Как в проповеди правильно передать библейский замысел автора.

толковаДональд Дж. Мак-Дугал

Надо определить не только главную мысль, но и строение отрывка,’ так как оно тоже отражает мысль автора. При изучении плана разъяснительной проповеди надо использовать три основных принципа. Они будут так или иначе повторяться при обсуждении отдельных фрагментов.

Ваша задача — передать послание, а не составить план проповеди. Сосредоточьтесь на передаче послания, а не на плане. Мы помешаны на ясных и четких схемах. Иметь план неплохо. Неплохо иметь план, который запомнится людям, но, если он будет неадекватно отражать строение отрывка, это ужасно. Когда ваш план отражает предвзятые человеческие мысли и вытесняет учение, заключенное в центральной мысли отрывка, вы перестаете быть проповедником. В этот момент послание перестает быть библейским и превращается в разъяснение мыслей его автора.

План надо найти, а не составлять. Как мы уже говорили раньше в примере про поход, многие проповедники забывают последовательность пунктов своего плана (что заставляет их постоянно подглядывать в бумажку), потому что они сами прокладывают путь через отрывок, а не следуют за автором.

Пусть отрывок диктует вам; не диктуйте ему свою волю. Основная опасность для тех, кто предпочитает четкие планы в три-четыре пункта с подпунктами, — не поддаться искушению пожертвовать отрывком ради такой роскоши. Если такого плана не получается, не вымучивайте его. Одним из величайших комплиментов, когда-либо сделанных мне, были слова одной дамы после проповеди: «Я поняла, что у вас нет плана, ваша речь просто текла». На самом деле у меня был план, но он был незаметным; и таким он должен быть. Как мы скажем далее, книгу, подобную Посланию Иакова, нельзя уложить в простой, всем понятный план, поскольку она отражает совсем иной ход мысли, который следует уважать при разъяснении.

Если бы позволяло место, можно было бы доказать это на примере каждой из книг Библии. Достаточно двух примеров. Легче всего запомнить содержание книги Бытие, сосредоточившись на четырех ключевых родах деятельности и четырех ключевых фигурах, но лучше подчеркнуть лежащие в ее основе родословные. План Деяний можно построить по-разному. Однако будет хорошо, если мы обратим внимание на сообщения об успехах благовестия, которые завершают шесть разделов книги (Деян. 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:3031). Читатель, который подумает над этими разделами, намеченными Лукой, лучше поймет значение книги.

Основной контекстуальный план

Без сомнения, автор разъяснительной проповеди должен сосредоточиться на определении плана, который наилучшим образом будет отражать ход мысли автора книги. Ниже приведено несколько примеров применения упомянутых ранее принципов.

1 Фес. 1. Главная мысль первой главы Послания фессалоникийцам вращается вокруг утверждения «всегда благодарим» (1 Фее. 1:2). Это предложение сопровождается тремя деепричастиями (1 Фее. 1:26, 3, 4), которые выражают разные аспекты благодарения. Первое деепричастие (1 Фее. 1:26) говорит о манере благодарения, второе (1 Фее. 1:3) — о его времени, а третье (1 фее. 1:4) — его причине. Стихи 5 и последующие связаны со стихом 4 посредством каузативной частицы, которая указывает, что последующие мысли подчинены стиху 4. Следовательно, автор ясно показывает, что, хотя в этой главе есть и другие важные мысли, центральная мысль или тема — благодарение, и объясняет (1) как, (2) когда и (3) почему оно происходит.

Имея в виду синтаксическое строение главы, можно исследовать детально каждый отдельный фрагмент, учитывая контекст. Повторю снова: структура очень важна. Например, в стихе 3 содержатся три параллельных идеи, которые выражены тремя именами существительными выражающими действия: дело, труд и терпение. Эти три имени связаны с тремя христианскими благодатями: верой, любовью и надеждой. Имена действия описывают три характерных черты фессалоникийских христиан, которые необходимы любой церкви, если она хочет оправдать возложенную на нее Богом ответственность. Церковь нуждается в тружениках, особенно тех, кто работает неустанно и не перестает трудиться для Господа.

Слова, обозначающие веру, надежду и любовь, употреблены в форме субъективного генитива.»6 Это значит, что необходимые дела выполняются теми, кто верит; изнурительный труд совершается теми, кто обладает жертвенной любовью; а невероятно важное терпение свойственно тем, кто возлагает надежды на Господа Иисуса Христа. Итак, для выполнения своей задачи церковь нуждается в вере, надежде и любви. Подлинная вера, любовь и надежда побуждают тех, кто ими обладает, действовать, усердно трудиться и терпеть до конца. Эти моменты должны быть отражены как в послании, так и в плане вашей проповеди.

