Святой Дух как личность и исполнитель благодати спасения.

sdЛуис Беркоф

I. Личность Святого Духа

Не столько божественность, сколько личность Святого Духа вызывает очень много вопросов. Личность Святого Духа отрицалась рядом сект раннего христианства, социнианами периода Реформации, а в настоящее время — унитариями, модернистами и савеллианами всех мастей. Они рассматривают Святой Дух как некую власть или воздействие Бога. И все-таки в Библии Он обозначается как личность (Иоан. 14:16,17,26; 15:26; 16:7—15; Рим. 8:26). Ему приписываются такие личностные характеристики, как разум (Иоан. 14:26; 15:26; Рим. 8:16); привязанности (Ис. 63:10; Ефес. 4:30); воля (Деян. 16:7; I Кор. 12:11). Более того, Он выполняет действия, свойственные личности: говорит, испытывает других, проверяет, отдает команды, делает откровения, прилагает различные усилия, совершает заступничество (Быт. 1:2; 6:3; Лук. 12:12; Иоан. 14:26; 15:26; 16:8; Деян. 8:29;  13:2; Рим. 8:11; I Кор. 2:10,11). Кроме того, в Библии имеются разделы, в которых отмечается, что Дух Святой отделен от Своей силы (Лук. 1:35; 4:14; Деян. 10:38; Рим. 15:13; I Кор. 2:4).

Отношение Святого Духа к другим лицам Троицы.

Хотя и утверждалось с самого начала, на основании Евангелия от Иоанна (Иоан. 15:26), что Святой Дух исходит от Отца, лишь в 589 году западная церковь официально признала, что Он также исходит от Сына. Это положение основывается на том факте, что Дух также называется Дух Христа и Дух Сына (Рим 8:9; Гал. 4:6); сказано, что Он был ниспослан Христом (Иоан. 15:26; 16:7). И так как Святой Дух исходит от Отца и Сына, Он находится в самых тесных отношениях с Ними. Он проникает в суть Бога (I Кор. 2:10,11), и даже в некоторой степени идентифицируется с Христом ( Еф. 3:17). В виде Духа Христос возвращается к Своим ученикам (Иоан. 20:16—18). Более того, в посланиях Павла называется иногда Христом, а иногда Духом Божиим тот, кто живет в сердцах верующих (Рим 8:9,10; Гал. 2:20; I Кор. 3:16).

Божественность Святого Духа. Божественность Святого Духа подтверждается целой серией доказательств, очень сходных с теми, о которых мы говорили в связи с Сыном. Божественные имена даются Святому Духу (Деян. 5:3,4; I Кор. 3:16; II Тим. 3:16); божественные совершенства Ему приписываются (Пс. 138:7—10; Ис. 40:13,15; I Кор. 2:10,11; 12:11; Рим 15:19; Евр. 9:14); божественная работа выполняется Им (Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 103:30; Иоан. 3:5,6; Тит. 3:5; Рим. 8:11) и божественная слава сопровождает Его (Матф. 28:19; Рим 9:1; II Кор. 13:13).

Деяния, приписываемые Святому Духу.

Имеются некоторые деяния, которые, хотя они и являются деяниями триединого Бога, приписываются Святому Духу. В общем плане можно сказать, что специальной задачей Святого Духа является доводить деяния Бога в творении и искуплении до завершения. В природе Святой Дух порождает жизнь и, таким образом, делает заключительные прикосновения в творении (Быт. 1:3; Иов. 26:13; Пс. 32:6; Пс.

103:30); обучает людей специальным деяниям (Исх. 28:3; 31:2,3,6; 35:35; I Цар. 11:6; 16:13,14). В деле искупления Он помогает Христу в Его искупительной работе (Лук. 1:35; 3:22; Иоан. 3:34; Евр. 9:14); Он вдохновляет Писание (I Кор.2:13; II Петр. 1:21); Он формирует и укрепляет церковь и находится в ней как главное действующее лицо новой жизни (Ефес. 1:22,23; 2:22; I Кор. 3:16; 12:4); Он поучает и направляет церковь, ведет ее по пути истины (Иоан. 14:26; 15:26; 16:13,14; Деян. 5:32; Евр. 10:15; I Иоан. 2:27).

