Преображение – к нему призывает нас Христос.

призывДжеймс И. Пакер,

Преображение, как и многие другие ключевые слова Библии, — это слово-образ: оно означает второе рождение, новое начало жизни. На протяжении христианской истории существовали самые разные представления о том, что такое преображение и как оно происходит, поэтому для начала мы познакомимся с некоторыми из них.

Исторический обзор

В ранней церкви под преображением было принято понимать благословение, которое передается через крещение и которое крещение символизирует. Отцы церкви пользовались этим термином, когда говорили об оживлении духа и об отпущении грехов (подразумевая тем самым, что преображение — это часть оправдания). В средние века преображение понималось более точно — как излияние благодати. Средневековые богословы справедливо разделяли преображение и отпущение грехов, однако впоследствии оба эти понятия они свели в один термин «оправдание», ошибочно считая, что оправдание — это действие Бога, в результате которого люди становятся праведными.

Реформаторы отличали оправдание от преображения, считая первое избавлением от вины, а второе — от силы греха, и утверждали, что человек, даже будучи крещенным, не может обладать ни первым, ни вторым из этих благословений, если у него нет веры. Кальвин дал преображению широкое определение: с его точки зрения, преображение — это процесс преобразования человека в подобие Христа здесь на земле со всеми его составляющими: оживлением духа, осознанным обращением (верой и покаянием) и освящением, длящимся всю жизнь. Другие же реформаторы считали, что преображение — это только лишь начальное действие Бога, которым Он воскрешает духовно мертвого человека.

Пуритане, жившие век спустя после реформаторов, обычно считали, что преображение и действенный призыв — это синонимичные понятия, обозначающие первое действие благодати, которое пробуждает веру. К этим двум понятиям они приравнивали еще одно — обращение. Под влиянием такой точки зрения пуритане даже глагол «обратиться» заменили причастием страдательного залога «быть обращенным» (см. Мтф. 13:15; 18:3; Мр. 4:12; Деян. 3:19, Лк. 22:32; Ин. 12:40 и Деян. 28:27). Хотя в Новом Завете глагол «обратиться» всегда стоит в действительном залоге и обозначает действие человека, который поворачивается к Богу, а не действие Бога, который поворачивает к себе грешников.

После семнадцатого века у реформатских богословов появилась тенденция различать преображение и новое рождение. Преображение, с их точки зрения, — это первое действие Бога, когда Он вдыхает духовную жизнь в мертвую душу, причем человек не осознает, когда это происходит. Новое рождение — это первое осознанное проявление этой жизни в новых духовных мыслях, чувствах и поступках, появление первых плодов веры и покаяния. На основании этого узкого определения они упорно настаивали на том, что преображение является причиной веры, а вера — это результат преображения. «Если вы отрицаете это, — говорили они, — значит, вы отрицаете, что вера — это дар Божьей благодати, и утверждаете, что человек сам себя спасает, что его вера — решающий фактор в его спасении, что она — его “дело”».

Библейская концепция

Мы кратко рассмотрели то, как по-разному понимали преображение в истории христианства, а теперь давайте обратимся непосредственно к Писанию и посмотрим, как определяется преображение там.

Существительное, которое переводится словом «преображение», означает «перерождение» («палингенезия»), то есть созидательное обновление, совершаемое Божьей силой. Оно встречается лишь дважды. В Евангелии от Матфея 19:28 оно относится к грядущему обновлению вселенной в конце времен, к тому, что Петр называет временем «совершения всего» (Деян. 3:21). Однако в Послании к Титу 3:5, где Павел говорит о том, что Бог спас нас «банею возрождения» («очищающей силой второго рождения», по словам Филлипса) «и обновления Святым Духом», имеется в виду оживление духа верующего здесь и сейчас. Это и есть те два библейских отрывка, в которых содержится интересующее нас слово.

