Внутренняя духовная дисциплина – путь сохранения и преумножения святости.

святостьНаблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией…Евр. 12, 15

Н. П. Золотухин

Напомню о событиях из жизни Иерусалимской церкви. Верующие, узнав, что в Антиохии великое число людей покорилось евангельской вести, поручили одному из преданных сотрудников Апостола Павла — Варнаве — посетить уверовавших. Он, прибыв туда, «и увидев благодать Божию, возрадовался, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Д. Ап. 11, 23). Радоваться хорошо, но Варнава убеждал антиохийских верующих еще и держаться Господа ИСКРЕННИМ СЕРДЦЕМ.

Это слово я отношу прежде всего к себе, а также к своей семье, к церкви, ко всему нашему братству и как служитель озабочен: как сохранить благодать Божью, пребывающую на всякой душе и на всем народе Божьем, до восхищения Церкви? Как сберечь святое единство, благословенно расширяя шатры любви Христовой до края земли, приближая этим славный день встречи с возлюбившим нас Господом?

Пророк Исаия, возвещая от имени Господа о грядущих событиях, говорил: «И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли…» (5, 26). В контексте с другими стихами пророчества это слово Исаии относится к Израилю и ввиду отвержения последним закона Господа Саваофа говорит о злобном и непримиримом отношении к нему других народов.

В то же время для детей Божьих Нового Завета есть в этом отдельно взятом стихе глубокий смысл. Не для нас ли сегодня Господь открыл прекрасную (и не последнюю ли?) возможность поднять знамя не суда, а милости и всепрощения в Иисусе Христе для народов дальних, живущих на краю земли, для народов заброшенных, спившихся и погибающих? Мы знаем, что двери для проповеди Евангелия на необъятной территории, где нам доводится жить, Господь открыл по молитвам святых, которые, имея не много силы, сохранили слово терпения, не отреклись от имени Иисуса Христа в злую годину (Откр. 3: 8, 10). Именно сохранившие верность должны и благовествовать, и убеждать уверовавших держаться Господа искренним сердцем.

Апостол Павел в послании Евреям призывает: «Мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (12, 28). Без Божьей благодати никто не сможет ни держаться узкого пути, ни благословенно трудиться для Христа, ни, тем более, призывать других исполниться святой благодатью. Сохранившие и сохраняющие благодать Божью и поют слаженно, и наставляют в вере верно, и материальное служение у них благословенно, и молитвенные дома они возводят успешно! Только благодаря благодати Божьей, мы есмь то, что есмь! Благодать Божья не тщетна — мы не чуждаемся трудностей, совершая дело домостроительства. Впрочем, не мы, а благодать Божья, которая с нами (1 Кор. 15, 10)!

Но благодать нужно хранить! Как? Варнава, будучи мужем добрым и исполненным Духа Святого, отметил весьма существенное и единственное условие, как сохранить благодать: ДЕРЖАТЬСЯ ГОСПОДА ИСКРЕННИМ СЕРДЦЕМ. Я не могу сказать о себе (думаю, так мыслят и другие дети Божьи), что достиг совершенства и не нуждаюсь в поправках. Но мне трудно понять людей, которые самонадеянно заявляют: «Разве обязательно все делать так, как советуют старшие братья?! У нас есть свой неплохой опыт…» Много неискренности в подобных рассуждениях и совсем нет благодати, потому что подлинные мотивы таких высказываний скрыты.

Как-то в церкви не состоялось объявленное бракосочетание. Приехали служители помочь и что-то посоветовать местному пресвитеру: «Брат, расскажи, как было, — попросили его. — Ты беседовал с молодыми?» — «Я сочетал больше 20 пар…» — «А на это обратил внимание? Этих вопросов касался?» — напомнили служители о существенном, а пресвитер, вместо того чтобы искренне признать ошибку, стал оправдываться, чем усугубил свою вину и лишился благодати.

