Преображение в славу Христа — долгий, медленный процесс возрастания.

преображСозданы, чтобы уподобиться Христу

Рик Уоррен

«Он — видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения» Кол.  1:15   (РВ) Рим.  8:29  («The  Message»)

Мы были сотворены, чтобы стать похожими на Христа.

С самого начала Бог задумал уподобить вас Своему Сыну, Иису­су. К этому движется вся ваша жизнь, и в этом заключается её третья цель. Бог объявил о Своём намерении ещё во время сотворения мира: «И сказал Бое: сотворим человека по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1:26).

Из всего творения только люди созданы «по образу» Бога. Это вели­кая честь, которая сама по себе придаёт нам немалое достоинство. Мы не знаем всего смысла этой фразы, но понимаем некоторые его аспекты. Подобно Богу, мы — существа духовные: наш дух бессмертен, он пе­реживёт наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом — то есть, способ­ны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы суще­ства социальные — умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание — мы можем отли­чать хорошее от плохого и, значит, несём ответственность перед Богом.

Библия говорит, что не только верующие, но и все люди вообще, несут в себе часть Божьего образа. Именно поэтому убийства и аборты являются нравственно неприемлемыми (Быт. 6:9, Пс. 138:13-16, Иак. 3:9). Однако Его подобие в нас нельзя назвать полным; к тому же, оно сильно искажено и разрушено грехом. Бог послал в мир Иису­са для того, чтобы Он восстановил в нас тот изначальный образ, ко­торый мы утратили.

На что же похожи «образ и подобие Бога» во всей их полноте? На Иисуса Христа! В Библии сказано, что Иисус — это «образ Бога не­видимого» и «образ ипостаси Его» (2 Кор. 4:4, Кол. 1:15, Евр. 1:3). Глядя на детей и подмечая в них семейное сходство, люди неред­ко восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Мне очень приятно, ког­да кто-то замечает, что мои дети похожи на меня. Богу тоже хочется, чтобы Его дети носили в себе Его образ и подобие. В Писании гово­рится: Мы созданы «по образу Бога, в истинной праведности и свя­тости» (Еф. 4:24 [РВ]).

Мне хочется, чтобы вы ясно меня поняли: нам никогда не стать Богом или даже одним из сонма богов. Эта ложь, исполненная горды­ни, является одним из древнейших сатанинских искушений. Сатана обещал Адаму и Еве, что, последовав его совету, они «будут как боги» (Быт. 3:5). Многие религии и философии Нью Эйдж до сих пор распространяют многовековой обман о том, что мы наделены божественной сущностью или спо­собны стать богами.

Желание быть Богом всплывает всякий раз, когда мы пытаемся взять в свои руки жизненные обстоятельства, своё будущее или принимаемся контролировать окружающих нас людей. Но, будучи тварными существами, мы никогда не зай­мём место Творца. Бог не хочет, чтобы мы становились богами. Он хочет, чтобы мы в благочестии уподобились Ему по характеру. В Пи­сании сказано: «Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Че­ловека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:23-24 [РВ]).

Конечной целью нашей земной жизни Бог поставил не безмятеж­ное удобство, а духовный рост и христоподобный характер. Уподобить­ся Христу — не значит утратить свою собственную личность или пре­вратиться в Его бездумного, не рассуждающе го двойника. Ведь это Бог наделил вас уникальностью и, уж конечно, не хочет её уничтожать. Го­воря об уподоблении Христу, мы имеем в виду становление характера.

Бог хочет, чтобы в нас проявились черты характера, названные в Блаженствах из Нагорной проповеди Иисуса (Мф. 5:1-12), в описа­нии плода Святого Духа (Гал. 5:22-23), в великой главе о любви из послания Павла (1 Кор. 13) и в перечисленных Петром признаках пло­дотворной и полноценной жизни (2 Пет. 1:5-8). Всякий раз, когда мы забываем об этой истине, жизнь приносит нам сплошное расстрой­ство и разочарование. «Ну почему всё это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на мои молитвы? Почему мне так тяжело?» Знаете что? Жизнь и должна быть нелёгкой! Ведь это един­ственный способ заставить нас расти. Помните, земля — это ещё не Небеса!

Многие христиане неверно понимают обещание Иисуса о «жизни с избытком». Они полагают, что Он имел в виду безуп­речное здоровье, комфортабельные жиз­ненные условия, непрекращающееся счастье, полное осуществление всех мечтаний и немедленное избавление от любой проблемы через веру и молитву. Одним словом, они считают, что христианская жизнь должна быть лёгкой. Он хотят видеть Небеса уже здесь, на земле.