В Библии о возрождении говорится тогда, когда идет речь о том, что обновление является субъективной стороной искупления. В Ветхом Завете Бог обещает дать Своему народу новое сердце, вдохнуть в людей новый дух (Иез. 36:26) и обрезать сердца, написав Свой закон в них, тем самым сделав их способными знать, любить и слушаться Его (см. Втор. 30:6, Иер. 31:31-34, Иез. 36:25-27). Это обещание исполняется в Новом Завете через единение со Христом, так как «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17, см. также Гал. 6:15).

Давайте посмотрим, как Б. Б. Ворфилд описывает происходящую в человеке перемену: «Это радикальное и полное преображение, совершаемое в душе (Рим. 12:2, Еф. 4:23) Богом Святым Духом (Тит. 3:5, Еф. 4:24), в результате этого преобразования человек становится «новым человеком» (Еф. 4:24, Кол. 3:10) и уже не сообразуется с этим миром (Рим. 12:2, Еф. 4:22, Кол. 3:9), но в познании и в святости истины преображается в образ Божий» (Еф. 4:24, Кол. 3:10, Рим. 12:2). Это обновление длится всю жизнь христианина (внутренний человек «со дня на день обновляется», 2 Кор. 4:16), и обычно этот процесс называют освящением. Преображение — это начало освящения, или процесса обновления.

Больше всех новозаветных авторов о преображении говорит апостол Иоанн. При этом он использует слово «геннао», которое означает «рождать», «давать жизнь». Никодим слышал, как Господь говорил о новом рождении (Ин. 3:4), Иоанн в своем первом послании имеет в виду также новое рождение (ср. 1 Ин. 3:9). Человек рождается «заново», «свыше» (Ин. 3:3,7), «от Духа» (Ин. 3:8, ср. ст. 5) или просто «от Бога» (Ин. 1:13; в Первом послании Иоанна выражение встречается девять раз). Всякий раз этот глагол употребляется в перфекте, и это показывает, что преображение — это нечто решающее, законченное. Кальвин был не прав, когда утверждал, что преображение — это незавершившийся процесс. Преображение похоже на естественное рождение: если оно вообще произошло, значит, оно произошло окончательно. Человек, возрожденный в определенный момент своей жизни, начиная с этого момента, является духовно живым.

Так что же такое преображение с точки зрения Иоанна? Это не изменение качеств человека, уже присущих ему, и не появление каких-то новых свойств и особенностей; это грандиозная перемена человеческой природы, после которой человек становится послушным Святому Духу и отвечает на Божий призыв, чего раньше быть не могло. Как дети не могут повлиять на процесс своего рождения, так человек не в состоянии что-либо сделать, чтобы произвести эту перемену. Это происходит только благодаря не зависящему ни от кого и ни от чего, включая заслуги и усилия человека (ср. Ин. 1:12-13; Тит. 3:3-7), действию Бога, только благодаря дару божественной благодати.

Необходимость преображения

Почему человеку нужно преображение? Потому что, как наш Господь объяснил это Никодиму, человек остается «плотью» (Ин. 3:6), то есть остается грешником, каким он был рожден вначале, и поэтому не может войти в Царство Божие. Без возрождения не может быть духовной жизни. Нерожденный свыше не может ни видеть (т. е. понимать) Божьего Царства (царства спасения), ни войти в него (через веру в Спасителя) (Ин. 3:3-5). Если человек принял Христа, значит, он был рожден от Бога (Ин. 1:12-13), иначе принять Христа он бы не смог. Без возрождения никто бы не уверовал. Павел говорит об этом так: «Душевный [т.е. невозрожденный] человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Разговор Иисуса с Никодимом хорошо поясняет этот отрывок. Грешники — пусть даже высокообразованные и религиозные — не могут принять духовного, им недоступна истина о Христе, пока Святой Дух не сделает их новым творением. Именно поэтому Никодим и его собратья иудеи нуждались в новом рождении. Иисус сказал Никодиму: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам [обратите внимание, что здесь используется множественное число] родиться свыше» (Ин. 3:7).