Другому брату-диакону поставили на вид, что из-за него есть неустройство в церкви. «Моей вины здесь нет никакой!» — отрицал он. «Гордый ты, брат…» — вынуждены были сказать ему братья, но и это обличение он не принял. Пригласили к молитве. «Господи, прости, что я дал братьям повод думать обо мне, что я гордый, — молился служитель. — Ты знаешь, что у меня с этим вопросом все благополучно…»

Ошибка может случиться со всяким, но печально, что есть христиане, которые скорее лишатся благодати, чем искренне осудят себя, признают и исповедуют свою вину.

Саул явно согрешил, когда привел от Амалика лучших из овец и волов якобы для жертвоприношения Господу. Самуил, опечалившись, спросил его: «Зачем же ты не послушал гласа Господа, и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?» Саулу предоставлялась возможность искренне признать свою вину, но он переложил ее на народ и лишился благодати Божьей навсегда (1 Цар. 15, 21). Не хватило мужества искренне признаться — и какая тяжелая расплата…

Не так было с Давидом. Согрешив, он признавал открыто: «Тяжко согрешил я… ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего; ибо крайне неразумно поступил я» (2 Цар. 24, 10). Он осудил себя строго и готов был принять любое наказание за свое согрешение.

Как часто у нас недостает искренности в малом. Проблемы в общинах перерастают в общебратские, потому что многие не считают грехом неискренность. При рассуждениях скрывают подлинные намерения и мысли, не подозревая, что из-за этого могут лишиться Божьего присутствия. В одном случае чуть-чуть уклонились от прямого ответа, в другом промолчали, когда нужно было мужественно сказать и занять четкую позицию по отношению ко греху, — и сердце ожесточилось, ум стал превратный.

Знаю проповедника, который скорбел душой: «Мои родственники возмутились против пути Господнего. У них не только душа, даже лицо изменилось, в глазах появился злой огонь. Оскорбительные слова произносят не смущаясь, — лишились они благодати Божьей…»

Не гнушаясь сначала неправды, двоедушия, христиане постепенно ожесточаются душой и затем открыто разрушают то, что строили, делая себя преступниками перед Богом. Очень скоро оказались некоторые во вражеском стане, хотя совсем недавно громко молились о братстве, участвовали в евангелизационных поездках, пресвитерских конференциях. А началось все с неискренности. Держаться нужно было Господа сердцем не лукавым, сердцем открытым.

Когда мы искренни, (а с искренним и Бог поступает искренне — Пс. 17, 26), тогда не уклонимся с узкого пути! И народ Божий от ересей сохраним! И весть спасения донесем до края земли! От нас требуется искренность, а держать нас будет Господь! Его благодать будет через нас спасать грешников!

Хранить благодать нужно с благоговением и страхом. Мне по сердцу это слово. Я хочу быть благоговеющим перед Богом и понимаю, что благоговение — это наивысшее почтение, послушание и покорность Богу. Таким человеком был Ной. Он, получив откровение, «благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего…» (Евр. 11, 7). В чем выразил Ной свое благоговение перед Богом? — «И сделал Ной все; как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт. 6, 22). Можно сделать так, но не все, можно сделать все, но не так. Ной сделал все и сделал так, — настолько он был послушен Богу!

Однажды мне и еще одному брату предложили привезти для своей общины юбилейные Библии, отпечатанные издательством «Христианин». Мы поехали, но наша духовная жизнь в то время, наше хождение перед Богом не было столь благоговейным. Наполнили мы Библиями чемоданы. Господь сохранил нас, мы благополучно прибыли на автостанцию. Сели в автобус, едем. В Брянске, во время стоянки, увидели неподалеку магазин, где продавали запчасти к мотоциклам (нам они были нужны), и пошли посмотреть. Пока там были — автобус ушел. «Господи, там же наши чемоданы с Библиями!» Страх охватил нас. Просим одного, второго, третьего водителя — никто не соглашается нам помочь догнать ушедший автобус. Только почти под Курском (местом нашего прибытия) мы смогли догнать автобус. Господь помиловал нас. Библии сохранились. На всю жизнь я запомнил этот тяжелый урок. Думаю: что я за христианин? Где мое благоговение перед Богом? — Его нет. Я осудил себя за такое нерадение и с тех пор стараюсь любое поручение выполнить с благоговением и страхом.

