О Божьем Плане Спасения (общероссийский проект «Преображение»)

планЗайченко А.С.

Евангелие Христа – это прежде всего весть о спасении, исходящая от Бога, в которой мы находим полный набор Божьих инструментов, способов, превращающих под действием Духа Святого внешне пассивную форму самой Благой вести, в развернутую программу перехода человека еще в период земной жизни из царства греха, несовершенства в абсолютно новое состояние гражданина Царства Божия.

Этот переход воплотился в Божий План Спасения, который оснащен всеми необходимыми аргументами, объяснениями, мониторингом и даже реальным обеспечением. Прежде всего в нем присутствует мощное мотивирующее начало: План раскрывает перед человеком Божье откровение о том, что его спасение на самом деле прежде всего нужно самому Богу, оно постоянно находится в центре Его внимания. Лишь по этой одной причине такой План уже заслуживал евангельской миссии на землю в виде Боговоплощения Христа: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа», (Еф.1:3-5).

План содержит в себе невиданные по своей привлекательности обещания человеку – сверхъестественное улучшение личных качеств и способностей верующего, приближение их к уровню святости и славы Богочеловека. Трудно представить себе дар, хоть отдаленно похожий по своей щедрости на прежние награды Бога, приведенные в Святом Писании.

Бог-Творец.

Евангелие Спасения — это не пассивная информация о возможном будущем событии и даже не просто обещание и завет Бога с людьми, а полновесная программа со своим собственным обеспечением, или в терминах сегодняшнего дня — инструментарием, логистикой, средствами мониторинга, управления и контроля. В ней самым активным образом участвует вся Божественная Троица. Бог-Творец выступает в Плане как автор, заказчик и как главный будущий бенефициар: Его интерес – засвидетельствовать вселенной в ее временной и пространственной безграничности совершенство своего Творения, избрав для этого самый убедительный способ – добровольное, осмысленное принятие человеком Бога –Творца.

При этом, для убедительности этого космологического эксперимента фактор наличие свободного выбора и свободной воли у человека можно считать решающим. Бог обеспечил это условие через предоставления человечеству многочисленных исторических шансов построения своего, земного человеческого «царства божия» с вариантами подчас внешне убедительных альтернатив (в том числе коммунизма, тысячелетнего рейха, современной либеральной демократии и пр.). Испробовано поистине все и, наверное, будут попытки дальнейших проб доказать, что люди могут построить замкнутую на себя систему мироустройства без Бога. Так что выбор будет действительно свободным и даже выстраданным. Тем большую убедительность это принесет замыслу Божьего Творения человека.

В конце концов от Него все Творение пришло в мир, в Нему оно должно вернуться, но уже в виде искупленного, преображенного, освященного и прославленного человека.

Христос

Христос по воле Бога-Отца не только исполнил функцию посланника, передавшего этот План людям. В этой «божественной командировке» на землю Он обозначил для человечества новую эпоху – эпоху начала Царства Божия, которое, как и само спасение, начинается уже здесь на земле и заканчивается в вечности, то есть не заканчивается никогда. Иисус научил людей пользоваться этим Планом, он подобрал первые кадры – учеников для его исполнения. Он создал стартовые условия запуска Плана, искупив для этого Своей кровью ошибки чисто человеческого плана в развитии земного творения, где вместо воли Бога занимала свободная воля человека. Этим самым исторически Христос вывел человечество из тупика саморазрушения. Но, пожалуй, самое главное для людей нынешнего века состоит в Его активном участии в Плане со стороны Небесного Творца. Именно Христос задал для людей основные Свои личные параметры данного проекта, примеры-образцы уже для первых Его учеников. Через Его апостолов, а позже и Его церковь эти образцы стали духовными, нравственными эталонами для многих поколений христиан вплоть до нашего времени. Более того, Сам Христос по сути вписан в Божий План спасения как образец-цель, к которому мы должны приближаться по мере нашего, освящения. В качестве эталона преображения Бог-Отец вряд ли станет для нас образцом – онтологически мы слишком несоизмеримые сущности. А вот в образ Иисуса Христа, Богочеловека, доступного, близкого нам для восприятия и подражания –вполне возможная, хотя все равно запредельная цель — стать «причастниками Божеского естества» (2Пет.1:4).

Дух Святой.

На страницах Ветхого завета Святой Дух вступал в отношениях с людьми лишь эпизодически. Только после начала развертывания Иисусом Христом Евангельского плана Спасения, этот персонаж Божественной Троицы впервые становится постоянно вписанным в Божьи обетования, планы Бога по отношению к людям : «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26). Со временем богословие, христианская Церковь и человеческая традиция включили Духа Святого в самые разные темы теологии, проповедей, сегодня харизматические и пятидесятнические церкви подняли Его роль на доселе недосягаемую высоту. Но истина остается прежней — Святой Дух был и остается основным действующим помощником, другом, учителем в конкретной программе преображения каждого верующего, реально принявшего Божий План Спасения. Мы «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его».  (Еф.1:13-14).

В соработничестве с человеком Дух Святой исполняет в Плана роль не только ведущего участника, наставника и помощника, но и Полномочного Представителя Бога в освящении человека в образ Христа. Со своей стороны, нам всегда надо помнить (и Дух Святой не даст нам забыть об этом), что соработничество не может быть безусловным, оно принципиально становится возможным лишь при последовательной и осмысленной демонстрации человеком своего согласия с Божьим Планом Спасения, более того, согласия, подкрепленного волей, верой, действиями, мыслями и реальными результатами верующего, независимо от их масштабов, значения и степени заметности. В конце концов, Бог смотрит не на внешние проявления, а на движение сердца. Что касается самих результатов, то они скорее нужны для самого человека для достижения им текущей психологической и социо-культурной уверенности в правильности избранного пути.