Эти крайне эгоистические рассуждения превращают Бога в джин­на из бутылки, существующего исключительно для удовлетворения нашего личного стремления к счастью и самореализации. Но Бог су­ществует не для того, чтобы быть у нас в услужении, так что если вы увлечётесь этим обманчивым мифом, то либо испытаете жестокое ра­зочарование, либо будете жить в полном отрыве от реальности.

Помните, дело совсем не в вас! Это вы живёте для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Зачем Богу устраивать рай на зем­ле, когда в вечности Он и так приготовил вам настоящий Рай? Зем­ные годы предназначены для того, чтобы сформировать, испытать и укрепить ваш характер для грядущей небесной жизни.

Внутреннее действие Святого Духа.

Воспитание в нас христоподобного характера — дело Святого Духа. В Библии говорится: «Мы же все открытым лицом, как в зер-

В-третьих, мы должны «облечься» в характер Христа, воспитывая в себе новые, благочестивые привычки. В сущности, характер — это сум­ма всех наших привычек. Это привычный образ вашего поведения. В Писании говорится: «Облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:24 [РВ]).

Бог формирует нас с помощью Своего Слова, Своих детей и жизненных обстоятельств. Все три фактора являются совершен­но незаменимыми для становления характера. Божье Слово даёт ис­тину, нужную для роста. Божий народ обеспечивает для него необ­ходимую поддержку, а повседневные обстоятельства предоставляют нам возможность упражняться в благочестии. Если сатане удаст­ся заставить вас забросить Божье Слово, отрезать себя от других ве­рующих и старательно избегать трудных ситуаций, у вас не останет­ся ни малейшего шанса стать похожими на Иисуса. Подробнее мы рассмотрим каждый из этих факторов в дальнейших главах.

Многие полагают, что для духовного роста нужно только читать Библию и молиться. Однако в жизни есть такие моменты, которые ни­когда не изменятся с помощью одного изучения Писания и молитвы. Бог действует через людей. Большую часть своих дел Он вершит имен­но человеческими руками, а не посредством чудесного вмешательства — и всё это для того, чтобы мы учились постоянно обращаться друг к другу и пребывать в общении. Бог хочет, чтобы мы росли вместе.

Во многих религиозных течениях самыми святыми и духовными людьми считаются отшельники, ушедшие от людей куда-нибудь в от­далённый горный монастырь и неосквернённые мирским общением. Но ведь такое понимание духовной зрелости в корне неверно! Духов­ное становление — это не сугубо личное, одиночное поприще. Дос­тичь христианской зрелости в полном уединении просто невозможно. Для этого необходимо пребывать с другими людьми и общаться с ними, быть частью церкви, частью христианского сообщества. Почему? По­тому что подлинная духовная зрелость заключается в том, чтобы лю­бить так, как любит Христос, а христоподобной любви не научишься, если не будешь общаться с другими людьми. Помните, вся суть воз­растания состоит в том, чтобы любить: любить Бога и любить людей.

Уподобление Христу — это долгий, медленный процесс возрастания. Духовная зрелость не достигается автоматически или моментально. Это постепенное, последовательное развитие, которое займёт у нас всю оставшуюся жизнь. Павел говорил об этом так:

«…пока мы все не достигнем, наконец, единства в вере и позна­нии Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, со Христом, образцом совершенной зрелости» (Еф. 4:13 [РВ]).

Помните, что вы — незаконченный проект, всё ещё находящийся в работе. Ваше духовное преображение и уподобление Христу займёт всю оставшуюся жизнь на земле — и даже тогда оно всё ещё не будет полно­стью завершено. Точка в этом деле будет поставлена, либо когда мы по­падём к Иисусу на Небеса, либо когда Он вернётся на землю. В тот момент будет завершена вся оставшаяся работа по отделке вашего характера. В Библии сказано, что стоит нам увидеть Иисуса напрямую, лицом к лицу, и мы станем в точности такими, как Он: «Мы теперь дети Божий; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Множество смятений и трудностей в христианской жизни появ-«ляется из-за того, что мы забываем один простой факт: Бог куда боль­ше заинтересован в созидании нашего характера, чем в чём-либо дру­гом. Мы начинаем беспокоиться, когда Бог ничего не отвечает нам на конкретные вопросы вроде: «На какую работу мне устроиться?» На самом деле Божья воля предоставляет вам довольно широкий выбор самой разно­плановой работы. Что бы вы ни выбрали, Богу гораздо важнее, чтобы вы выполня­ли своё дело в благочестии и святости (1 Кор. 10:31,1 Кор. 16:14,Кол. 3:17,23).

