Использование методов психологии в главных христианских конфессиях России.

пси2Обзор по материалам интернет-изданий.

Петухов А.О.

Православие.

Наибольшее количество статей и упоминаний о психологии и психологических методах можно найти на православных сайтах. Мнения священников распределяются: от осторожного и скептического до терпимого и заинтересованного.

Православная церковь развивает и активно внедряет собственную психологию, основанную на учениях святых отцов и христианской антропологии. Подчеркивается преимущество аскезы и монашества, избавления от страстей, а также других церковных практик.

Священниками признается структурность и разносторонность классической психологии, но в то же время ее критикуют за ограниченность взгляда на человека, отсутствие мнений о божественности психологических феноменов, ориентированности в основном на земную и материальную жизнь, а также за использование Дарвиновского взгляда на происхождение человека, в отличии от божественного сотворения в христианстве.

Особо критикуются теории З. Фрейда (психоанали), Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП, Бендлер и Гриндер), гипноз (М. Эриксон). Кроме этого иногда к психологии приписываются направления, которые не являются научными и больше относятся к эзотерике, оккультизму, парапсихологии, шаманизму.

К практической психологии (психотерапии) есть отношение, что это больше поверхностная помощь, борющаяся с симптомами, не решает глубинных проблем и не помогает человеку стремиться к спасению и общению с Богом.

Важность психологических знаний православными священниками признается, но только основанных на православной святоотеческой традиции.

В православных семинариях преподается психология, а также созданы институты христианской психологии и открыты православные психологические центры, что говорит о важности такого направления в жизни верующих.

Католики.

По католикам материала оказалось достаточно мало, возможно из-за того, что они численно мало представлены в России. Из того что удалось найти и из личного общения стало понятным, что отношение католиков к классической психологии весьма толерантное, они понимают важность использования этих научных знаний для помощи верующим и для более широкого взгляда на реальность. У них на церковной основе проводятся официальные психологические тренинги и различные обучающие программы, которые проводят обычные психологи. Кроме этого, они, конечно, осознают, что следует проявлять осторожность, ведь от психологии может исходить так же и негативное воздействие, что это в большей мере зависит от личности самого психолога, его морального уровня и жизненных ценностей.

Протестанты.

В протестантском мире мнение о психологии распределяется от крайне негативного до очень позитивного. Сильно негативные авторы видят только плохое и вредное в психологии, не замечая хотя бы каких-то позитивных сторон, что очень подозрительно, ведь в любом явлении всегда есть две стороны. Позитивные же авторы, даже те, которые сами по образованию являются психологами, всегда подчеркивают ограничения влияния психологии, что ею нельзя подменять веру и религию, что эти знания могут быть хорошей помощью в церковной жизни, но должны использоваться разумно и в нужных сферах. Они подчеркивают, что без профессиональной психологии религия толкает людей на самодеятельное использование сомнительных «психологических» практик.

Своего психологического направления в протестантизме не разрабатывается. Предпочтение отдается гуманистическим направлениям психологии, в том числе тем, которые рассматривают поиск смысла жизни. Из научных направлений наибольшим признанием и доверием в протестантском мире пользуется возрастная психология, изучающая этапы развития человека с рождения и до окончания жизни.

В некоторых протестантских церквях работают штатные психологи, к примеру «Благая весть» (РОСХВЕ), они консультируют верующих, проводят тематические тренинги, помогают в реабилитационных центрах.

В некоторых протестантских семинариях практикуется преподавание отдельных дисциплин с точки зрения психологии, к примеру, в Евроазиатской богословской семинарии. В ней на факультете «Душепопечения» большинство преподавателей являются профессиональными психологами, совмещающими свои научные и практические знания с христианскими принципами.

Верующие психологи.

Большинство публикаций и научных работ в области христианской психологии ориентировано на православие. Тем не менее, на данный момент исследования носят объективный характер и могут быть использованы для нужд любой конфессии. Однако, православная ориентированность формирует особый взгляд и особые подходы к решению различных проблем. Так, к примеру, основным источником знаний для них видится предания святых отцов, а вершиной познания считается аскетизм, монашество и послушничество, что не очень согласуется с научным подходом к познанию.