Благодать.

Сегодня, к сожалению, многие христиане часто путаются в вопросах природы и смысла Божьей Благодати. В контексте Божьего Плана Спасения действие Божественной благодати проявляется в человеке через Духа Святого, Который через эту благодать дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения, с её помощью человек преодолевает грех и восстанавливает свое подобие с Богом. Иными словами, именно в Евангелии спасения Дух Святой и Божья благодать спасающая становятся едиными, неразрывными понятиями, выражающими проактивную позицию Бога-Творца в нашем личном спасении.

Итак, понятие «Божья благодать» приобрело этот провиденциальный смысл в Библии именно в Новом Завете, через Евангелие Спасения. Оно вошло в духовный мир человека, оно стало обозначать конкретные действия Духа Святого при соработничестве с человеком в процессе его преображения в образ Христа через освящение, с последующим спасением. Именно поэтому мы можем говорить о спасительной, преображающей, освящающей благодати: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». (Тит.2:11-13).

Царство Божие.

Это еще одна провиденциальная категория высшего порядка, которая вошла в корпус важнейших понятий Божьего Плана Спасения. Она кардинально отличается от прошлых иудейских трактовок этого словосочетания.

Царство Божие внутри нас – это мысли, поступки, движения нашего духа и души, это плоды видимые и невидимые, которые, в конечном счете, вызваны воздействием на нас Благой Вести Христа о нашем спасении и преображении в Славу Бога: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и остальное все приложится вам» (Мт. 6:33).

Бог не предназначил Царству Божию внутри нас восторжествовать в нашем земном мире. Это скорее — «тесные врата, и узкий путь,» по которому идут немногие. Оно – лишь преддверие вечного Царства Божия и поэтому в нем нет завершенности. И все-таки Царство Божие внутри нас реально существует, оно есть незримый союз тех, кто решил идти путем спасения через преображения, через духовное освящение в образ и славу Христа.

Это царство можно представить в виде школы, в которой кандидаты на спасение, принявшие завет на освящение, постепенно возрастают в Божьей святости и славе, где Дух Святой несет служение учителем, наставником, соработником и другом. В этой школе ученики, по мере приближения к святым качествам Богочеловека, переходят из класса в класс по индивидуальной, адаптированной специально для каждого из них, программе преображения.

Выпускники этой школы могут лично не знать друг друга, но их всех  знает Главный Куратор школы — Христос, потому что именно в Его образ, славу и святость они стремятся преобразиться и именно Он будет принимать у них главный выпускной экзамен при Своем Втором пришествии. Но по благодати Божьего Плана Спасения все, кто остался в этой школе до конца будут без дополнительных тестов, ЕГЭ и проверок допущены в высшую школу — Царство Божие «в силе». Но даже сегодня эта первая, земная ступень Божьего Плана Спасения в виде Царства Божия внутри нас торжествует своими плодами и достижениями не только в сердцах и мыслях освящаемых, его контуры просматриваются в реальном изменении поведения, моральных и социальных качеств людей, в росте духовного и нравственного потенциала церквей в расширении границ света Евангелия в сегодняшнем мире.

Куратор и спонсор нашей школы преображения позаботился и о том, чтобы в мире не торжествовал старый, укоренившийся взгляд на это небесное учебное заведение как унылую средневековую бурсу, где царят страх наказания, серость и убогость земной жизни, начетничество, срытый обман и предательство. Те, кто избрал путь в Царство Божие, могут рассчитывать на духовную радость и земные благословения уже в этой жизни: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной». (Лук.18:29,30). Поистине, благодать спасающая, исходящая на нас от Духа Святого расчищает, путь к преображению, а благословения Божьи поддерживают наши телесные и эмоциональные силы.

И в заключении несколько слов о смысловой нагрузке слова «спасение».

Как правило, библейское понятие «спасение» для современного христианина перенасыщено нечеткими смыслами и переживаниями, которые несут в себе отпечаток произвольных толкований этого термина, накопленных за сотни лет осмысления многими поколениями богословов. Кроме того, на сегодня это слово отягощено нашими ожиданиями попадания под жесткие фильтры и предварительные условия, с трудностью возрастания в святости как непременного условия достижения спасения, а также страхами утраты накопленной благодати из-за греховной природы человека. На самом деле процесс спасения, как и освящения, если он проходит с участием Духа Святого и нашей воли (силы веры), – процесс не только вполне доступный верующим, но изначально заложенный в природу человека Божьим Провидением.

Слово спасение не передает состояния длительности процесса, обычно оно означает одномоментное, неожиданное избавление от очень серьезной опасности, спасаться нельзя долго, годами, а то и всю жизнь, как об этом говорится в Библии. Ведь евангелие учит что спасение от Бога не приходит разом, «залпом», это – длительный, противоречивый процесс. В русском языке эта состояние-событие передается словами «освобождение», «избавление». Но библейский смысл спасения состоит не в избавлении от чего плохого (это слишком скромная награда для человека от Господа за подтверждение совершенства Его Творения), а скорее в приобретении новых, невиданных в нашей земной грешной жизни благ. Если же мы хотим оставить слово спасение, то для передачи продолжительности этого процесс лучше использовать словосочетание «идти по пути (путем) Спасения».

Христос есть дверь, в которую мы входим после принятия Христа, но Он есть и путь, путь ко спасению, по которому мы идем не в автоматическом режиме, а вполне осознанно, проявляя нашу волю, нашу веру и принимая поддержку от Святого Духа: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6).

Зайченко А.С.

Автор общероссийского проекта «Преображение»)

Газета Протестант.ру    

Добавить комментарий