Начало действия Духа Святого в Божьем плане спасения: глас Божий и возрождение.

dux2Луис Беркоф

А. Общие замечания о Божьем плане спасения.

Рассмотрение плана спасения, а именно плана, в котором Святой Дух доносит работу по искуплению в сердца и жизни людей, начнем с обсуждения гласа Божия и возрождения. Это значит, что в качестве исходной точки нашего рассмотрения мы выбираем те искупительные деяния Бога, в которых человек не является участвующей стороной и в которых искупление очень отчетливо выступает как деяние Божие. Тем самым мы признаем, что Бог, а не человек является началом искупительного процесса, что спасение является целиком результатом божественной благодати, что в этом процессе мы становимся участниками только благодаря союзу с Иисусом Христом, с которым мы неразрывно связаны через процесс возрождения.

Арминианцы, лютеране и некоторые другие в качестве отправной точки выбирают деяния человека и начинают свое рассмотрение плана спасения с обсуждения роли спасительной веры, которая рассматривается ими как деяние человека, посредством которого Он вбирает в себя благодать спасения, приобретенную Христом. Они совершенно не учитывают, что искупление реализуется посредством Святого Духа, а считают, что оно просто принимается человеком. Таким образом, принятие искупления становится актом человеческой веры. Более того, они считают, что возрождение человека также является актом человеческой веры. Этот подход, безусловно, является следствием концепции о свободной воле человека.

Мы же считаем, что автором плана нашего спасения является Бог и Он же является первопричиной каждого акта искупления, хотя мы, безусловно, учитываем, что после возрождения человек принимает благодать спасения через веру и сотрудничает со Святым Духом в некоторых актах искупления, например, таких, как обращение и очищение от грехов.

Б. Глас Божий.

Когда мы говорим о гласе Божием вообще, мы имеем в виду то милостивое деяние Бога, посредством которого Он предлагает грешникам принять спасение через Иисуса Христа. Глас Божий является деянием триединого Бога, и поэтому он приписывается Отцу

(I Кор. 1:9; I Фес. 2:12; I Петр. 5:10); Сыну (Матф. 11:28; Лук. 5:32; Иоан. 7:37; Рим. 1:6 (англ. пер. Библии 1611 г.)*) и Святому Духу (Матф. 10:20; Иоан. 15:26; Деян. 5:31,32). Этот зов может быть как внешним, так и внутренним. Но в обоих случаях это зов Бога, в обоих случаях это действие Святого Духа и в обоих случаях Слово Божие имеет конкретное назначение. Однако есть очень важные отличия между внешним зовом и внутренним; внешний зов приходит ко всем тем, кто слышит Слово Божие, тогда как внутренний зов приходит только к избранным. Внешний зов Бога без специальных действий Духа Святого воздействует только на физическую форму жизни, тогда как внутренний зов воздействует на внутреннюю или духовную жизнь. Однако именно внешний зов Бога направлен на наше спасение.

  1. Внешний зов Бога. О внешнем зове Бога в Библии сказано достаточно много (Матф. 28:19; Марк. 16:15); в местах, в которых говорится о непришедших по предназначению (Матф. 22:2—14; Лук. 14:16—24); в ссылках на неприятие Евангелия (Иоан. 3:36; Деян. 13:16;11 Фес. 1:8) и наконец, в местах, касающихся страшного греха неверия (Матф. 10:15; 11:21—24; Иоан. 5:40; 16:8,9; I Иоан. 5:10).

Внешний зов Бога состоит в предложении грешникам спасения во Христе вместе с настойчивым увещеванием принять Христа через веру, с тем, чтобы получить прощение грехов и вечную жизнь.

Его элементы. Из данного определения следует, что внешний зов имеет три составляющие: (1) представление фактов и идей из Евангелия. Путь искупления, открытый Иисусом Христом, должен быть изложен ясно во всех своих

* Так же и в русском синодальном переводе.

аспектах; (2) предложение принять Христа через веру и раскаяние. Предложение пути спасения должно быть дополнено приглашением и даже командой раскаяться и поверить (Иоан. 6:28,29; Деян. 19:4; II Кор. 5:11); (3) обещание прощения и спасения. Обещание прощения никогда не бывает абсолютным. Оно всегда обусловлено. Никто не может ожидать его исполнения иначе, чем через путь истинной веры и раскаяния.

Характеристики. Внешний зов имеет две характеристики: (1) общность или универсальность. Это вовсе не означает, что он достигает или уже достиг ранее всех людей, а лишь то, что направлен на всех, кто читает или слышит Евангелие, без ограничения возраста, без учета национальных и/или классовых различий. Он приходит к праведным и грешным, избранным и нечестивым. Общий характер внешнего зова Божия раскрывается в следующих местах: Иоил. 2:32; Пс. 85:5; Ис. 55:1; Матф. 11:28; Откр. 22:17. То, что общий зов не ограничен избранными, следует из Прит. 1:24—26; Иез. 3:19; Матф. 22:2—8,14; Лук. 14:16—24;

(2) надежность. Когда Бог призывает грешника через Евангелие, Он искренне желает, чтобы грешник принял предложение поверить в Иисуса Христа, и обещает тем, кто раскается и поверит, вечную жизнь. И это обещание надежно, потому что оно следует из самой природы Бога, Его праведности и верности (Чис. 23:19; Пс. 80:9—13; Прит. 1:24; Ис. 71:18—20; Иез. 18:23,32; 33:11; Матф. 21:37; II Тим. 2:13).