Верующие психологи признают важность психологии как таковой в жизни церкви. Однако ее классическая часть считается ими психологией «падшего, плотяного, ветхого, внешнего, душевного» человека, которая не пожходит для православных верующих. Они настаивают на необходимости изучения духовных закономерностей для описания личности человека «возрожденного свыше, внутреннего, духовного». Тем не менее, те знания, которые уже были получены и систематизированы светской наукой, по их мнению, могут быть включены в знание о человеке. Однако, они не должны являться окончательным ориентиром, куда человеку стоит двигаться, но могут помочь верующим в борьбе со страстями и соблазнами.

Что касается христианской психологии, то на данный момент в ее рамках активно разрабатываются новые представления о духовных феноменах, на которые ученые прошлого мало обращали внимание, таких как: вера, совесть, любовь агапэ, духовность, милосердие, смиренномудрие, кротость и др. Эти представления с точки зрения систематизации и науки призваны помочь церкви упорядочить большое количество духовных явлений, а также дать диагностические инструменты для своевременного реагирования на различные ситуации.

Верующие психологи не претендуют на роль духовных лидеров и не пытаются заменить собой религию. Они склоняются к тому, что как светская, так и христианская психологии должны быть всего лишь инструментом в церковной жизни помогая людям в своей зоне компетентности, особенно, когда речь идет о душевных и психосоматических расстройствах.

Итоги:

  1. Во всех конфессиях существует как позитивный взгляд на психологию, так и опасения о возможном ее негативном влиянии на верующих.
  2. Все конфессии понимают, что психология неоднородна, и ее методы воздействия часто зависят от целей и моральных принципов самого психолога, и поэтому ограничивать нужно не науку в целом, а отдельные вредоносные элементы.
  3. Все конфессии планируют или уже проводят взаимодействие с психологической наукой. Православие развивает свою психологию, католики доверяют проверенным классическим направлениям, протестанты пытаются комбинировать светскую психологию с духовными знаниями и практиками.
  4. Светскую психологию часто воспринимают как описывающую реальность только частично, и поэтому настаивают на разработке более целостного взгляда на человека, совмещающего научный и религиозный подходы.
  5. Многие религиозные деятели признают компетентность классической психологии в области душевного здоровья, но при этом далеко не всегда могут разграничить духовную и душевную сферы.
  6. Верующие психологи стремятся к тому, чтобы светская психология могла помогать в церковной жизни, а также проводят исследования и описания духовных явлений психологическим языком, чтобы иметь более полное и системное представление о человеке.

Парадоксы и заблуждения в критике психологии церковными деятелями:

  1. Психологию обвиняют в том, что она претендует на роль религии, но в то же самое время критикуют ее за отсутствие представлений о божественном участии в психических процессах человека, отсутствие представлений о жизни души и духа после физической смерти, об отсутствии представлений о божественном сотворении человека, слишком узком взгляде на психику человека, а также отсутствии помощи человеку в обретении вечной жизни и построении отношений с Богом. Таким образом, обвиняют в отсутствии религиозных целей и практик, но при этом параллельно обвиняют в конкуренции с религией и работе на «чужой территории».
  2. Практическую психологию обвиняют в поверхностных результатах, снятии симптомов, отсутствии работы с глубинными проблемами, видя в этом зло. По словам религиозных деятелей, проблемы только загоняются глубже. Однако любая помощь в решении проблемы в христианстве признается добром. Вспомнить даже притчу о добром самаритянине, который не говорил о Боге, не спасал душу человека, не молился с ним, а просто позаботился о его ранах, пище и жилье. Многие верующие при головной боли не копаются в глубинах проблемы, хотя очень часто корни могут находиться в психосоматических или духовных проблемах. Но при этом, большинство христиан, просто, пьет таблетку, и продолжает жить дальше. И в данном обвинении христиане часто противоречат библейским принципам, ведь психология способна помочь человеку на определенном уровне.
  3. Практическую психологию обвиняют в неэффективности, приводя в пример исследования известного психолога Айзенка. В то же самое время психологию обвиняют в бесовщине и служении темным силам. Но служить этим силам она могла бы только являясь эффективным инструментом, обменивая некоторые выгоды на заблуждения. Иначе, без реальных результатов она не смогла бы привлекать множество клиентов только на одной пропаганде. Кстати, исследование эффективности проводится очень активно, и существует около 500 работ на эту тему, подтверждающих, что уже к 8 сеансу становится лучше 70% людей обратившихся за психотерапией.
  4. Психологию обвиняют в отсутствии представлений о духе человека, а значит в искаженном взгляде на человека, но при этом религиозные деятели, утверждающие, что человек триедин (дух, душа и тело), сами при этом сфокусированы только на духовных аспектах, игнорируя часто психологические и уж точно игнорируя телесные стороны человека, так как наукой о врачевании тела (медициной) владеет очень малое число служителей. В этом обвинении мы видим двойные стандарты применяемые к одним и не применяемые к другим.
  5. Психологию обвиняют в таких вещах, в которых не обвиняют ни одну другую науку, а именно в том, что она не рассматривает божественное влияние и все то, что она не может измерить объективными методами (представления о Боге, потустороннем мире, духе человека, сотворении человека Богом). Так можно было бы обвинить, к примеру, физику, что она не описывает сущность Бога. Однако плодами других наук религиозное сообщество пользуется без выдвигания каких-либо претензий. Однако относительно психологии существуют более жесткие требования.