II. Действия Святого Духа на природу и человеческую жизнь

А. Общие способы воздействия Святого Духа в природе.

Очень важно рассмотреть специальное воздействие Святого Духа в работе по искуплению на фоне Его общего воздействия на природу и человеческую жизнь. Между специальным и общим воздействиями Святого Духа имеются как сходство, так и весьма существенные отличия. Ведь в природе Святой Дух дает рождение всем формам жизни — органической, интеллектуальной и нравственной, поддерживает ее на фоне всевозможных изменений и направляет по предначертанному пути. То же самое Он делает, когда речь идет о милости Божией или искуплении. Он дает зарождение новой жизни в Иисусе Христе, поддерживает ее, оплодотворяет ее для добрых дел и ведет по предначертанному пути. Но между ними есть и существенное различие. Общее воздействие Святого Духа относится к установленному в природе порядку и жизни человека, поскольку корни этого порядка лежат в творении. Специальное воздействие относится только к избранным и вводит новый порядок вещей, который находит объяснение не в акте творения, а в милости Божией, проявленной нам через Иисуса Христа. Однако без общего воздействия Святого Духа не было бы объекта для Его специального воздействия.

Б. Общая благодать.

Среди различных аспектов воздействия Святого Духа общая благодать заслуживает специального рассмотрения.

  1. Описание общей благодати. Разграничение между общей и специальной благодатью не относится к благодати как атрибуту Бога, а относится к милостивым деяниям Бога и последствиям этих деяний для природы и жизни человека. Когда мы говорим об общей благодати, мы имеем в виду: (а) общее воздействие Святого Духа, при помощи которого Он, без обновления сердца, оказывает такое нравственное влияние на человека, что грех становится невозможным, поддерживается порядок в общественной жизни и гражданская праведность, (б) общие милости, которые Бог дает без какой-либо дискриминации всем людям в том объеме, который, по Его мнению, необходим.

Арминианцы считают, что общая благодать дает возможность человеку сотворить определенное количество духовного добра и обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, побуждает его принять Иисуса Христа верой и выполнить Его замысел, если только сам человек не будет этому противодействовать. Но такое понимание благодати не соответствует Библии. Общая благодать не дает возможности грешнику творить духовное добро или обратиться к Богу в вере и раскаянии, ее недостаточно, чтобы человек преодолел свою развращенность, пошел по пути духовного возрождения.

Выделим основные черты, которыми отличаются общая и специальная благодать: (а) общая благодать, в отличие от специальной, не воздействует непосредственно на сердце; (б) общая благодать действует на человека через его рациональное и нравственное начало, апеллирует к его естественным потребностям, делает людей восприимчивыми к правде и укрепляет их волю, тогда как специальная благодать воздействует на духовное и творческое начало человека, помогая обновлению всей его духовной сущности, и (в) природа общей благодати такова, что человек обычно сопротивляется ее воздействию, тогда как специальную благодать он принимает без всякого сопротивления и с удовольствием.

  1. Общая благодать и искупительное служение Христа.

Своим искуплением Христос заслужил специальную благодать. Заслужил ли Он своей страдальческой смертью общее благословение божественной благодати для всех людей, в том числе для нераскаявшихся и нечестивых? И если Он этого не заслужил, то где же законное основание той милости, которую Бог может оказывать людям, не имеющим отношения к праведности Христа? Однако вполне возможно, что никаких оснований для этого и не требуется, так как (а) общая милость не снимает вину за грех и поэтому не может его прощать; (б) общая милость не снимает приговор проклятья, а лишь откладывает на время его исполнение. Возможно, божественного решения отложить проявление гнева Господня по отношению к греху вполне достаточно, чтобы понять происхождение милостей общей благодати. Тем не менее вполне вероятно, что эти милости каким-то образом связаны со смертью Христа. Это вовсе не значит, что Христос заслужил эти милости для нераскаявшихся и нечестивых. Сии милости принадлежат всему роду человеческому от момента смерти Христа, а грешники и нечестивые лишь получают свою долю. Эти общие милости, возникшие вследствие искупительной деятельности Христа, были не только предвидимы Богом, но и предначертаны Им для всего человечества.

