Благочестивая жизнь придет, когда внутри вас поселится сам Бог – Дух Святой.

duxaДжон Мак-Артур,

Прочитаем текст из послания к Ефесянам 5:18-21: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием».

Помолимся, прежде чем мы начнем изучать этот текст. Отец наш, мы благодарим Тебя за это восхитительное слово. Я осознаю, что недостоин разбирать эту грандиозную тему исполнения Святым Духом, но все же знаю, насколько важно это изучение, потому что ты Сам повелел исполняться Духом. Поэтому я прошу, Господи, дай мне мудрости в том, что говорить. Дай мудрости слушателям, чтобы они смогли быть послушными и смогли постичь всю полноту того, что Ты говоришь нам. Во имя Христа молимся. Аминь.

Если вы посещали служения на протяжении последнего времени, то наверняка помните, что мы стих за стихом последовательно изучаем послание к Ефесянам. Из проведенного изучения мы уже сделали вывод, что должны поступать достойно, вести определенный образ жизни, который Бог нам предназначил. Господь ясно определил рамки, внутри которых мы и должны жить. Мы уже изучили 4 и 5 главы, а вскоре начнем изучение 6 главы. Эти тексты из послания к Ефесянам дают практические, жизненные наставления христианам. Но ключ к христианскому образу жизни лежит здесь, в 18 стихе 5 главы. Понимаете ли вы, что, если бы в послании к Ефесянам не было бы 5:18, ни одно наставление из этой книги выполнить было бы невозможно. Если бы кто-либо стер из этого послания всего лишь один стих, то содержание всего послания стало бы сплошным законничеством. Без этого небольшого текста у вас осталась бы мощная, прекрасная машина с мощным мотором, описанным в главах 1-3, у вас была бы подробная карта (главы 4, 5 и 6), но не было бы ни капли топлива, чтобы продвинуться хотя бы на метр. В таком случае вы бы действовали исключительно по плоти, если бы в пятой главе не было прекрасных слов: «Исполняйтесь Духом». Эти слова – сердце христианства. Это энергия для того, чтобы поступать достойно. Это ключ к христианскому образу жизни. Это ее основание: невозможно ходить в смирении, невозможно жить в единстве, невозможно жить не по стихиям этого мира, невозможно ходить во свете, невозможно ходить в любви и мудрости, пока не будет действия Духа Божьего. Внутри человека зарождается благочестивая жизнь только тогда, когда внутри его сердца живет сам Бог. Ведь если бы это было не так, то любой невозрожденный человек тоже смог бы жить по-христиански.

Итак, 18 стих 5 главы находится в самом сердце послания. Он открывает для нас бесподобные горизонты понимания. Кроме того, я должен отметить, что если вы не будете послушны повелению из 5:18 – то вы самый неразумный человек. В 15 стихе говорится: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые». Самый неразумный человек это тот, кто всю жизнь стремится поступать смиренно, целомудренно, по любви, ходить во свете, поступать мудро, исполнять волю Божью, но делает это все по плоти, собственными силами. Христианин все должен совершать в силе Святого Духа.

Что же значит быть исполненным Святым Духом? Многие люди не имеют точного ответа на этот вопрос. Некоторые думают, что исполниться Святым Духом значит получить некую Божью энергию. Они полагают, что это происходит, когда человек говорит иными языками. Вы, наверное, знаете таких людей.

Такие люди изолируют остальных вопросами типа: «А вы были исполнены Духом?» Они делят верующих на тех, кто «в Духе» и кто «не в Духе». Если у вас было особое экстатическое переживание – значит вы в Духе, а если нет – не в Духе. Об этом вопросе до сих пор ведется множество споров при самом широком разнообразии мнений. Итак, есть люди, считающие, что исполнение Духом – это обретение экстатической энергии. С другой стороны, есть и те, кто рассматривает этот вопрос стоически и просто признают идею, что Святой Дух где-то присутствует, но не имеет никакого практического значения или влияния. И те, и другие неправы. Исполнение Святым Духом – это не стоическое признание и не экстатическое состояние. Это серьезное духовное явление, которое мы должны понять наилучшим образом, чему мы и посвятим нашу сегодняшнюю проповедь.

Рассмотрим три пункта, о которых мы будем сегодня говорить. Читая наш текст, мы видим контраст, повеление и следствие. Мы уже рассмотрели контраст, в следующий раз мы обратим внимание на следствие. Сегодня мы подробно изучим повеление. Оно звучит просто: «Исполняйтесь Духом». Это заповедь. Позвольте немного напомнить о контрасте, если кто-то из присутствующих здесь забыл o том, о чем мы говорили, или не присутствовал на прошлой проповеди.