Его значение. Во внешнем зове Бог выражает Свои требования к грешнику. Он имеет право на служение человека, оно сохранилось, несмотря на падение, и Бог утверждает это право через закон и Евангелие. Человек обязан принять этот зов Евангелия, чтобы не нарушить требования Божий и еще больше не усугубить свою вину. Посредством этого зова Бог также отбирает избранных среди всех народов земли (Рим. 10:14—17). Более того, он является проявлением Божией доброты, сострадания и святости. Благодаря Своей святости Бог повсюду ограждает грешника от греха, а благодаря Своей доброте и состраданию Он предупреждает против саморазрушения, откладывает исполнение смертного приговора и предлагает спасение.

Этот зов является благодатью для грешников (Пс. 80:9; Прит. 1:24; Иез. 3:18, 19; 18:23,32; 33:11; Амос. 8:11; Матф’. 11:20—24; 23:37). И наконец, внешний зов также подчеркивает справедливость гнева Божия на грешников. И если грешники презирают долготерпение Божие, отвергают Его милостивое предложение о спасении, то их испорченность и вина, как и справедливость Божия при отвержении их, становятся совершенно очевидными.

  1. Внутренний, или действительный, глас Божий. Хотя мы говорим о внешнем и внутреннем гласе Божием, в действительности глас Божий один. Благодаря воздействию Святого Духа внешний глас Божий становится действенным через Его внутренний глас. Хотя из этого следует что внешний и внутренний глас представляют одно целое, нельзя, как считают лютеране, утверждать, что внутренний глас всегда сопровождает проповедь Слова Божия. Это лишь значит, что внутренний глас всегда опосредован словесной проповедью. Слово, которое приходит к нам от внешнего гласа, становится более действенным в сердце грешника во внутреннем гласе благодаря воздействию Святого Духа. Внутренний глас имеет ряд отличительных признаков: (а) это глас Слова Божия, направленный на спасение грешника через посредство Святого Духа (I Кор. 1:23,24); (б) это очень мощный глас, потому что он приводит к спасению (Деян. 13:48; I Кор. 1:23,24); (в) это глас, не несущий в себе сомнения, он никогда не исчезает и не изменяется (Рим. 11:29). Услышавший этот глас будет обязательно спасен. Отметим некоторые особенности внутреннего гласа.

Он воздействует посредством нравственного убеждения. Дух Божий воздействует во внутреннем гласе не давлением, а убеждением. Однако иногда воздействие посредством слова может быть очень активным (Быт. 1:3; Пс. 32:6; 147:14), но в этих случаях слово, о котором идет речь, есть слово силы Божией, а не слово проповеди, обращенной к грешнику. Дух Божий, действуя через проповедь словом, делает это слово убедительным и действенным, так, чтобы человек слышал в этом голосе глас Божий.

Он воздействует на сознание человека. Если слово проповеди действует только на нравственное и духовное начало человека, то из этого следует, что оно может оказывать влияние только на его сознательную жизнь. Это слово обращено к тем, кого уже просветил Святой Дух, и поэтому оно эффективно воздействует на волю грешников, поворачивая ее к Богу.

Он всегда действует во имя конкретной цели. Внутренний глас всегда направлен на конкретную цель, а именно на спасение, к которому Дух Божий ведет избранных и, следовательно, на некоторые промежуточные цели на этом пути. И этими целями являются: служение Иисусу Христу (I Кор. 1:9), следование к получению благословения (I Петр. 3:9), к свободе (Гал. 5:13), миру (I Кор. 7:15), святости (I Фес. 4:7), надежде (Ефес. 4:4), вечной жизни (I Тим. 6:2), царствию Божию и славе (I Фес. 2:12).

В. Возрождение. Глас Божий и возрождение находятся в неразрывной связи друг с другом.

Значение термина «возрождение». Слово «возрождение» не всегда используется в одном и том же смысле. Кальвин употреблял его в очень широком смысле, связывая с этим словом весь процесс обновления человека, включая даже обращение и освящение. Согласно нашей точке зрения, термин «возрождение» обозначает начало обновления человека при его новом рождении плюс обращение. В настоящее время этот термин используется и в более ограниченном смысле, для обозначения божественного акта, посредством которого грешник получает новую духовную жизнь и начинает действовать в этой новой жизни. Термин «возрождение» может быть использован и в еще более узком смысле для обозначения зарождения новой жизни в душе. В этом смысле слово «возрождение» может быть определено как такое действие Бога, посредством которого источник новой жизни помещается в человека, что приводит к обновлению и освящению его души.