2 Фее. 1. Благодарение является также ведущей мыслью в 2 Фее.1. Здесь Павел не только благодарит сам, но напоминает читателям, что и они обязаны «благодарить» (2 Фее. 1:3; см. также 2:13). Важно помнить об этом, проповедуя эту главу. В этом фрагменте есть несколько важных эсхатологических заявлений, поэтому многие думают о нем как о содержащем только эсхатологические истины, но основной целью автора не было написание эсхатологического трактата. Напротив, он приводит основные причины благодарения для своих читателей. Две основные части главы посвящены благодарению (2 Фее. 1:3-10) и молитве (2 Фес.1:11-12). Благодарение за то, что Бог делает для них (и для нас) в настоящем (2 Фее. 1:4-5), и за то, что Он сделает для них (и для нас) в будущем (2 Фее. 1:6-10), должно занять основное место в разъяснении, которое должно быть оформлено в двух частях, как и глава.

Гал. 6:1-10. Гал. 6:1-10 — прекрасный пример отрывка, схема которого лежит на поверхности. Как уже упоминалось, главная мысль отрывка заключена в стихе 10. Если исходить из этого, развитие мысли очевидно. Здесь описывается образ жизни человека, который исполнен Духом и проявляет плоды этого. Главная мысль: как и все, кто ходит путями Духа и обладает плодами Его…

  1. Что мы должны делать? (Гал. 6:10). 1 «Будем делать добро всем» ;           1 То есть имя существительное в родительном падеже выступает в качестве подлежащего и указывает на выполнение действия, выраженного существительным, которое определяет его.
  2. Делайте добро всем людям (просто утверждение, без развития мысли) 2В. (Делайте добро) в особенности своим по вере Что это предполагает? Мысль развивается в Гал. 6:1-8:
  3. Исправляйте
  4. Повеление (Гал. 6:1а) 2D. Предостережение (Гал. 6:1Ь) 2С. Носите ID. Повеление (Гал. 6:2) 2D. Предостережение (Гал. 6:3-5) ЗС. Делитесь
  5. Повеление (Гал. 6:6) 2D. Предостережение (Гал. 6:7-8) 2А. Когда мы должны делать это? (Гал. 6:10а) «Доколе есть время» ЗА. Почему надо это делать? (Гал. 6:9) «В свое время пожнем, если не ослабеем»

Зах. 4. Зах. 4:1-14 — один из многих отрывков Ветхого Завета, план которого вырисовывается сам собой. Главная мысль отрывка, как уже говорилось, — Зах. 4:6. Предшествующие ей стихи (Зах. 4:1-5; см. также 4:11-14) красочно описывают истину из стиха 6. Последующие стихи (Зах. 4:7-10) показывают, как действует эта истина в жизни слуги Божьего.

Проповедник должен быть осторожен при составлении планов. Некоторые отрывки легко укладываются в стройную схему проповеди, но другие не так просты, и не надо втискивать их в простую структуру. Приведем два важных примера, когда нужно следовать замыслу автора и его непростой схеме, чтобы правильно передать ход его мысли.

Нитка жемчуга

Иак. 1:1-12 — отрывок, похожий на прекрасное жемчужное ожерелье. Это лучшее сравнение для хода повествования у Иакова. После размышления можно определить, что в стихе 12 подводится итог Иак. 1:2-11,         одним из наиболее важных аргументов является то, что именная форма слова «искушение», которая встречается в Иак. 1:2 и снова в Иак. 1:12, используется исключительно в этих стихах. Она противопоставлена глаголу с тем же корнем («искушать»), который используется исключительно в Иак. 1:13-14. Сдвиг формы указывает на переход к новой теме.

Заключив, что первая часть — это стихи 2-12, можно предварительно разделить отрывок следующим образом.

1А. Что мы должны делать — Иак. 1:2

2А. Почему мы должны это делать — Иак. 1:3-4

ЗА. Как мы должны это делать — Иак. 1:5-8

4А. Как это практически повлияет на нашу жизнь — Иак. 1:9-11

5А. Что ждет впереди тех, кто будет так поступать — Иак. 1:12

Даже используя подобную схему, проповедник не смог бы адекватно | передать логику автора, если бы сам ее не понял. Этот раздел книги Иакова, как и вся его книга, строится не по стандартам западного мышления. Эта структура, а следовательно, и структура проповеди по этой главе, может быть определена как «нитка жемчуга», потому что именно такой она и является. Даже из текста перевода видно, что «терпение» завершает мысль в стихе 3 и открывает мысль стиха 4. Тому же образцу автор следует и при использовании слова «совершенный» в Иак. 1:4а и 1:4Ь, «недостаток» — в Иак. 1:4Ьи 1:5а, «просить» — в Иак. 1:5аи 1:6а, и «сомневаться» — в Иак. 1:6а и 1:6Ь. В проповеди важно следовать этой драгоценной схеме отрывка, и слушателям это понравится.

