Благодать — это дары Духа Святого человеку части Божественного естества, свойств Его характера.

dux9Православие о дарах Духа Святого.

Часто дары Святого Духа обозначают семью именами, которые мы находим в одном из текстов пророка Исаии (Ис. 11:2, 3): дух премудрости, дух разума, дух  совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Однако православное богословие не делает особого различия между этими дарами и благодатью, через которую человек преображается в славу Христа. По учению Восточной Церкви, благодать вообще означает все богатство Божественной природы, как сообщающейся людям; она — Божество, действующее вне Своей сущности и Себя отдающее: Божественная природа, которой мы приобщаемся в ее энергиях.

Дух Святой, источник этих нетварных и бесконечных даров, оставаясь безымянным и неоткровенным, получает всю ту множественность имен, которую можно приложить к благодати: «Прихожу в трепет, — говорит святой Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований… Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов… Дух сыноположения… Он есть Дух…, воссозидающий в крещении и воскресении,… Дух, Который… дышет, идеже хощет… Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь. Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и крещение предваряет и по крещении взыскуется. Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках и разделяет дарования, творит апостолов, пророков, благовестииков, пастырей, учителей… Он иной Утешитель, как бы иной Бог».

По слову святого Василия Великого, нет ниспосланного твари дара, в котором бы не присутствовал Святой Дух. Он «Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения».

Святой Иоанн Дамаскин именует Его «Духом правым, владычествующим, источником премудрости жизни и освящения… Полнотой, Вседержителем, всесовершающим, всесильным, бесконечно могущественным, обладающим всякою тварью и не подчиненным господству…, освящающим и неосвящаемым» и т. д. Как мы сказали, все эти бесчисленные наименования относятся прежде всего к благодати, к природному богатству Божию, сообщаемому Духом Святым тем, в которых Он присутствует. Присутствует же Он вместе со Своей Божественностью, Которую дает нам познавать, оставаясь Сам непознаваемым и неявленным; Он — Ипостась неоткровенная, не имеющая Своего образа в другом Божественном Лице.

Лосский, В.Н.

Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

Глава 8. Домостроительство Святого Духа.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*