Природа возрождения. Сущность возрождения сводится к следующему:

Оно является фундаментальным изменением. Возрождение заключается в помещении в человека источника новой духовной жизни, в радикальном изменении состояния души, что предполагает: воздействие на всего человека: его интеллект (I Кор. 2:14,15; II Кор. 4:6; Ефес. 1:18; Кол. 3:10), его волю (Филип. 2:13; II Фес. 3:5; Евр. 13:21), его эмоции (Пс. 41:2 ; Матф. 5:4; I Петр. 1:8).

Оно является мгновенным изменением. Утверждение, что возрождение является мгновенным изменением, подразумевает два обстоятельства: (1) возрождение не является чем-то, что постепенно созревает в душе; нет никаких промежуточных этапов между жизнью и смертью; (2) возрождение не является поэтапным процессом, подобным освящению, оно совершается мгновенно.

Оно является изменением подсознания. Возрождение является бесспорным деянием Бога, которое никогда не может быть осознано человеком, способным только узреть его результаты. Естественно, что человек может непосредственно осознать возрождение только в том случае, если оно совпадает с обращением.

Связь между гласом Божиим и возрождением. Взаимосвязь между гласом Божиим и возрождением можно представить следующим образом. Внешний зов, кроме ситуаций, относящихся к детям, действует совместно со Святым Духом, помогая человеку обрести новую жизнь, что приводит к изменению внутреннего состояния его души. Мы называем это возрождением в ограниченном смысле слова. Это возрождение открывает в сердце человека канал, который позволяет ему услышать глас Божий, воспринять его и повиноваться, что означает переход души человека в новое состояние. Новое состояние души означает для человека новую жизнь, которая начинает проявлять себя как результат этого рождения. И это есть возрождение в широком смысле и символизирует момент перехода возрождения в обращение.

Необходимость возрождения. Библия не оставляет никаких сомнений в необходимости возрождения (Иоан. 3:3,5,7; I Кор. 2:14; Гал. 6:15. Сравни также с Иер. 13:23; Рим. 3:11; Ефес. 2:3). Необходимость возрождения вытекает также из грешного статуса человека. Святость или подчинение божественному закону является необходимым условием сохранения божественного благорасположения, сохранения покоя для своей совести, единения с Богом (Евр. 12:14). Однако нынешнее состояние человека очень далеко от того уровня святости, который необходим. Следовательно, радикальное внутреннее изменение человека необходимо для изменения диспенсации его души.

  1. Использование Слова Божиего как инструмента для возрождения.

Часто возникает вопрос, является ли слово, а именно слово проповеди, тем инструментом, который несет новую жизнь и возрождение в самом строгом смысле этого слова. Поскольку возрождение есть акт созидательной деятельности Бога, а слово Евангелия может воздействовать только в нравственном плане, может показаться, что оно не представляет существенной помощи зарождению новой жизни в человеке. Действительно, слово не может воздействовать на тех, кто до сих пор погружен во грех. Чтобы прибегнуть к его использованию, мы должны были бы прибегнуть к отрицанию духовной смерти человека, хотя это и не подразумевается теми, кто это утверждает. Более того, возрождение происходит в сфере подсознательной жизни, тогда как истина адресует себя к сознанию человека. И наконец, из Библии отчетливо следует, что человек может воспринять истину лишь как результат специальных действий Святого Духа (Деян. 16:14; I Кор. 2:12—15; Ефес.1:17—20). Часто говорят, что Иак. 1:18 и I Петр. 1:23 доказывают, что Слово может использоваться как инструмент для возрождения. Но совершенно очевидно, что Иаков говорит о возрождении в более широком смысле, включая новое рождение или же первые проявления новой жизни. То же, по всей вероятности, имеет в виду и Петр. И в этом смысле возрождение несомненно происходит через использование слова.

  1. Возрождение — это исключительно деяние Бога.

Бог является автором возрождения. В Писании возрождение представлено как непосредственная работа Святого Духа (Иез. 11:19; Иоан. 1:13; Деян. 14:16; Рим. 9:16; Филип. 2:13). Это значит, что при возрождении действует только Бог без какого-либо соучастия грешника в этой работе. Арминианцы не согласны с этой точкой зрения. Они говорят о совместной деятельности Бога и человека при возрождении. В их оценке духовное возрождение является результатом свободного сотрудничества Бога и человека, в основе которого лежит истина. Строго говоря, они даже считают действия человека первичными по отношению к Богу. Человек, согласно мнению арминианцев, может противостоять воздействию Святого Духа или поддаться ему.

  1. Возрождение при крещении.

Согласно трактовке римской католической церкви, возрождение включает не только духовное обновление, но и оправдание или прощение грехов и осуществляется через крещение. Значительное число представителей англиканской церкви согласны в этом с римско-католической церковью. И даже многие лютеране в определенной степени допускают, что при крещении происходит в некотором смысле слова возрождение, хотя другие лютеранские теологи не согласны с тем, что крещение приводит к духовному обновлению. По их мнению, оно служит лишь средством установления новых духовных отношений с церковью. Тем не менее представители всех этих направлений считают, что благодать возрождения может быть впоследствии потеряна.

Луис Беркоф

Христианская доктрина: Учебник / Пер. с англ. Э. И. Волмянского, О. А. Минск: «Вышэйшая школа», 1995. — 295 с.

Добавить комментарий