Анализ состояния и направлений улучшения здоровья населения в контексте устойчивого развития.

здравС.В. Шишкин.

Шишкин Сергей Владимирович — д.э.н., директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Проблемы улучшения здоровья населения занимают важное место в Целях развития тысячелетия. Фактически три Цели программ человеческого развития в Российской Федерации (четвертая, пятая и шестая) напрямую связаны с этими проблемами: снижение детской и материнской смертности и эпидемиологических заболеваний.

Вместе с тем отдельные задачи и индикаторы в рамках других Целей также связаны с проблематикой здоровья, например, Цель № 7 «Обеспечение экологической устойчивости» (обеспечение населения чистой питьевой водой и качество жилья) и Цель № 3 (гендерные проблемы здоровья). В принятых Целях устойчивого развития фактор здоровья также присутствует в нескольких Целях, в частности в Цели № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Тем самым очевидна приоритетность и включенность здоровья для многих целей, задач и индикаторов развития человеческого потенциала. Для России рост долголетия является важным направлением увеличения Индекса человеческого развития в рейтинге ООН, а проблема обеспечения здорового образа жизни становится все актуальнее.

Изменения в состоянии здоровья населения России.

В период трансформационного кризиса 1990-х годов состояние здоровья населения России значительно ухудшилось, и выражением этого стал беспрецедентный рост уровня смертности, продолжавшийся вплоть до 2005 года. С завершением переходного периода в экономике система здравоохранения оказалась перед серьезными вызовами:

Шишкин Сергей Владимирович — д.э.н., директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой управления и экономики здравоохранения факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

  • ! неполная финансовая обеспеченность государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и обусловленные этим декларативность таких гарантий и неравенство в доступности медицинской помощи;
  • ! широкое распространение практики оплаты лечения при наличии гарантий его бесплатного оказания;
  • ! дефицит квалифицированных медицинских кадров;
  • ! низкая эффективность использования финансовых и материальных ресурсов в отрасли.

Экономический рост в 2000-е годы сопровождался улучшением благосостояния российских граждан и активизацией политики государства в сфере охраны здоровья. В качестве ответа на вызовы, стоящие перед здравоохранением, правительством, начиная с 2005 года, был инициирован целый ряд масштабных по затратам ресурсов программ:

  • ! программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий населения (с 2005 года);
  • ! Национальный приоритетный проект «Здоровье» (2006–2013 годы), на который было потрачено дополнительно примерно 10% объема государственного финансирования здравоохранения;
  • ! региональные программы модернизации здравоохранения (2011–2013 годы), на финансирование которых были направлены средства от увеличения с 2011 года размера страховых взносов работодателей на обязательное медицинское страхование работающих с 3,1 до 5,1% фонда оплаты труда.

Значительный рост государственного финансирования здравоохранения (за период 2006–2013 годов его размеры выросли в 1,8 раза в реальном выражении) и реализация вышеуказанных государственных программ позволили провести переоснащение медицинских учреждений новым медицинским оборудованием, увеличить объемы лекарственной, профилактической и высокотехнологичной медицинской помощи населению.

С 2006 года смертность населения стала уменьшаться, и эта тенденция сохранялась вплоть до конца 2013 г. За этот период уровень смертности снизился с 16,1 на 1000 человек населения до 13,0 (на 19%). Соответственно шло увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении: в 2005 году она равнялась 65,4 года, а в 2014 году выросла на пять лет, составив 70,9 года. У женщин продолжительность жизни достигла 76,5 года, у мужчин — 65,3 года.

Показатели впервые выявленной заболеваемости и общей заболеваемости населения росли в течение двух десятилетий, но в самые последние годы обозначилась тенденция к их стабилизации. Изменения к лучшему происходят и в образе жизни российского населения: увеличиваются показатели доли граждан, практикующих различные формы активного поддержания здоровья.

После присоединения в 2008 году к рамочной концепции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака 124 в Российской Федерации начала проводиться активная политика противодействия табакокурению, включающая меры информационного и ограничительного характера. Важнейшим шагом в их реализации стало принятие Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон запретил курение табака в общественных местах, установил запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним, запрет рекламы табака и проч.

Эти меры нашли поддержку в российском обществе. По данным опроса взрослого (16 лет и старше) населения страны, проведенного НИУ ВШЭ и Центром Юрия Левады в сентябре 2013 г. 76% граждан, в том числе более половины курильщиков, поддержали ограничение торговли табачной продукцией, более 85% — запрет ее рекламы и запрет курения табака на определенных территориях.

Аналогичные оценки были получены Фондом общественного мнения в опросе населения об отношении к антитабачным мерам, проведенном в июне 2014 г.: 8 из 10 российских граждан (в том числе ровно половина курильщиков и 9 из 10 бывших курильщиков) положительно оценивали принятые государством меры. В эти же годы государство проводило политику последовательного повышения ставки акцизов на табачную продукцию и алкогольные напитки. С 2008 года по 2014 год ставки акцизов на сигареты выросли в 5,9 раза, на крепкий алкоголь — в 2,9 раза, на слабый алкоголь — в 3,6 раза, на пиво — в 6,6 раза.

Предпринятые меры по ограничению табакокурения и потребления алкогольных напитков оказались результативными. По оценкам Росстата, число некурящих лиц в возрасте 15 лет и старше увеличилось с 61,8% в 2011 году до 63,5% в 2014 году. Продажа алкогольных напитков в расчете на душу населения в абсолютном алкоголе снизилась с 9,7 литра в 2008 году до 8,5 литра в 2013 году. По оценкам, приводимым Минздравом России, за период с 2008 по 2014 год произошло снижение среднедушевого потребления алкогольной продукции в абсолютном алкоголе с 16,2 до 11,6 литров в 2014 году.

С.В. Шишкин.

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. 260 с.

Добавить комментарий