Цель проповеди не просто возвестить волю Бога, а вызвать отклик в сердце человека.

проповедьЦель нашего богослужения — прославление Бога.

М. В. Шерин

Проповедь продолжает человек, откликнувшийся на Божью весть, которую ему преподал проповедник.

Отклик человека на услышанную проповедь, его ответ на то откровение, которое он услышал от Бога, является очень важной часть богослужения но, к сожалению, больше всего пренебрегаемой во многих Церквях.

Чем обычно заканчиваются проповеди в наших Церквях ЕХБ? Молитвой (либо проповедника, либо 2-3 человека из зала) или песнопением (в лучшем случае, как-то связанным с темой проповеди). И, конечно же, этого времени недостаточно, чтобы человек, прослушавший проповедь, мог принять какое-либо взвешенное решение по поводу услышанного. Мы как бы верим, что у людей будет возможность, придя домой, подумать на досуге обо всём, что они прослушали, и сделать нужные выводы. Но практика показывает, что в большинстве своём люди и дома редко уделяют этому достаточно времени.

Причины могут быть разные, от суеты до элементарной забывчивости. Поэтому, если дать возможность людям прореагировать, принять решение на основании того, что они услышали во время проповеди, такой подход даст значительно больший результат в воздействии проповеди на слушателей. Как же практически можно воплотить эту идею?

Одной из таких возможностей является составление целой программы, которая поможет человеку основательно обдумать услышанное и принять услышанное Слово для своей жизни.

Скажем, после проповеди вполне можно делать небольшую паузу, где люди в течение 3-4 минут могут молитвенно проанализировать то, что услышали, сделать необходимые заметки в блокнотах. Кстати, почему бы Церкви не позаботиться о том, чтобы все регулярно посещающие богослужение могли иметь специальный блокнот, в котором могли бы конспектировать проповеди? В конце каждой проповеди можно было бы делать записи тех решений, которые принимает человек в связи с услышанным. Проповедник мог бы давать небольшие «домашние задания» для слушателей, чтобы общение человека с Богом могло продолжаться и на протяжении всей недели.

Ещё одной возможностью для ответа человека на услышанную проповедь, помимо размышления, может стать хорошая музыкальная программа, где люди через песню на тему проповеди, могли бы также выразить свой ответ.

Другой возможностью, помогающей верующим принять верное решение, как ответ на проповедь, может являться свидетельство, заранее приготовленное кем-то из верующих, которые уже практиковали принципы, излагаемые в проповеди. Например, если проповедь была о материальном служении, после проповеди, молитвы, песнопения на эту тему, можно включить свидетельство человека, который уже определённое время старается жить, доброхотно и жертвенно отдавая для Церкви свои материальные средства во славу Божью. Рассказ о борьбе и сомнениях его служения, а также об испытанных благословениях поможет слушателям в принятии столь важного решения в их жизни.

Заканчивать богослужение можно так, как это делала ранняя церковь — благословениями. Произнесение благословения ведёт своё происхождение от благословения, которое получил Аарон и его сыновья. Они тогда должны были призывать Божье имя и через этот призыв получить благословение Его присутствия среди Его народа (Чис.6:22-27). В Новом Завете параллель благословению Аарона можно найти в апостольском благословении (2 Кор. 13:13). Оба типа благословения исходят от Бога и передаются через Его служителей 97. Таким образом, благословения всегда были частью христианского богослужения. В нём признаётся, что тот человек, который встретился с Богом, воистину благословен.

Таким образом, ведущий богослужение, распуская присутствующих, с одной стороны, провозглашает, что они были не просто на религиозном собрании, но имели особую привилегию, слушая весть от Бога, с другой же стороны, напоминает, что у каждого есть возможность, исполняя услышанное, иметь особое попечительство Бога над своей жизнью.

Итак, рассмотрев практические рекомендации по организации богослужения, предлагается соотнести их с теми неизменными принципами, которые мы нашли в Писании, чтобы сопоставить их с практикой.

Принцип — Практическое применение.

