, проповеданная Иисусом.

Другие пророки Израиля также предвидели окончательный триумф царства Давида. Исаия писал в восьмом веке до н.э. о «князе мира» и о его мирном владычестве «на престоле Давида и в царстве его» (Ис. 9:6, 7). Обещание, данное в договоре, должно полностью осуществиться в будущем. Грядущий Мессия должен будет «утвердить его и укрепить его [Царство] судом и правдою отныне и до века» (Ис. 9:7). Благополучный исход проекта неминуем, ведь он заверен Самим Господом Богом, чья «ревность соделает это».

Божьи намерения в отношении Израиля, представленные в договоре, касаются отдаленного будущего (II Цар. 7:19). Поэтому окончательное   исполнение   договора во времена правления Соломона было невозможно. Когда Давид, получивший сведения от Нафана, пошел молиться Господу, он произнес одну фразу, которую многие не замечают. Вот фрагмент рассуждения австралийского теолога о договоре с Давидом, показавшийся нам весьма интересным:

Содержание молитвы Давида во II Цар. 7:18-29 свидетельствует о том, что Давид рассматривал договор в широком контексте Божьих обещаний и их значения для человечества в целом… В стихе 19 определенное затруднение вызывает древнееврейская фраза вэзот торат ха’адам (буквально: «и это закон человеческий»; здесь следует принять во внимание тот факт, что слово «тора» имеет широкий спектр значений, подразумевая, главным образом, «наставление», «направление», в отличие от нашего слова «закон», которое, преимущественно, отражает юридический аспект). В. Кайзер ясно показал, что вторая часть стиха 19 должна восприниматься как отдельное заявление, и что рассматриваемая фраза на иврите часто вводит или суммирует (как здесь) Божьи предписания. Слово «это» относится к обещаниям, данным в первой половине главы, а выражение «закон человеческий» подразумевает их значение для будущего в понимании Давида.

Примечательное древнееврейское выражение «закон человеческий» имеет сходное значение с аккадским терит нише, которое означает «пророческая истина для человека». Аккадское выражение подразумевает некое высказывание, касающееся судьбы человечества. Подобная концепция вполне соответствует контексту Книги Царств, и Кайзер, с большой долей уверенности, предлагает понимать выражение, употребленное во II Цар.7:19б как «это хартия, которой должно руководствоваться человечество». То есть в полученном предсказании Давид, вполне оправданно, видит судьбу всей человеческой расы. Обещания, данные Давиду, имеют длинную предысторию соглашений, которые, от сотворения и впредь, отражали Божий план развития человечества. Давид понимал, что предсказание Нафана связывает воедино все эти договоры.

Значение Божьего откровения, дарованного Давиду, трудно переоценить. Оно предвещает исход человеческой истории. Будущее человечества тесно связано с будущим царского дома Давида. Именно из этого рода произойдет Мессия, государственный деятель, способный решить самые серьезные мировые проблемы. Договор, заключенный с Давидом, ― это не что иное, как божественная хартия, уполномочивающая Мессию и Его союзников править всем миром. История приближается к своей неизбежной цели. Эта ценнейшая информация, проигнорированная историками, философами, антропологами и даже теологами, проливает свет на деятельность Иисуса и первых христиан. Она помогает объяснить ту ревностность, с которой они распространяли Добрую Весть.

Эти люди рассматривали себя как участников величайшего начинания, задуманного Богом. Убежденные в истинности заявления Иисуса, христиане встали под знамена Мессии и Его Вести. Зная о том, что Иисус был назначен правителем всего мира, и что Он предложил им участвовать в этом правлении, они воспринимали себя как своего рода пятую колонну во враждебной мирской системе. Их подлинный статус еще не признан, поскольку они трудятся в отсутствие своего царя, ожидая свержения нынешних правительств и возвращения Мессии.

Частичную параллель можно увидеть в закулисных политических движениях нашего времени, которые вынашивают планы мирового господства. Однако важно помнить, что Иисус не был тайным заговорщиком с нечистыми мотивами. Его методы были мирными, а Весть ― открытой. Прежде всего, Он был избранным сосудом благословений для всех, кто верил Ему. Тем не менее, большинство тех, кто слышал Его учение, не приняли Его заявлений. Поэтому Иисус собрал вокруг Себя узкий круг учеников, которые подробнее знакомились с мессианской программой, осуществляемой посредством избранного Божьего слуги. Этот «кадровый состав» верующих сформировал авангард Царства Божьего, которое однажды будет установлено в Иерусалиме, в соответствии с надеждой на восстановление Царства.

Поскольку лишь незначительное число людей приняло Иисуса и Его мессианскую Весть («потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь [Царство], и немногие находят их», Мат. 7:14), только эти немногие, как сказано в Новом Завете, обладают божественной тайной, бесценным сокровищем, ради которого можно пожертвовать всем (Мат. 13:44-46). Их тайной было понимание Божьего намерения установить Царство, а их цель состояла в том, чтобы жить достойно грядущей эпохи Царства и своей будущей должности соправителей Мессии. Даже если враждебные силы умертвят их, они вернутся при воскресении мертвых, не будучи уже подвластны смерти. Врата ада никогда не одолеют их.

Римские власти рассматривали Иисуса как потенциальную политическую угрозу. Им был известен смысл мессианской идеи. Тем не менее, их худшие опасения не подтвердились. Иисус не устроил революцию и не создал политического движения. Когда Его менее осведомленные последователи пожелали сделать Его царем, он незамедлительно «удалился на гору один» (Иоан. 6:15). Еще не пробил тот час, когда Он должен взойти на престол. И все же он оставался единственным кандидатом на пост царя. Иисус, как и Его сторонники, знал, что Мессии предопределено освободить Израиль от иностранного господства (Лук. 24:21)4. Он также понимал, что путь к победе лежал через распятие, воскресение, вознесение и период пребывания по правую руку Отца. Время для открытого прихода к власти над миром еще не настало.

Энтони Баззард,

«Царство небесное на земле. Забытое христианство еврея Иисуса»


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*