Почему Бог и человек нуждаются друг в друге: между спасением человека и прославлением Бога.

преображение 1Зайченко А.С.

Если мы верим в Евангелие Иисуса Христа, мы не можем не принять и не следовать Его главной идее и главному призыву – вхождению в Царство Божие через преображение в образ Христа и постепенное освящение личности, которое представляет собой продолжительный процесс. Евангелие называет этот процесс преображением личности в образ и Славу Христа.

Мотивы сторон

В истории никогда не было более привлекательного и мощного стимула духовной и социальной мобилизации как отдельного человека, так и целых народов, чем идея Царства Божия. В общекультурном контексте под Царством Божием мы понимаем организованное пространство (царство, область, край и пр.) под управлением великого, мудрого и недостижимого для познания и контактов Существа, куда человек приглашается поселиться (надолго и даже навечно) и наслаждаться благами, которые обычно ему недоступны. Первое такое Царство Божие – рай и далее …

В эпоху господства атеизма идеей Царства Божие часто пользовались не только религиозные, но и политические лидеры. У коммунистов – это коммунизм как счастье всего человечества. У нацистов – тысячелетний рейх, в США – «сияющий город на холме», Великое общество, Великие горизонты, и т.д. Идея Царства Божия была не только абстракцией, она воплотилась в социальную практику (примеры американских переселенцев — «город на холме» как прообраз свечи, которая светит всем людям), голландцев-реформатов и гугенотов в Южной Африке, аболиционистов в США, русских староверов, даже «баптистских колхозов» в 20-х гг в СССР и пр.

Но в христианской церкви за последние 200 лет этот мотив стал постепенно уходить на задний план. Сейчас мотивация на активное участие в преображении для вхождения в Царство Божие представлена в учении и практике христианских церквей очень слабо. Возможной причиной здесь могут быть историческое освобождение западного человека (христианина) от рабства материальной нищеты, тяжелых условий жизни, произвола властей, катастрофических случайностей экономической, социальной и политической жизни, то есть всего того, что по массовым представлениям верующих прежних времен исчезало именно в Царствии Божием. Иными словами, западное общество, за эти 200 лет смогло навязать неверующим и даже верующим архаическую модель Царствия Божия, а вместе с ней и неактуальность самих идей спасения и преображения. Применительно к евангельскому движению России, это выглядит еще более рельефно и убедительно.

Почему Богу как нужно добровольное принятие человеком Божьего промысла об Его творении.

Многие верующие христиане знают из Писания, что высочайшее предназначение человека заключается в том, чтобы славить и любить Бога. Но что из этого следует, какое это имеет значения для их современной практической жизни и, наконец, как творение может с наивысшей степенью убедительности славить своего Творца?

Почему такое добровольное решение особо драгоценно в глазах Бога? Мы знаем, из нашей жизни, что каждый вновь произведенный продукт подтверждает эффективность, умение, профессиональное совершенство своего изготовителя качеством своих полезных свойств. Божье творение также свидетельствует своими свойствами об абсолютном совершенстве Бога. Но созданные Творцом разумные существа, наделенные нравственностью и свободой поведения, мысли могут по-настоящему свидетельствовать о Его высшей мудрости только своим свободным выбором в пользу Божьего порядка и замысла, которые были им) засвидетельствованы людям.

Вместе с тем свободный выбор возможен лишь, когда наряду с благодатным замыслом Бога, существуют другие варианты бытия человека: неблагодатные, с усеченной благодатью или вовсе безбожные, продуцированные волей самого человека. Только при наличии разрушительных вариантов псевдо-творения самого человека, в условиях полноты бытия возможен настоящий свободный выбор человеком путей будущего. Выбирать истину из ограниченного набора вариантов, даже очень чудесных, будет некорректно. Такая истина не отразит полноту бытия и может исказить истинные возможности творения. Творец не нуждается в решениях людей, которые неизвестны страдания, тяжелые реальности бытия. Не случайно, сатана в споре с Господом о судьбе Иова, хочет унизить Бога возможным несовершенством Его творения, которое обладает лишь «проплаченной праведностью»: «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?». (Иов.1:9-11).

Вот почему Бог не сделал постоянными для человека райские условия жизни, только реально переживаемый, негативный опыт безбожного эрзац-творения может сделать принятие человеком Божьего промысла настоящим свободным выбором, который будет полновесным и поэтому ценным в глазах Господа. Кстати, только в условиях страданий, провалов, драм и трагедий, сопутствующих самостоятельному, безбожному развитию человека, стало возможным засвидетельствовать людям особые нравственные качества Бога: милосердие, любовь, милость, благодать и пр. В райских условиях это было бы просто невозможно.

Главное для Бога, чтобы у человека был выбор не между плохим, очень плохим и нейтральным (которое все равно неизбежно станет для него плохим или злым), но между всеми вариантами жизни, проистекающими из свободно-безбожной воли человека, и волей, свободно принявшей замысел Господа, засвидетельствованный людям в Его откровениях о Божьем плане спасения.. Иными словами, речь идет о свидетельстве спасающей божьей Благодати, которое должно быть доступно человеку. Именно в этом и состоял великий смысл Богоявления – евангельской миссии Христа, которая принесла людям возможность кардинального выбора — новую духовную опцию жизни, наполненную присутствием благодатных божественных качеств, возможных благодатных условий жизни, которые все были собраны в идее Царства Божия.