Итоги: на лицо видны двойные стандарты религиозного сообщества, предъявляемые к психологии. Это происходит чаще от страха потери контроля в своей духовной сфере, и ошибочного представления, что психология стремится переманить верующих людей к себе, отвратив при этом от Бога и церкви. Страх же этот основан на непонимании того, как отделить психические процесс от духовных, а поэтому религии их проще оставить в своем ведении. Однако, психологическая наука не претендует на место религии, и стремится занять свою нишу в разделении ролей: медицина лечит тело, психология — душу, а религия — дух. Но поскольку человек является целостным существом, и часто невозможно в нем лечить что-то одно не затронув другого, то лучшим вариантом будет взаимодействие этих трех дисциплин, и создание на стыках их компетентности самостоятельных смежных дисциплин, таких как психосоматика (тело-душа) и христианская психология (душа-дух). Это позволит ни только провести границу компетентности, но и дать возможность специалистам качественно помогать людям в различных сферах их устройства. И конечно, все эти пять направлений (медицина, психосоматика, психология, христианская психология и религия) в идеале должны сотрудничать, оказывая комплексное участие в жизни целостного человека.

Выводы:

  1. Психология может быть как вредна, так и полезна для духовной жизни человека.
  2. Все основные конфессии планируют или уже проводят взаимодействие с психологической наукой.
  3. Критика психологии не всегда объективна, так как производится людьми далекими от этой науки. К психологии нередко применяются завышенные или даже двойные стандарты.
  4. Опасность психология может представлять в руках недобросовестного человека (с низкими моральными принципами), как специалиста, так и дилетанта. Психологические методы пусть даже интуитивно, но все равно используются церковными людьми в повседневной и духовной жизни, и лучше, чтобы это использование происходило под присмотром профессионалов от психологии (с высокими моральными принципами).
  5. Светская психология хорошо описывает «падшего» человека, который не является нормой для верующих. Поэтому ее сферой применения может быть борьба со страстями.
  6. Для более полного представления о человеке светской психологии необходимо развитие в векторе христианских взглядов (сотворение Богом, наличие духа, жизнь после смерти, общение с Богом и др.).
  7. Официальное использование психологии позволит минимизировать ее дилетантское (непрофессиональное и вредоносное) применение в общинах.
  8. Православная церковь разрабатывает свою психологию, основанную на святоотеческой традиции. Освоение данного направления протестантскими специалистами может быть затруднено в силу отсутствия знаний жизни православных святых отцов, и ориентации в большей мере на библейские тексты в своем религиозном мировоззрении.
  9. В связи с предыдущим пунктом, возникает потребность создания протестантскими церквями своего направления христианской психологии, учитывающего особенности авторитетов и вероучения.Газета Протестант.ру      

Добавить комментарий