Контраст

Во-первых, в 18 стихе присутствует контраст: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Греческое слово «asotia» означает безнравственное поведение, распутство или неизлечимую болезнь. К таким последствиям приводит пьянство. Контрастом служит повеление «исполняйтесь Духом». Состояние опьянения от вина противоположно исполнению Святым Духом. Мы говорили о том, что пьянство в языческих религиях считалось способом единения с божеством. Иными словами, здесь идет речь не о социальной проблеме, хотя несомненно, социальный вопрос по-прежнему стоит очень остро, и, если раньше, до обращения ко Христу, вы могли себе позволить напиться алкоголя, то сейчас, став христианином, этого делать никак нельзя. Но все же Павел сосредоточивает наше внимание на богословском вопросе. Язычники упивались алкоголем и, таким образом, выходили, как им казалось, на более высокий уровень религиозного самосознания и единения с языческими божествами. Причем, когда они упивались, они действительно упивались допьяна, вплоть до того, что их тошнило, а потом они пили еще, чтобы достичь еще большего опьянения. В последнее время были проведены археологические исследования, и археологи находили специальные ямы, выкопанные специально для таких целей. Безумие пьянства заключалось в том, что язычники пили до тошноты только для того, чтобы большее опьянение довело их до высшей ступени единения с богами.

Апостол Павел приводит разительный контраст, говоря, что мы, верующие, имеем единение с истинным Богом, поклоняясь Ему в псалмах, гимнах и духовных песнопениях, проявляя это поклонение в отношениях дома, где жены повинуются мужьям, а мужья любят жен, и т.д. Мы поступаем так не потому, что опьянены алкоголем, а потому что исполнены Святым Духом. Вы видите, насколько отличается языческое поклонение от поклонения единому Богу? Павел подчеркивает, что радость и веселье мы находим в единении с Богом. Это единение, вызванное исполнением Духом, является основой поклонения, побуждающим мотивом богослужения. Языческое пьянство приводило к поклонению в виде распутных оргий и дебоширства, сопровождаемого зловещей музыкой, плясками и половой распущенностью. Сила же Святого Духа приводит нас к единению с Богом и истинному поклонению с прекрасной музыкой. Таков разительный контраст между языческим пьяным поклонением с оргиями и плясками и исполненной Духом красотой поклонения истинному Богу, нарисованной Павлом. Обращаясь к нам, апостол повелевает оставить прошлое и достигать исполнения Святым Духом.

Такой контраст мы встречаем не только в этом отрывке. Посмотрите, например, на Евангелие от Луки 1:15, где говорится об Иоанне Крестителе: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей». Мы видим тот же контраст: Иоанн не будет пьянствовать, он будет исполнен Духом. Его религиозные устремления будут вызваны болезненным самовнушением, не вином и крепкими напитками, а Духом Божьим. Изнутри на него будет оказывать влияние не алкоголь, а Божий Дух, и к действию его будет побуждать не одурманенный алкоголем мозг, а исполненный Святым Духом разум. Иными словами, он будет послушен направлению Божьего Духа, в отличие от того, как многие люди послушны воздействию алкогольного опьянения.

Подобный контраст записан и во второй главе книги Деяний. В День Пятидесятницы, как вы помните, «исполнились все Духа Святого», как сказано в ст. 4. Исполнившись Святым Духом, ученики «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Ученики начали говорить на разных языках, причем в стихах 9, 10 и 11 приводятся названия этих языков. Последователи Христа начали говорить «о великих делах Божьих» на разных вышеупомянутых языках, которых никогда ранее не учили. Господь чудесным образом в День Пятидесятницы дал им эту замечательную способность, когда они были исполнены Святого Духа. Итак, они были исполнены Святого Духа, но какова была реакция окружающих? В стихах 12-13 говорится: «И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (греч. «gleukous»). Здесь явно видна ссылка еще на одну языческую оргию, языческое религиозное поклонение. В то время подобные случаи происходили достаточно часто, и иудеям они казались совершенной мерзостью, потому что язычники поклонялись, упиваясь алкоголем. Именно поэтому на апостолов смотрели как на людей, опустившихся до языческой вакханалии, до идолопоклонства, как на тех, кто свое поклонение Богу выражает совершенно неприемлемым образом. Люди насмехались над учениками Христа, думая, что они явно намеренно напились.

Сладким вином (Gleukous) называлось свежевыжатое вино. Обратите внимание, ученики ссылаются на раннее утро, поэтому остальные смеются над ними, дескать, уже в такой ранний час они упились этим свежим вином допьяна, как язычники. Как после этого слушать их проповеди. И тогда встает Петр и говорит (ст. 15): «Они не пьяны, как вы думаете». Он возражает: это не пьянство, это исполнение Святым Духом. К сожалению, мир в своем безумии не может увидеть разницы между языческими вакханалиями и истинным поклонением. Итак, мы видим, что в Библии не раз употребляется подобное сравнение.

Вернемся теперь к 18 стиху 5 главы Ефесянам. Здесь мы видим то же противопоставление: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Я уверен, здесь Павел вспоминает события Дня Пятидесятницы. Думаю, он вспоминает, что происходило тогда, и думает о том дне, когда впервые ученики и апостолы Иисуса Христа были исполнены Святым Духом и совершали дела, которые другим казались языческой религиозной вакханалией. Он помнил о контрасте.