С тех пор, по мнению многих верующих и неверующих, прошло уж очень много времени. Но Бог не торопится, для Него главное, чтобы у человека была возможность полного выбора во времени и пространстве. За прошедшее после Голгофы время человечеству в полной мере была дана свобода выбора в путях своего исторического развития, в смене общественно-политических и экономических формаций, в социо-культурном изменении разных вариантов жизненных и цивилизационных укладов. Вот почему Бог Своей святой волей устанавливает для человека, сделавшего свой свободный выбор в пользу Его плана спасений, высшую цель его существования на земле и небе — славить Бога и вечно пребывать с Ним в блаженстве. При всей своей краткости эта формулировка включает в себя неизмеримо большее количество вариантов бытия человека в Царствии Божием, чем это было доступно человечеству за всю его историю.

Преображение человека в Славу Христа – это встречное движение Бога и человека друг к другу.

Мотив со стороны Бога. Его вечная воля и высшее желание — быть с человеком, который будет Его прославлять. Это следует понимать так: человек как творение Господа своими высшими качествами свидетельствует всей вселенной о высочайшем качестве Самого Творца. К этим высшим качествам человека относятся разум, созидательное поведением, нравственность, социо-культурная деятельность, которые через его свободную волю приняли к исполнению промысел Бога о человеке. В этом и состоит главный смысл прославления человеком Своего Ьвоца.

Мотив со стороны человека: возрожденный христианин, познавший и принявший к исполнению эту волю Бога на вхождение человека в Царство Божие. Этот мотив всегда был самым мощным мотивирующим ресурсом для активной преобразующей деятельности человека, направленной на вхождение Царство Божие.

Сам процесс этого встречного движения запущен по воле Бога-отца, через Иисуса Христа, который донес ее (Божью волю) до людей, а исполняется людьми при активном содействии Духа Святого, который, пребывая в соработничестве с человеком, использует для этого Божью Благодать, а также благословения.

Бог очень много делает для спасения человека, который со своей стороны должен выполнить лишь три условия. 1. Принятие Иисуса своим Спасителем, по вере, достижение того, что мы называем «рождение свыше». 2. Осознание великого Божьего плана спасения. 3. Принятие решения в виде акта свободной воли верующего на пожизненное преображение в Славу Христа под руководством Духа Святого и в соработничестве с Ним.

Божий механизм преображения человека.

В 2 Кор.3:18 апостол Павел говорит, что если мы взираем на славу Господню, то мы будем постоянно находиться в процессе изменения: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2Кор.3:18).

Каким образом мы изменяемся? Апостол говорит – «Как от Господня Духа!». Мы можем изменить сами себя? Нет! Это действие, которое производит над нами только Дух Святой, Именно Он производит в нас преображение. Но даже Дух Святой не сможет изменить нас, если мы не будем с Ним сотрудничать. Ведь об этом здесь прямо написано – мы будем преображаться только, «взирая на славу Господню». Итак, здесь речь идет о длительном процессе соработничества человека с Духом Божием: мы смотрим на славу, то есть изучаем славу Божью, исследуем святые черты характера Самого Бога и последовательно выбираем как мы будем их усваивать, Дух Господень со Своей стороны, будет всячески нас направлять, помогать и содействовать в этом,

Это и есть соработничество, где в согласии, на постоянной основе взаимодействуют два характера, наша человеческая воля и воля Господа. Итак, в этом призыве к нашей свободной воле Бог предлагает нам проявить ее уже не одномоментно, не импульсивно, а на постоянной основе, для духовного преображения в образ Христа, поскольку Он уже проверил нас и эту нашу свободную волю, с которой, как Он считает, вполне можно сотрудничать.

Один из возможных вариантов схемы соработничества может выглядеть следующим образом: Святой Дух предлагает нам углубиться в понимание святых качеств Бога (Его славу), мы принимаем решение (проявляем свою волю) исследовать эти истины и постараться применить их в своей жизни. Затем (только после нашего выбора и этих решений) Дух Святой начинает нам помогать дальше продвигаться по пути духовного возрастания. Но нам надо всегда помнить, что что Бог реагирует не на наши дела. Здесь мы сразу должны признать наше полное бессилие, Он оценивает нас не по нашим делам, а по состоянию и намерению нашего сердца,

Но воля человека всегда остается в центре внимания обеих сторон, как самое слабое звено в Божьем плане спасения. Первое, что должно в нас начать преображаться — это наша свободная воля, которая постепенно будет приближаться к богоугодной и святой воле Бога, как бы соединяясь с Его великим промыслом о Своем Творении. Затем наша начавшая преображаться свободная воля, как локомотив начинает преображать (через Духа Святого) и остальные черты нашего естества.

Итак, мотивирующий потенциал евангельских идей о спасении и Царстве Божием остается действенным и мощным, это при том, что в богословском и содержательном плане они всегда были главными призывами Бога к человеку. Надо вернуть (вернее заново ввести) эти евангельские понятия в практику церквей России, поставить из в центр повседневного служения следует глубже раскрыть их истинный евангельский смысл, приблизив его к тому пониманию, как оно звучит в устах Иисуса (Царство Божие внутри вас есть). Одновременно стоит придать ему современное звучание и узнаваемость, обратившись для этого к духовным богатствам новозаветных апостольских посланий, посвященных практике преображения и освящения в образ Христа. Для этого следует облечь эти провиденциальные идеи Божьего Откровения в коннотации современной культуры, в духовные смыслы человека нашего времени. Убежден, что в самой концепции освящения в славу Христу заложен громадный, еще не использованный богословский и духовный потенциал, который может поднять российское евангелизационное движение на новую высоту.

Газета Протестант.ру       


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*