  1. Пути воздействия общей благодати.

Имеется несколько путей, по которым может воздействовать общая благодать.Кратко рассмотрим каждый из них.

Свет божественного откровения. Свет божественного откровения является основным путем воздействия божественной благодати, потому что без него все другие пути были бы невозможны и неэффективны. Мы знаем, что свет общего божественного откровения в природе освещает каждого человека и руководит его совестью. В более строгом смысле можно сказать, что общая благодать взаимодействует со светом специального божественного откровения.

Установление ограничений. Бог установил преграды и создал заслон от дурных наклонностей и распущенности людей с тем, чтобы способствовать порядку и благопристойности.

Общественное мнение. Свет Божий, сияющий в природе, особенно если он усилен светом специального откровения, приводит к формированию такого общественного мнения, которое находится в гармонии с законом Божиим. И это имеет огромное влияние на поведение людей, очень чувствительных к общественному мнению.

Божественное наказание и награды. Бог карает неправедность и несправедливость людей даже в этой жизни и награждает деяния, которые находятся во внешнем согласии с законом. Наказания имеют сдерживающий характер, а награды — побуждающую силу. Таким образом, нравственная стойкость и доброта всегда поощряемы.

  1. Результаты воздействия общей благодати.

Отсроченный приговор. Именно благодаря общей благодати Бог не только отсрочил исполнение приговора о смерти грешнику и воздерживается от этого сейчас, но и поддерживает жизнь человека, давая ему время для раскаяния и возрождения к праведной жизни.

Сдерживание греха. Через воздействие общей благодати грех сдерживается как в жизни отдельного человека, так и всего человеческого общества. Порочность, вошедшая в жизнь рода человеческого, осуждается благодаря общей благодати, и ей не дозволяется закончить свою разрушительную работу.

Смысл истины, нравственности и религии. Благодаря общей милости человек имеет определенное представление о правде, добре, прекрасном, способен оценить их и выявить в себе желание поиска истины, нравственности и даже в некоторой степени религии.

Гражданская праведность. Общая благодать дает человеку возможность придерживаться тех норм, которые обычно называются гражданской праведностью или естественной добропорядочностью, действовать в гармонии с законом Божиим, хотя обычно все это достаточно далеко от подлинной духовной праведности.

Милости природы. Общая благодать делает для человека доступными все милости природы, которые он получает в этой жизни. Хотя он и потерял право на все, он тем не менее получает ежедневно огромное количество свидетельств доброты Божией.

  1. Библейские доказательства общей благодати.

Некоторые места в Библии отмечают борьбу Духа Божия за людей, которая, однако, не приводит к раскаянию и поэтому, в конечном счете, прекращается (Быт. 6:3; Ис. 63:10; Деян. 7:51; I Цар. 16:14; Евр. 6:4—6; Пс. 80:12; Рим. 1:24,26,28). Другие места указывают на ограничения и заслоны греху, которые ставит Бог (Быт. 20:6; 31:7; Иов. 1:12; 2:6; IV Цар. 19:27,28; Рим. 13:1—4); сообщают о нераскаявшихся людях, делающих тем не менее добрые и правые дела (IV Цар. 10:29,30; 12:2; 14:3; Лук. 6:33; Рим. 2:14). И наконец, в некоторых местах отмечаются незаслуженные милости, которые ниспосылал Бог на всех людей без какого-либо различия (Быт. 17:20; 39:5; Пс. 14:9,15,16; Матф. 5:44,45; Лук. 6:35, 36; Деян. 14:16,17; I Тим. 4:10).

Луис Беркоф

Христианская доктрина: Учебник / Пер. с англ. Э. И. Волмянского, О. А. Минск: «Вышэйшая школа», 1995. — 295 с.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*