Глядя на сегодняшних молодых христиан, можно только сожалеть об их пассивности, небрежности. Попросил брата отремонтировать водопроводный кран в молитвенном доме. Он устранил поломку, но как?! Перекрыл воду и пошел домой, а когда придет довершить работу — неизвестно. Может, через неделю, может, через две. Разве это благоговейное хождение перед Богом? Разве неверному в малом Бог доверит большое? Без благоговейного отношения к малым поручениям не будет пребывать на нас благодать Божья.

И во всяком другом, более ответственном служении, также нужно проявлять глубокое благоговение. Если поручили, то его нельзя откладывать, ссылаясь на неотложные дела по дому, по хозяйству. Кто ставит личные нужды на первое место и откладывает поручение Господне, на том не пребудет благодать Божья.

Господь Иисус Христос, совершая наше спасение, «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5, 7). Был вопль, были слезы, был ужас и тоска, но весь этот трудный подвиг венчало послушание Отцу Небесному до смерти и смерти крестной.

Беспечные христиане надеются быть победителями в дни великой скорби. Тогда они собираются явить миру стойкость, бескомпромиссность, тогда надеются не принять начертание зверя. Но если сегодня, когда нет гонений и никто не угрожает расстрелом или пытками, у верующих недостает силы послушно исполнять самые простые заповеди Божьи, то неужели во время разгула сатанинских сил у них хватит мужества противостать злу и не оскверниться?!

В дни гонений в тюрьму попадали и боязливые христиане. Хочешь ты страдать за имя Господа или не хочешь — никто не спрашивал. Приходили, надевали наручники и вели. В те годы многие отбыли сроки заключения, страдая не добровольно.

Сегодня Господь ищет добровольцев и приглашает: «…посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоан. 4, 35). Кто чутким сердцем услышит этот зов, взору того Господь откроет обширные поля для евангелизационной работы, до слуха того дойдет вопль исстрадавшихся: «Приди на Чукотку, приди на Камчатку, в Туркмению и помоги нам!» Благоговеющие перед Господом откликнутся на этот зов и пойдут. Кто держится Господа искренним сердцем, тот не сможет сделать вид, что не слышал вопль обреченных на смерть. Стон погибающих пронзит его душу. Я благодарен Господу, что знаю многих друзей, оставивших родные края, любимые церкви и трудящихся семьями в деле проповеди Евангелия в отдаленных и суровых местах.

У христианина-евангелиста должна быть готовность переселиться по зову Господа туда, где есть нужда. Если этой готовности нет, то можно ли о нас сказать, что мы любим благоговеть перед Господом, что мы держимся Его пути искренним сердцем? И можно ли сохранить благодать Божью, повинуясь Богу отчасти, соблюдая заповеди Его не полностью? При такой неискренности светильник наш быстро погаснет и мы не устоим перед искушениями последнего времени. Кто нам пошлет силу для победы? Дух Святой нисходит на повинующихся Ему, и разве Он будет пребывать в сердцах двоедушных, сопротивляющихся Его голосу?

Господь с большой любовью и великим долготерпением работает над нами: назидает, увещевает. Знаний у нас достаточно. Вопрос в том: применяем ли мы их на практике? Пророк Исаия, услышав голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?», без промедления ответил: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6, 8). Допускаю мысль, что согласие у пророка Исаии было прежде, нежели он был позван, готовность у него уже была. Искренне любящие Господа, сердца которых коснулся очищающий огонь с жертвенника, спешат и не медлят соблюдать повеления Его (Пс. 118, 60).

Напомню еще слова из книги великого праведника, благочестие которого отметил Сам Бог; из книги искреннего страдальца, который никогда не лукавил, никогда не лгал, но жил, не зная укоров совести во все свои дни (Иов. 27, 3—6). «Если стопы мои уклонялись от пути, и сердце мое следовало за глазами моими, и если чтолибо нечистое пристало к рукам моим, то пусть я сею, а другой ест…» — рассуждал Иов в своей возвышенной речи (Иов. 31, 7—8). Мы понимаем, что Иов не ходил кривыми путями, не осквернял рук нечистотой. Сердце его не следовало за глазами, как следовало сердце Евы, Лота, Ахана, Гиезия. И увидела Ева, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно…» (Быт. 3, 6). Лот возвел очи свои, и земля Содомская показалась ему садом Господним (Быт. 13, 10). Ахан увидел между добычей прекрасную Сеннаарскую одежду и взял (И. Нав. 7, 21). Гиезий прельстился даром, от которого отказался Елисей (4 Цар. 5, 20). Проклята была земля за то, что Адам послушал голоса прельстившейся жены; Лота вывели за руку Ангелы из Содома; Ахан погиб вместе с семьей, Гиезий покрылся проказой, — а виной всему — сердце, последовавшее за глазами.

