Господь, кого любит, того наказывает.

наказаниеБог, порой, посылает неудачи — для нашего смирения.

Ллойд-Джонс, Мартин,

«И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Евр. 12:5-6.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности.

Самая плодородная почва, на которой духовная депрессия цветет пышным цветом, — это непонимание того факта, что в процессе нашего освящения Бог пользуется различными методами. Он наш Отец, возлюбивший нас «любовью вечною». У Него есть для нас великий замысел: освятить нас. «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3) и «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). Основная забота Бога относительно нас — это не наше счастье в земном понимании этого слова, а наша святость. В Своей великой любви к нам Он твердо решил привести нас к ней. И для достижения Своей цели Он использует разнообразные методы.

Непонимание этого часто служит причиной того, что мы оступаемся. И в своем грехе и безрассудстве мы порой абсолютно неверно истолковываем действия Бога по отношению к нам. Подобно глупым детям, мы думаем, что наш Небесный Отец не добр к нам. Мы исполняемся жалости к самим себе, когда с нами обращаются сурово, а это, разумеется, приводит к депрессии. И все потому, что мы недооцениваем славную цель, предуготовленную для нас Богом.

Об этом блестяще и предельно правдиво пишет автор Послания к Евреям в главе 12. Нашу тему можно определить так: иногда Бог способствует нашему освящению, наказывая нас и разъясняя нам смысл этого наказания. В Священном Писании неоднократно ставится вопрос о Божьем наказании. Но, пожалуй, именно здесь с наибольшей ясностью показано, что освящение нас — это постоянная работа Бога.

«Задумайтесь над своим нынешним страданием, — говорит автор послания. — Почему вы страдаете теперь?» Потому что вы дети Божьи. Он объясняет этим людям, что Бог заставляет их страдать ради их же собственного блага: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».              Затем та же самая идея формулируется и в негативной форме: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны». То есть, на самом деле не принадлежите к Божьей семье. Суть сказанного заключается в том, что весь процесс спасения — от начала и до конца — это работа Бога. «Начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа». Начав работу, Бог не бросает ее незаконченной. Он хочет, чтобы Его дети пребывали в вечности с Ним, в Его славе. Многое из того, что происходит с нами, может быть правильно понято только в свете этой идеи. Это предопределено и непременно сбудется; Бог приведет нас к славе. Его замыслу ничто не в состоянии помешать.

Для достижения задуманного Бог использует различные способы. Во-первых, дает нам наставления через Библию, учит нас определенным принципам. Библия была написана по Его благой воле, под водительством Святого Духа — для нашего наставления и усовершенствования. Но если мы не хотим учиться через Его Слово, то Бог, как любящий Отец, имея в виду все ту же цель усовершенствования нас к Его славе, прибегает к другим методам. И один из этих методов — наказание. Земные родители, достойные своего названия, наказывают детей ради их пользы. Если ребенок, невзирая на доброе наставление, продолжает упорствовать в плохом поведении, то его следует наказать, чтобы научить дисциплине.

Бог действует так же, но только несравненно более эффективно. Заметьте, с какой силой и определенностью автор утверждает: если мы никогда не претерпели наказания, то возникают сильные сомнения, а чада ли мы Божьи. В каком-то смысле больше всего следует сокрушаться тому человеку, который вообще не знаком с таким вариантом Божьего воспитания. Ему надо бить тревогу. Вместо того, чтобы раздражаться и обижаться на болезненность процесса, лучше благодарите Бога: ведь Он дает вам доказательства Своего отцовства. Он наказывает нас для того, чтобы преобразить в образ Своего Сына. Только тогда мы будем достойными своего Небесного Отца.

Жизненный опыт детей Божьих полон такими переживаниями. И в Писании тема Божьего наказания — одна из важнейших. Перечитайте псалом 73 или всю Книгу Иова. В своем Послании к Римлянам, в главе 5, Павел касается этого вопроса, когда говорит о радости в скорби. И’ в главе 8 он снова возвращается к этой теме. В 1-м Послании к Коринфянам, гл. 11, мы читаем о том, как христиане заболевали, а некоторые даже умерли из-за того, что жили недостойно. Во 2-м Послании к Коринфянам (гл. 1) Павел рассказывает о том, что должно было произойти с ним, чтобы он научился уповать не на себя, а на живого Бога. И затем, в том же Послании (гл. 12), Павел говорит о том, что дано ему «жало в плоть», и о том, с какой целью это жало ему послано — чтобы поддержать его в должном духовном состоянии, уберечь от чрезмерных восторгов и превозношения. Павел трижды молился Богу, чтобы Он удалил от него это жало, но наконец усвоил урок. И в итоге болезнь способствовала его освящению. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения», и так далее. И затем убедитесь, как итог всему этому подводит Сам воскресший Господь. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк. 3:19).