Бог заботится прежде всего не о том, чем вы заняты, а о том, что вы за чело­век. Все мы — человеческие существа, а не машины, нужные лишь для того, чтобы эффективно выполнять ка­кие-то определённые операции. Ваша внутренняя сущность интересует Его намного больше, чем ваша профессия, потому что в вечность вы возьмёте с собой именно характер, а не работу или карьеру.

Библия предупреждает нас: «Не надо так приспосабливаться к окружающему вас миру, чтобы бездумно ему потворствовать. Вместо этого устремите своё внимание на Бога, и тогда вы пре­образитесь изнутри… Современный мир всё время пытается низ­вести вас до своего убогого, незрелого уровня, но Бог извлекает из вас самое лучшее, выводит это на поверхность и созидает в вас крепкий, устоявшийся характер» (Рим. 12:2 [«The Message»]).

Такие обязательства могут привести вас к росту или к гибели, но, в любом случае, во многом определят вас как человека. Расскажите мне, чему вы посвящаете сейчас свою жизнь, и я скажу вам, кем вы станете через двадцать лет. Мы становимся именно тем, чему себя посвящаем. Именно здесь люди чаще всего упускают Божьи замыслы для сво­ей жизни. Большинство из нас вообще боится брать на себя какие-то серьёзные обязательства и потому скользит по волнам жизни, так и не приставая ни к какому берегу. Другие поочерёдно и не слишком серьёзно увлекаются совершенно несовместимыми ценностями, и это приводит к внутреннему разладу или посредственности. Кто-то ещё полностью посвящает себя чисто мирским целям, как то: стать бога­тым или прославиться, и их, в конце концов, постигает горькое разо­чарование. Каждое такое решение влечёт за собой вечные послед­ствия, так что выбирать лучше мудро и не спеша. Пётр предупреждает: «Придёт же день Господень,., земля и все дела на ней сгорят. Если так, всё это разрушится, то какими должно быть в святой жиз­ни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия!» (2 Пет. 3:10-12).

За что отвечает Бог, а за что — мы. Христов характер начнёт формироваться в нас только в том случае, если мы будем принимать благочестивые решения и полагаться на Святого Духа в том, что Он поможет нам поступать правильно и вы­полнять то, что мы решили. Если вы все­рьёз стремитесь к тому, чтобы уподобить­ся Христу, вам нужно начать вести себя иначе. Вы должны освободиться от преж­них пристрастий, обрести новые привыч­ки и сознательно изменить своё мышле­ние. Можете не сомневаться: Святой Дух непременно поможет вам совершить эти перемены. В Библии сказано: «Со страхом и трепе­том совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13).

В этом стихе явно видны две составляющие духовного роста: «со­вершать» и «производить». «Совершать» должны мы сами, а «про­изводить» что-то в нас будет Бог. Духовное возрастание — это общее дело, в котором участвуем мы и Святой Дух. Кроме того, Божий Дух трудится и вместе с нами, а не только у нас внутри.

Этот стих, обращённый к христианам, говорит не о спасении, а о возрастании. Нас не призывают «зарабатывать» спасение, потому что никто из нас не способен добавить что-то к жертве Иисуса Христа. Срав­ните это с занятиями в спортзале: ведь упражняясь, мы только развива­ем или совершенствуем своё тело, а не пытаемся его приобрести!

Ещё это можно сравнить с тем, как мы пытаемся составить, «со­вершить» мозаику: все её кусочки у нас уже есть, осталось только сложить их воедино. Земледельцы трудятся на земле не с тем, чтобы приобрести себе тот или иной участок, а для того, чтобы как можно лучше использовать то, что у них уже есть. Бог даровал вам новую жизнь, и теперь на вас воз­ложена ответственность за то, чтобы «совер­шать», развивать её «со страхом и трепе­том», — а значит, серьёзно отнестись к духовному возрастанию, по­тому что оно определит вашу роль в вечности. Когда люди небрежно и легкомысленно относятся к своему возрастанию в благочестии, это показывает, что они не понимают, к чему это приведёт (как мы уже видели в 4 и 5 главах).

Сменить настройки автопилота. Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить своё мышление. За всеми нашими действиями стоят какие-то мысли. Каждый поступок обусловлен тем или иным убежде­нием, каждый шаг делается в соответствии с какой-то установкой. Бог открыл эту истину людям за тысячи лет до того, как о ней загово­рили психологи: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, по­тому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).