Следуя взгляду плотских очей, сегодня многие, не сохранив благодати Божьей, оказались в далеких чужих странах. Если бы они искренним сердцем держались Господа, держались Его узкого пути, то вышли бы победителями в борьбе с плотью и увидели бы свое место служения в своем народе, в своей стране. Но они увлеклись похотением, как некогда израильский народ. Дорого ему пришлось расплачиваться за свои прихоти. Бог «исполнил прошение их, но послал язву на души их» (Пс. 105, 15).

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, — увещевает Апостол Павел, — чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12, 15).

Многих христиан прельстила, увлекла в ересь, а затем и лишила благодати не лютость гонений, а дружеская помощь. Она оказалась тем горьким корнем, который причинил вред и осквернил немало детей Божьих. «Возьмите свежие яблоки, сыр, — предложили последователи харизматического учения членам церкви из общины нашего братства. — Мы не сможем их реализовать, они пропадут. Мы от сердца дарим, — ведь все мы братья во Христе…» Друзья пришли за советом к служителю. Не знаю, возможно, и его угостили фруктами. Служитель не пободрствовал, разрешил. Но это был не конец, а начало искушения. Затем нужно было из благодарности поучаствовать в совместном служении, а это означало стать соучастником распространения ереси. Яблоки и сыр… Кто бы мог подумать, что через это осквернятся целые общины и окажутся в сетях сатаны.

Хочется иногда уберечь от искушений беспечных, спрашиваешь: «Откуда вам привезли гуманитарную помощь?» — «Там ничего особенного нет…» — «Тогда почему болезнь в церкви?» — «Не надо создавать проблемы…» — уклоняются от ответа те, кто поставлен бодрствовать в доме Божьем. Но проблема возникла прежде всего в неискреннем сердце, оно, прельстившись, опустошилось, стало равнодушным к своей вечной участи, а потом через этого человека осквернились многие. Лукавое сердце не чувствует ни свою беду, ни беду ближнего. В лукавом сердце не пребудет благодать Божья.

С благовестием я бываю на Чукотке, в Нарьян-Маре. Смотрю, в каких условиях приходится ютиться людям, и мне стыдно. Мои дети — в тепле, у них все необходимое есть. Но как коварен враг душ человеческих — он обращает мои взоры на более обеспеченные семьи и навязывает завистливую мысль: у тебя хуже… Как же всем нам нужно бодрствовать, стоять на страже сердца и не дать увлечь себя следовать за глазами. Как важно быть искренним, чтобы сохранить благодать Божью и крепко держаться узкого пути Господнего.

Я был свидетелем, как один искренний брат, желая сохранить сердце чистым перед Богом, пришел к служителям с откровенной просьбой: «Помолитесь обо мне: я в посте и уже ослабел, но не могу преодолеть искушения…» Какая открытость! Какая жажда соблюсти себя в святости! Как это прекрасно! Какое родство душ открывается в этой детской простоте и искренности! Какое единство духа обнаруживается в совместной ходатайственной молитве!

Чтобы сохранить благодать Божью, нужно сознавать, кто` мы есть на самом деле, и думать о себе скромно, по мере веры (Рим. 12, 3). Будем молиться о том, чтобы единство духа и в дальнейшем сохранилось во всем нашем братстве, а оно сбережется, если на нас пребудет благодать Божья. Тогда мы сможем проповедовать Слово Господне, достигая Камчатки, Чукотки, Туркмении, и поднимем знамя истины Христовой народам дальним, живущим на краю земли!

Вестник истины, №3, 1999.

Добавить комментарий