Плоды преображения

Своим разговором с Никодимом, который записан в Евангелии от Иоанна, Спаситель показал, что без возрождения духовная жизнь невозможна; Иоанн же в своем первом послании утверждает обратное: не бывает возрождения без духовной жизни. Плодами возрождения являются покаяние, вера и добрые дела. Возрожденный человек верит в Христа (1 Ин. 5:1), любит братьев-христиан (Ин. 4:7) и совершает дела праведности (2:24). Он не может жить греховной жизнью (1 Ин. 3:9; 5:18; выражения «не делает греха», «не может грешить», «не грешит» говорят о постоянно продолжающемся, привычном действии, которое передается в греческом языке глаголами настоящего времени. Иоанн, употребляя их, не имеет в виду греховность как таковую, что подтверждается отрывком 1 Ин. 1:8-10). Возрожденный человек знает, что такое побеждать верой этот мир (5:4). По этим признакам и узнается возрожденный человек, потому что никто кроме него так поступать и жить не может. Если же человек не обладает всеми этими признаками, то нет повода считать его возрожденным. Его можно считать только невозрожденным чадом дьявола (3:6-10). Преображение же узнается по плодам.

Здесь, кстати, можно найти и ответ на вопрос о том, происходило ли преображение людей в ветхозаветное время. Падшая человеческая природа тогда была так же неспособна воспринять духовное, как и сейчас. И если бы тогда не было возрождения, то у людей ветхозаветного времени не было бы веры, а 11-ая глава Послания к Евреям никогда не была бы написана.

Определение преображения

Отсюда видно, что представление Иоанна о преображении практически полностью соответствует общепринятому реформатскому определению: преображение — это таинственное воздействие Святого Духа на грешника, непостижимое, как дуновение ветра, но открыто и немедленно проявляющееся в вере в Христа и в жизни, исполненной послушания и любви. Возрождаются те (не принимая во внимание вопрос о младенцах), чьи уши Бог открыл к слушанию Евангелия. Вера в Евангелие и в Христа Евангелия — это первый признак того, что преображение, как его понимал Иоанн, произошло. Хотя следует заметить, что и Петр, и Иаков использовали образ нового рождения в более широком смысле, описывая им действенный призыв в целом — процесс, в результате которого Бог не только делает человека способным принять Евангелие, но Сам приводит его к вере и принимает в Свою семью. Это имеет в виду Иаков, когда пишет: «Восхотев, родил Он нас словом истины» (Иак. 1:18). Это же подразумевает Петр, говоря о том, что христиане — это люди, «возрожденные… от нетленного [семени], от слова Божия» (1 Пет. 1:23). Но поскольку Иоанн дает классическое описание преображения, то лучше использовать это слово в том значении, в каком употребляет его апостол. Присоединимся к мнению Т. К. Хаммонда, полагавшего, что преображение — это действие Бога, в результате которого душа претерпевает «духовное воскрешение в новую сферу жизни, где человек является живым для Бога и где он объединен с Ним во Христе. Бог закладывает в новорожденную душу совершенно новые жизненные принципы… При таком объяснении преображения обращение — это естественное и неизбежное проявление… новой природы, которой наделяет Святой Дух». «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся».

Признаки жизни

Страшно, когда ребенок появляется на свет мертвым, поэтому в момент рождения всегда возникает напряженная пауза, когда все ожидают проявления признаков жизни: первого крика ребенка, первых движений ручками и ножками. Точно так же и рожденный свыше должен подавать признаки духовной жизни, которые нужно искать в поведении человека. Признаки, по которым можно отличить духовно рожденного человека, похожи на естественные действия, совершаемые младенцем.