Итак, мы видим, как эта великая доктрина красной нитью проходит через всю Библию. И в самом деле, подробное описание обращения Бога с сынами Израиля — обширный комментарий к ней. Он поступает с ними именно так потому, что они — Его народ. «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2).

Для чего предназначено наказание? Для воспитания. Мы склонны порой воспринимать его только как возмездие. Да, в нем может содержаться изрядная доля возмездия, однако оно включает в себя также и наставление для исправления. Основная цель наказания — воспитать ребенка, чтобы он вырос зрелым и ответственным человеком.

Очень часто Бог наказывает Своих детей через различные обстоятельства. Если мы это поймем, то увидим: среди наших жизненных событий нет ни одного, лишенного значения! Ничто не происходит случайно, без воли нашего Отца, Который допускает, чтобы то или иное случилось. Цель обстоятельств — способствовать нашему освящению. Поэтому нам следует быть наблюдательными, стараться извлекать уроки и задавать вопросы.

Библия учит очень ясно: Бог часто использует такие обстоятельства, как финансовые потери или утрату имущества, чтобы преподать человеку какой-то урок, если тот не желает или не может учиться по-другому. Задумайтесь также над вопросом физического здоровья. В 1-м Послании к Коринфянам, главе 11, рассказывается, как Бог посылает людям болезни, чтобы научить и воспитать их. Бог часто прибегал и прибегает к этому методу.. Люди, утверждающие, что Человек никогда не может заболеть или ослабеть по Божьей воле, просто отрицают Писание.

Но не впадайте и в другую крайность, не говорите: «Так вы утверждаете, что любая болезнь есть наказание, посланное Богом?» Разумеется, я не утверждаю этого. Я просто говорю, что время от времени Бог использует этот метод, чтобы дисциплинировать нас, воспитать. И делает Он это ради нашего блага. Божья воля важнее, чем здоровье человеческого тела. Если человек не реагирует на учение Слова, то можно не сомневаться: Бог займется им вплотную и, возможно, уложит его в постель, чтобы заставить задуматься. Эта же мысль высказана во 2-м Послании к Коринфянам, 1:9. И, наконец, в том же послании, но в главе 12, Павел излагает, какой урок извлек он сам: «Когда я немощен, тогда силен». Он научился радоваться в немощи, а не только в здоровье. Для него самое главное, чтобы прославлялся Бог.

Точно так же Бог допускает и гонения. С этими христианами-евреями так и случилось: их добро украли, а дома разрушили — именно потому, что они были христианами. И они спрашивают: «За что? Мы думали, что если мы уверовали в Евангелие, то все будет хорошо. А на самом деле получается наоборот — одни только беды. А окружающие, напротив, процветают и во всем преуспевают. Почему это так?» Ответ на этот вопрос дается в отрывке, который мы взяли в качестве эпиграфа к главе.

Доктрина, однако, идет еще дальше. Согласно ей, временами Бог использует для той же цели даже смерть: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает». Это тайна, постигнуть которую не дано никому. Тем не менее Писание высказывается совершенно недвусмысленно. Следовательно, мы должны осознать, что просто так ничего не происходит. Нет ни одного события, лишенного значения. Мы продвигаемся или не продвигаемся в карьере, сдаем или проваливаем экзамены, болеем или пышем здоровьем. Все это различные обстоятельства, посредством которых Бог достигает установленной Им для нас цели. Если вы дитя Божье, то должны научиться анализировать свои жизненные обстоятельства, понимать, к чему они вас подталкивают или какой в них содержится намек. Тем самым вы будете активно способствовать собственному освящению.

Есть еще один способ, которым Бог может наказывать и воспитывать нас. Это способ подпадает под категорию исключительно «Его собственного». Он заключается в том, что порой Бог словно бы устраняется, закрывает от нас Свое лицо. Мы не ощущаем Его присутствия. Это великая тема Книги Иова, а также Книги пророка Осии, главы 5 и 6. Так, Бог даже говорит: «Пойду, возвращусь в Мое место, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего» (Ос. 5:15). Бог отдаляется Сам и убирает Свои благословения для того, чтобы привести людей к покаянию; это тоже часть процесса освящения.