Исполняйтесь Духом – это повеление

А сейчас внимательно рассмотрим повеление. Рассмотрению этого текста, этой истины, мы посвятим большую часть времени. Многие из вас уже хорошо знакомы с этим текстом, хотя, возможно, многие слышат об этом учении впервые. Кто-то, возможно, впервые пришел к нам на служение. Поэтому давайте совместно изучим это восхитительное повеление. Еще раз прочтем его из 18 стиха: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом».

Павел подчеркивает, что это повеление, заповедь, приказ. В греческом языке глагол может стоять в изъявительном наклонении, в таком случае он означает констатацию факта, но может и в повелительном наклонении, означающем повеление или приказ. Эта фраза означает: «Постоянно продолжайте исполняться Духом». Это заповедь для христианина. Не вариант, не предложение, а заповедь. Бог редко, если вообще когда-либо, делает предложения. Он либо дает повеления и заповеди, либо констатирует факты. Бог не действует категориями предложений. И вообще, у Бога очень мало необязательных позволений. И это совершенно точно не входит в их число. Это повеление. Знаете, меня сильно беспокоит тот факт, что многие так называемые христиане не знают, что значит исполняться Духом. Знаете ли вы, что есть христиане, которые совершенно игнорируют этот принцип. Все мы в какой-то момент оказываемся неспособны исполнить эту заповедь, однако она не перестает оставаться заповедью.

Этот вопрос серьезно волнует меня. Видите ли, сегодня опубликовано много книг и напечатано статей, вызвавших бурную дискуссию о том, что якобы можно быть христианином и даже не беспокоиться этим вопросом. По мнению этих авторов, есть новая категория этаких «христиан посередине». То есть, существует душевный человек, неспасенный, невозрожденный, идущий прямой дорогой в ад. Существует духовный христианин, который любит Слово Божье, любит Господа, послушен Ему, ходит в истине, поступает по заповедям, ходит во свете. А между ними есть еще одна категория, в которую эти богословы поместили людей спасенных, но безразличных. Они вроде бы выбрались из ада, но никогда особенно не увлекаются христианством. То есть, они христиане, но не слишком преданные.

Как раз вчера я читал статью одного известного богослова, утверждающего, что есть люди спасенные, но которые никогда не ходят во свете. Лично мне это совершенно непонятно. Если мы спасены из тьмы, если Бог нас вводит в Царство Его единородного Сына, если мы ходим во свете, подобно как и Он во свете, то я не понимаю, как может быть то, что говорит этот богослов. Тем не менее, этот автор говорит, что эти люди спасены, но из тьмы не выходят. Они спасены, но в их жизни никаких перемен не происходит. Их просто поместили в удобную категорию плотских христиан. Так, по мнению таких богословов, есть категория душевных людей, духовных христиан и плотских.

Эти плотские христиане заполняют собой соответствующую нишу, где собрались те, кто вроде бы спасен и соответственно собирается попасть в рай. И хотя они не совсем живут христианской жизнью, это не страшно, ведь худо-бедно они доберутся до места назначения, ведь спасение потерять невозможно. Так, гуськом, два шага вперед, три назад, они доберутся до рая, хотя и не получат там достойного места. Но и это не страшно, ведь это все равно рай. Удобная позиция, правда? Но мы знаем, что с Богом такие игры не проходят. Господь никогда не скажет: «Можешь выбрать себе, в какой категории быть. Хочешь – будешь среди духовных, тогда поступай так. А если хочешь – можешь вести плотской образ жизни. У тебя есть варианты». Бог никогда так не поступает. Он установил стандарт христианской жизни. Я не думаю, что владычество Христа – это лишь один из вариантов христианской жизни. По моему убеждению, это неотъемлемая часть спасительной веры. И я бы не хотел сгонять людей в лагерь, где можно называть себя христианином, но при этом ничего не делать.

Не обманывайтесь. Господь повелел нам исполняться Духом. И неисполнение этой заповеди – нарочитое и вопиющее непослушание. И если ваша жизнь характеризуется таким непослушанием, то, что бы вы ни думали, согласно 1 Иоанна, вы не христианин. Друзья, это очень важно. Истинные христиане, имеющие настоящую веру, никогда не будут отрицать важность владычества Христа. Истинные христиане, имеющие настоящую веру, никогда не будут отрицать важность исполнения Святым Духом.

Истинные христиане никогда не будут чувствовать себя комфортно в нише так называемых «плотских христиан», говорящих: «А мне и не обязательно переходить на следующий уровень. Мне хорошо и здесь». Нет. Это строгое повеление. Это заповедь, потому что ее дал нам сам Господь. А если Господь что-то повелевает, то это заповедь для каждого верующего, соответственно, каждый верующий обязан исполнять эту заповедь.

propovedi.ru


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*