Во-первых, родившийся ребенок инстинктивно кричит, обращаясь таким образом к своим родителям. И возрожденный человек инстинктивно молится, умоляя Бога о защите, надеясь и полагаясь, как младенец, на своего небесного Отца. Евангелие, которое человек принял и на которое отреагировал принятием Христа как своего Спасителя и Господа, обещало сделать его сыном Божьим (Гал. 4:4-5), и теперь он естественно считает Бога своим Отцом, к Которому можно приносить все свои заботы и желания. Мы (верующие, возрожденные) «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8:15). Молитвы новообращенного христианина искренни, как и всякий детский крик о помощи. И даже если по мере взросления молиться становится тяжелее (так бывает), молитва все равно не перестает быть самым естественным действием. Итак, взгляд, постоянно устремленный к Небесному Отцу, и разговор с Ним, происходящий в сердце и от сердца, — это признак возрождения.

Во-вторых, младенец инстинктивно сосет грудь матери. Преображаемый человек ощущает тягу к духовной пище: поначалу к «словесному молоку», а потом и к «твердой пище» — открытому Богом слову (1 Пет. 2:2; Евр. 5:12-14; 1 Кор. 3:2). Христианин слушает слова, вчитывается в Библию и в книги, которые помогают понять ее, он задает вопросы, размышляет над ней, запоминает отрывки из нее, тщательно переваривает всю найденную информацию, стараясь выжать из нее все благодатные соки. «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем… Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 118:97, 103). Таким образом, желание постигать Божье слово и все глубже проникать в Него — это второй признак преображения.

В-третьих, младенец двигается, поворачивает головку, шевелит ручками и ножками, со временем начинает переворачиваться, ползать, ходить, исследовать окружающий его мир. Так и преображаемый человек направляет все свои силы на служение Богу, то есть ведет активную духовную жизнь. Он учится правильно расставлять приоритеты, менять свою жизнь в соответствии со своим новым положением и постигать христианские взаимоотношения, применяя свою энергию в различных служениях для Господа. Итак, «ревность к добрым делам» (Тит. 2:14) и желание делать все больше для Господа — это третий признак преображения.

В-четвертых, младенец отдыхает, спокойно засыпая на руках родителей. Так же и рожденный заново человек находит покой в знании о том, что его поддерживают руки вечного и неизменного Бога. Возрожденный человек способен переносить любые жизненные тяготы, не впадая в отчаяние. «…возлюбленному Своему Он дает сон» (Пс. 126:2). Жизнь, наполненная чувством постоянного довольства и умиротворения, в которой есть беспокойство только о том, чтобы быть верным и послушным, в которой есть осознание того, что всем управляет Бог ко благу верующего, — это четвертый признак преображения.

По словам Иисуса, относиться к Богу нужно так, как относятся ко всему дети. Просто доверяйте Богу, отзывайтесь на Его голос, ощущайте свою зависимость от Него, и тогда вы сможете войти в Царствие Божие (Мтф. 18:3-4). Очевидно, что «детское» отношение ко всему (быть как дети не означает проявлять детскость) определяется как раз теми признаками преображения, которые мы описали выше. Четыре новых качества — это корень преображения, приносящий плоды: послушание Богу, которым мы принимаем апостольскую веру во Христа и держимся ее; желание угодить Богу, которое заставляет нас отказываться от греха и совершать праведные поступки; признательность Богу за Его спасающую любовь, которая рождает в наших сердцах жертвенную любовь к братьям-христианам. Суть возрождения в том, что человек становится дитем Божьим. А Евангелие как раз и требует, чтобы человек стал как дитя, и преображение — это и есть воздействие Бога на наше сердце, благодаря которому мы в полной мере принимаем Евангелие.

Пусть же Бог сделает наши сердца простыми, чтобы видеть это, а, увидев, никогда не потерять из виду! Тогда христианский мир по-настоящему изменится.

Джеймс И. Пакер, «Слова Бога»

http://soteria.ru/s3518/13/


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*