Важно помнить об этом, потому что Иаков — не единственный автор, у которого встречается такое развитие мысли. В более широком плане у Павла встречается много таких примеров. Осознание этого поможет проповеднику не только понять ход мысли раздела, но и взаимосвязь мыслей в последующих частях книги. _

Морские волны.

Другой тип построения можно проследить по первой главе Послания к Ефесянам. Лучше всего лично исследовать стихи 3-14, чтобы понять, что схема, которую использует Павел, непроста и несимметрична. Фактически, втискивать этот отрывок в симметричный план, значит игнорировать либо послание, либо чувства, выраженные в этих стихах. Отрывок полон эмоций. Павел усердно трудился и сражался во многих битвах как слуга Божий, и теперь, когда прошло много лет, он размышляет обо всем, что сделал и делает Бог. Вспоминая об этом, он даже не может писать обычное письмо, и неожиданно начинает восторженно славить Бога. Фразы не выстраиваются гладко, согласно принятым стандартам. Стандартное! рассмотрение их приведет к непониманию их смысла. Выражение мыс-| лей автора лучше всего сравнить с морскими волнами, которые одна за| другой накатываются на берег. Одни и те же мысли возвращаются снова щ снова, но каждый раз их интенсивность возрастает.  |

Этот отрывок вызывает в памяти еще один образ — фейерверк. В небе| раскрывается один огненный цветок за другим. Без повторных залпов» зритель не смог бы в полноте оценить каждый отдельный залп фейерверка. Но весь салют в целом может вызвать восторг. Вот в чем суть этого отрывка. Чтобы воспринять его, надо сосредоточиться на мощных волнах, которые разбиваются о берег, или на великолепных огненных цветах на фоне темного неба, или, если хотите, на впечатляющих, трансцендентных мыслях, которые сами говорят за себя.

Несмотря на это, некоторые места Еф. 1:3-14 могут — и даже должны — рассматриваться иначе. Восприняв такое великолепие света на фоне темного неба и ощутив общее настроение отрывка, полезно будет вернуться назад и внимательно просмотреть каждый фрагмент этого величественного представления. В конце концов, здесь содержится много важной информации о здоровом христианском образе жизни. Чтобы полностью осветить значение слов Павла, понадобится не одна проповедь.

Важность каждой детали ясно видна из первого же стиха отрывка (Еф. 1’-3) — Здесь в сжатом виде содержится одна из основных тем книги. Работая над этим стихом, надо просто исследовать последовательно каждое слово, чтобы выработать план. Для составления плана можно использовать слова стиха или заголовки, передающие те же мысли. Обратите внимание и на то и на другое в приведенном ниже примере.

Читая начальные слова Еф. 1:3, мы сразу видим, что Павел по какой-то причине прервал обычное вступление к письму. Обычно он начинает с благодарения и молитв за читателей. Здесь это тоже присутствует, но только после того, как он заканчивает внезапно вырвавшуюся молитву (см. 1:15-16). Что заставляет его (и заставит нас) вдруг разразиться этой молитвой? Без сомнения, размышления о единстве, которое Бог дал Своей церкви, но в конечном итоге эта молитва строится на понимании Павлом следующих вещей.

1А. Источник нашего благословения (Еф. 1:3а) «Бог… благословивший нас»

(Имя Бога встречается здесь только в двенадцати стихах, тем не менее, Он является действующим лицом по отношению ко всем активным и пассивным действиям, о которых здесь говорится). 2А. Цель/суть нашего благословения (Еф. 1:ЗЬ) «всякое духовное благословение»

(Обязательно надо выделить, что одним из важнейших ключей к пониманию этой книги является осознание того, что упомянутые здесь благословения не физического или материального, а духовного характера).

ЗА. Область действия нашего благословения (Еф. 1:3с) 1В. «в небесах»

Человек даже близко не подойдет к пониманию толкования, если не осознает значения этой фразы, а чтобы понять ее, не требуется выходить за границы книги). 2В. «во Христе». Без этого «Послание к ефесянам» не имеет силы.

Мак-Артур-младший, Джон.

Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*