И наконец, мы обнаруживаем, что существуют самые разнообразные вариации чувств, которые беспокоят Божьих людей и вселяют в них растерянность; по какой-то причине духовные переживания, которые прежде доставляли вам радость, внезапно прекращаются, и вы восклицаете вместе с Иовом: «О, если бы я знал, где найти Его!» Вы как будто не сделали ничего плохого. Тем не менее Бог словно бы покинул вас. Вы ощущаете отделенность, оторванность от Него. Вот эти пустыни Духа, в которые Бог периодически помещает Своих детей, тоже становятся способом наказания и воспитания. Они часть великой подготовки к той славе, для которой Бог нас предназначил.

Итак, мы рассмотрели, что такое Божье наказание и какими способами Бог наказывает. А теперь задумаемся: «Почему Бог это делает?» Наш эпиграф — отрывок из Послания к Евреям (12:5—11) — не что иное, как подробный ответ на этот вопрос. Бог делает это потому, что любит нас: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Это фундамент ответа. Порой Он кажется «слишком жестоким, чтобы быть добрым»: Однако мы должны твердо помнить, что это всегда для нашего блага. В стихе 7 Он говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами». Евреи спрашивали: «Почему нас наказывают, если мы христиане?» Суть ответа, данного в стихе 7, сводится к следующему: вы терпите наказание именно потому, что вы христиане, потому что вы сыновья, потому что вы принадлежите семье. Поймите, что все наказания и страдания идут нам на пользу, делают нас чище, чтобы «нам иметь участие в Святости Его». Здесь эта идея высказана наиболее четко и недвусмысленно: Бог наказывает нас, чтобы нам освятиться. Все совершается для нашей пользы, и нет пользы большей, чем освящение. Поступая так, Бог освящает нас. А затем, через Свое Слово, Он объясняет нам, что делает.

Такова общая цель, которую Бог постоянно имеет в виду. Теперь давайте рассмотрим некоторые частные причины того, почему Бог может нас наказывать. Существуют определенные опасности, подстерегающие любого из нас. И необходимо отвести от нас эти опасности, защитить нас от них. Поверив в Господа Иисуса Христа, вы не совершаете мгновенного перехода в состояние полного совершенства. В этой жизни совершенства вы не достигнете. Всегда остаются какие-то недостатки, что-то, над чем еще надо поработать. И Бог использует наказание для того, чтобы поработать над этими конкретными нашими проблемами. Что же это за проблемы? Вот пример одной из них: духовная гордыня, духовное превозношение. Позвольте напомнить слова Павла: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Вот оно, в самую точку. Апостол обладал очень редким и необычным духовным опытом. Он был вознесен «до третьего неба». Он видел, слышал и чувствовал удивительные вещи, поэтому опасность духовной гордыни была для него совершенно реальной. Он говорит нам, что жало в плоть было дано ему специально, чтобы уберечь от этой беды. Духовная гордыня — страшная опасность, которая подстерегает человека на всем протяжении его жизни. Если Бог в Своем милосердии и любви дарует нам некий необычный духовный опыт, то дьявол может попытаться обернуть его против нас. И для того чтобы уберечь нас от этой опасности, порой требуется наказание.

Другая опасность — самонадеянность. Бог наделяет людей дарами. И, к сожалению, часто человек начинает гордиться этими дарами, полагаться на себя и воображать, что теперь Бог ему не нужен. Гордыня и самоуверенность — опасности постоянные. Они не принадлежат к числу грехов плоти как таковых, но представляют собой опасности духовные, которые по самой своей природе более тонки и чреваты серьезными негативными последствиями.

Существует еще одна опасность, также достаточно тонкая. Нас тянет мир, мирское мировоззрение, мирской образ жизни. Нет, человек не решает намеренно и сознательно вернуться к прежней жизни — в мир. Это происходит как-то само по себе, почти неощутимо. Человек словно бы «соскальзывает» в мир, не замечая этого. Поэтому его надо наказать, чтобы он опомнился и остановился в своем движении вниз.