1        Богоцентрично — Цель каждой части богослужения — отношения с Богом. В первой части, мы принимаем Его откровение, во второй части богослужения отвечаем Богу на Его послание.

2        Контекстуализировано — Богослужение проходит на языке, понятном не только посвящённым, но и простолюдинам, а также неверующим.

3        Сфокусировано — Фокус богослужения – проповедь.

97 Благословение передаётся через служителей на основании принципа, о котором говорит автор Послания к евреям: меньший благословляется большим (Евр. 7:7).

 

4        Коллективно — Богослужение в Церквях ЕХБ невозможно, если на него никто, кроме ведущего, не придет.

5        Практично — Проповеди, песнопения, свидетельства должны помочь присутствующим на богослужении людям понять, как на практике необходимо исполнять то Слово, которое они услышали.

6        Упорядочено — Важно, чтобы богослужением руководил ведущий, который бы смог качественно спланировать весь ход богослужения.

Организовав богослужение таким образом мы сможем максимально точно исполнить те принципы построения богослужения, который мы находим в Священном Писании. Вместе с тем, нам необходимо помнить, что любой наш план в этом вопросе может корректироваться, а то и вовсе изменяться. И это возможно тогда, когда Дух Святой, по Своей суверенной воле решит вмешаться в наши планы. Поэтому ведущим богослужения должен быть человек, который имеет достаточный духовный опыт, чтобы быть чутким к голосу Святого Духа.

Воскресное богослужение является неотделимой частью жизни Церкви. С самого зарождения Церкви христиане видели ценность в совместном поклонении своему Господу. Именно в богослужении соединяются многие векторы развития церкви: её прошлое и настоящее, история и богословие, теория и практика. В этом отношении судьба литургики не только схожа с судьбой того же богословия или истории Церкви, но и непосредственно связана с нею.

В данной работе была предпринята попытка обратить внимание на важные принципы, которые необходимо учитывать при планировании богослужений, с целью возрождения литургического сознания, в противовес «синдрому зрителя» у людей, собранных для богопоклонения.

Исследование как исторического материала (включая исследование влияния иудейского богослужения на христианскую литургику, историю развития богослужений в разные периоды церковной жизни), так и новозаветных текстов,

имеющих отношение к этой теме, позволило предложить определённый подход к организации и проведению воскресных богослужений.

1)       Одним из приоритетов при организации богослужения должна быть забота ведущего о необходимости обеспечить наилучшую возможность для встречи человека, пришедшего на богослужение, с Богом.

2)       Каждое богослужение должно быть тщательно спланировано, при этом всё собрание и его ведущий, в частности, должны быть чуткими к Божьему водительству в вопросе богопоклонения, осознавая, что инициатором богослужения является Бог.

3)       Богослужебное поклонение состоит из нескольких элементов: проповеди, молитвы, песнопения (музыкального служения), помощи нуждающимся (возможно через материальное пожертвование) и различных церковных установлений (крещение и хлебопреломление). При несомненной важности всех составляющих богослужения, по всей вероятности, приоритетным служением является проповедь, так как именно ее Бог предназначил для наставления Своего народа, а без правильного наставления, человек не будет иметь верного отклика на Божий призыв, тем самым нарушая принцип взаимоотношения «откровение/ответ».

4)       В библейском богослужении должны быть верно расставлены акценты на те принципы, которые открыты нам в Писании. Богослужение должно быть богоцентричным, контекстуализированным, сфокусированным, коллективным, практичным и упорядоченным.

5)       Любое богослужение, как бы оно ни было хорошо подготовлено, может оказаться бесполезным для верующего человека, который сделал из богослужения обрядовый культ воскресного дня. Если богослужение начинается не в сердце богопоклонника, оно может для него не начаться вовсе.

В заключение данного исследования, хочется пригласить заинтересованных людей продолжить изучение вопроса ли- тургики в Церквях ЕХБ . Нам необходимо развивать наше литургическое богословие. И так же, как между Писанием как «текстом» и его использованием в догматике стоит библейское богословие; так, между богослужением как фактом и его использованием должно стоять литургическое богословие.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*