Представьте себе, что вы отправились покататься по озеру на скоростной яхте, установив автоматическое управление так, что она всё время плывёт на восток. Если вы решите развернуться и напра­виться на запад, сделать это можно двумя способами. Можно схва­титься за руль и физически принудить яхту повернуть в направле­ние, противоположное тому, на которое настроен автопилот. Можно преодолеть автопилот одной силой воли и мускулов, но при этом вы будете ощущать постоянное сопротивление и вскоре выбьетесь из сил, отпустите руль, и ваша яхта немедленно повернёт назад, на восток, повинуясь установленному на приборах режиму.

То же самое происходит, когда вы пытаетесь изменить свою жизнь исключительно с помощью силы воли. Вы говорите: «Я заставлю себя меньше есть,., бросить курить,., быть организованнее и пунктуаль­нее». Да, сила воли может дать краткосрочные результаты, но она производит постоянное внутреннее напряжение, потому что вы так и не разобрались с самим корнем проблемы. Перемены кажутся неес­тественными, и вскоре вы сдаётесь, опускаете руки, бросаете нача­тую было диету и перестаёте посещать спортзал — то есть снова воз­вращаетесь к былым привычкам и пристрастиям.

Но ведь есть способ куда быстрее и лучше: смените настройку свое­го автопилота — то есть своё мышление. В Библии сказано: «Преобра­зуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:26). Первым шагом вашего духовного возрастания должно стать изменение образа мыслей. Все пе­ремены, прежде всего, происходят в сознании. Наши мысли определяют наши чувства, а чувства, в свою очередь, влияют на поступки. «Обно­витесь духом ума вашего» (Еф. 4:23) — говорил Павел.

Чтобы стать похожим на Христа, вы должны научиться думать так, как думает Он. Новый Завет называет эту перемену сознания «покаянием», что по-гречески буквально означает «изменить своё мнение». Покаяться — значит изменить своё мнение о Боге, о себе, о грехе, о других людях, о будущем и всём остальном. Мы усваиваем Христово от­ношение к миру и Его взгляд на жизнь. Библия говорит, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Чтобы на­учиться думать так, как думает Иисус, не­обходимо сделать два важных шага. Первая часть этого перелома в мышлении состоит в том, чтобы перестать поддаваться незрелым, эгоистичным и себялюбивым мыслям. «Братья, не будьте детьми по уму, — увеще­вает нас апостол. — Будьте несмышлёныши для зла, но по уму — зре­лые люди» (1 Кор. 14:20 [РВ]). Младенцы по самой своей природе — самые настоящие эгоисты. Они думают только о себе и своих потребно­стях. Такое мышление никак не назовёшь зрелым. К сожалению, многие люди так никогда и не перерастают подобное отношение к жизни. Писа­ние утверждает, что как раз эгоистические помышления и являются ис­точником греховных поступков: «Живущие по плота о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8:5).

Второй шаг к «Христову уму» заключается в том, чтобы начать думать подобно зрелому человеку, уделяя главное внимание не себе, а другим. В замечательном отрывке, посвящённом сущности подлин­ной любви, апостол Павел делает вывод, что забота о других людях является признаком зрелости: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оста­вил младенческое» (1 Кор. 13:11).

В наши дни многие полагают, что духовная зрелость     , определяется тем, насколько мы знаем содержание и док­трины Писания. Хотя знание действительно является од­ним из показателей зрелости, само по себе оно ещё ни о чём не говорит. Христианская зрелость включает в себя не толь­ко знание символов веры и верные убеждения, но также поведение и характер. Дела должны соответствовать тому, что мы исповедуем, а убеждения должны подкрепляться благочестивыми поступками.

Христианство — это не религия или философия, а взаимоотно­шения и образ жизни, основой которого является стремление думать не о себе, а о других, как делал это Христос. В Библии сказано: «Каж­дый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:2-3).

Думать о других — это сущность Христова благочестия и наилуч­ший признак духовного возрастания. Жить так нелегко, по натуре это нам вовсе не свойственно, это противоречит современным настрое­ниям в обществе и встречается довольно редко. К счастью, Бог даёт нам для этого всю необходимую помощь: «Помыслы Бога может по­знать только Дух Божий. А мы получили не дух этого мира, а Дух от Бога» (1 Кор. 2:11-12а [РВ]).

Продолжение: начало в номерах с 31.03.2016, см. в категории Вертикальный контекст, Духовное рядом.

Уоррен Рик,

«Целеустремленная жизнь»: Перевод: Лукманова О. Редактор: Борчевская А., Издательство: Агапе, 2014 г.

Газета Протестант.ру    


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*