Есть и другая опасность: удовлетвориться достигнутой высотой. Мы уже чего-то достигли в христианской жизни и по этому поводу впадаем в самодовольство и полную удовлетворенность своей персоной. Порой мы слишком уверены, что абсолютно правы в своих убеждениях и в своем понимании доктрины. Нам кажется, что наша жизнь выше всякого упрека. И мы не стремимся к большей близости к Богу, не прилагаем все силы, чтобы возрастать в благодати и в познании Господа. Мы почиваем на лаврах, упиваясь состоянием нездорового удовлетворения собой. Мы забыли Бога. Мы больше не ищем Его, не нуждаемся в общении с Ним. Страшная опасность таится в склонности судить о себе, опираясь на прошлый опыт, а не на нынешнее знание Бога и взаимоотношения с Ним. По мере того как проходят года, должно происходить наше развитие, мы должны возрастать так, чтобы могли сказать: теперь я знаю Бога лучше, чем раньше, и люблю Его сильнее, чем когда-то. Чем ближе ваше знакомство с каким-нибудь хорошим человеком, тем больше вы любите этого человека. Соотнесите это наблюдение с вашими взаимоотношениями с Богом. Действительно ли мы все больше и больше ищем Бога? Существует опасность забыть Его, поскольку мы слишком сильно поглощены своей персоной и своими переживаниями. Поэтому Бог в Своей безграничной любви наказывает нас, чтобы заставить осознать это и привести в чувство. Можете ли вы, положа руку на сердце, сказать, что благодарны Богу за все, что обернулось против вас? Ответ на этот вопрос служит очень хорошим тестом на проверку всего нашего отношения к Богу. Можете вы оглянуться назад, вспомнить неприятные события, которые в то время принесли вам столько горя, и сказать: «Благо мне, что я пострадал» (Пс. 118:71).

Вот по этим конкретным причинам Бог наказывает нас. Быть освященным означает на практике проявлять определенные положительные качества. Это означает быть человеком, который своей жизнью подтверждает: он действительно обладает свойствами, описанными в Нагорной Проповеди. Это означает быть человеком, в чьей жизни проявляются плоды духа — любовь, радость, мир и так далее. Освящая нас, Бог делает нас все более и более похожими на Своего Сына. Одного только позитивного учения Слова для нас, грешных, недостаточно; в равной степени необходим и элемент наказания. Наставление автора Послания к Евреям таково: давайте «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:1-2).

Если бы мы всегда «взирали на Иисуса», то ничего другого и не понадобилось бы. Но мы этого не делаем, поэтому возникает необходимость в наказании — чтобы выработать в нас определенные качества. Вот некоторые из этих качеств. Смирение — во многих смыслах наивысшее из всех достоинств, сверхценный бриллиант, один из самых славных плодов духа. Оно было в высшей степени присуще Самому Господу. Он был «кроток и смирен сердцем». Это последняя станция нашего внутреннего пути. Для того чтобы мы стали кроткими, нас всех надо смирять. Отсутствие смирения может сослужить нам очень дурную службу. Однако трудно быть смиренными, если мы всегда и во всем преуспеваем. Поэтому Бог порой посылает неудачи — для нашего смирения.

Будем помнить также, что христианину надлежит «помышлять о горнем». Мы льнем к миру, забывая, что связывающие нас с ним узы очень непрочны и могут быть разорваны в мгновение ока. Для этого Бог внезапно и со всей наглядностью показывает нам, что мы в этом мире только странники. Таким способом Он заставляет нас задуматься о небесах и о вечности.

Кротость! Как трудно быть кроткими, любящими и сострадательными со всеми окружающими. Как нелегко порой относиться к ним с пониманием. Я пастор, и я не был бы в состоянии понимать людей и сочувствовать им в их проблемах, если бы не прошел в своей жизни через опыт, похожий на тот, через который проходят сейчас они. Бог иногда посылает определенные события, чтобы напомнить нам о необходимости терпения. По сути, Он говорит: «Ты знаешь, что Я терпелив с тобой. Так что и ты будь терпеливым с другим человеком».

Есть некоторые вещи, ясно показывающие нам, что без наказания не обойтись. Бог, поскольку Он любит нас и поскольку мы Его дети, наказывает нас, чтобы выработать в нас эту удивительную вещь — «мирный плод праведности».

Чувствуете ли вы, что в обращении Бога с вами имеет место что-то подобное? Если нет, то я настойчиво рекомендую хорошенько разобраться в себе и удостовериться: а действительно ли вы христианин. Помните: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Благословен Господь, который взял на Себя не только заботу о нашем спасении, но и о нашем совершенстве. Он так любит нас, что если мы не желаем усваивать Его уроки добровольно, то Он будет наказывать нас, чтобы отразился в нас образ Его возлюбленного Сына.

Ллойд-Джонс, Мартин,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавить комментарий