Культура христианского попечительства о своей душе.

popechiteВ школе Бога об испытаниях и наказаниях.

Ллойд-Джонс, Мартин

Писание учит нас, что наш Небесный Отец, в Своей безграничной благодати и доброте воспитывает и наказывает нас. Таким образом Он вырабатывает в нас определенные качества и способствует нашему освящению. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».

Но это еще не все. Автор, кроме того, учит нас, что наказание, даже если его применяет Бог, не действует автоматически. Мы должны понять и применять это научение, чтобы извлечь из него пользу. Прежде чем приступить к разговору об этом, позвольте мне еще раз повторить: наказание может принимать много различных форм. Оно может прийти в виде трудностей в бизнесе, личного разочарования (например, предательство друга) или в виде болезни. Но совершенно очевидно, что все это происходит в равной мере и с нехристианами. Поэтому никогда не следует утверждать, что любое нежелательное событие обязательно является Божьим наказанием.

На испытания и наказания можно реагировать по-разному. И есть три вида очень неправильной реакции.

Первый, и очень опасный — пренебрежение к наказанию. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня». Пренебрегать чем-то означает не обращать на это что-то никакого внимания или вообще не допускать, чтобы оно оказывало на нас какое-то влияние. Вместо того чтобы хорошенько задуматься над причинами наших бед и предоставить внешним трудностям совершать в нас внутреннюю работу, мы изо всех сил стараемся проигнорировать наказание, как можно скорее отряхнуться от него. Мы живем в эпоху, когда люди боятся истинного чувства. Миром правят холодность и жесткость. Многие вещи, уродующие современную жизнь, никогда бы не произошли, будь люди более чуткими. Но мы обкрадываем сами себя, надеваем маску самоуверенности, и она постепенно прирастает к нам.

В результате, когда события поворачивают в нежелательную сторону и Бог наказывает нас, мы «пропускаем это мимо ушей». Писание со всей определенностью и строгостью предостерегает нас. Нет ничего более опасного для души, чем культивирование в себе холодного, обезличенного отношения к жизни, ставшего в наше время столь распространенным. Именно поэтому так ослабели семейные узы — между мужем и женой, между детьми и родителями. Именно поэтому люди с такой легкостью пренебрегают своими обязанностями и позволяют себе нечуткость по отношению к окружающим. И это холодное, обезличенное отношение к жизни намеренно пропагандируется й всячески поддерживается. Оно может войти и в жизнь христианина. Тогда он пренебрегает даже Божьим наказанием.

Вторая неправильная реакция на наказание — опустить руки, впасть в окончательное уныние. Возникает соблазн сдаться, бросить все и причитать о том, что надежда ушла навсегда. Мы говорим: «Мне этого не выдержать» и начинаем гадать, почему все это произошло. Мы даже сомневаемся в справедливости Бога. Мы ропщем и жалуемся и можем даже затаить на Него обиду. Эти христиане из иудеев недоумевали: «Разве это правильно? А может, христианская вера не истинна?» Они начали вновь обращаться к своей прежней религии. Именно по этой причине было написано послание. Бог испытывал их, и они ослабевали. Нам всем знакомо это, мы не первые и не последние, кто через это проходит. Читая псалмы, мы часто видим, что и псалмопевец находится именно в этой фазе. И тем не менее такая реакция на Божий упрек и Его отеческое научение абсолютно неверна.

И третья неправильная реакция — ожесточение, горечь. «Наблюдайте. чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15). Печально, но есть много людей, которые кажутся очень милыми и дружелюбными, — до тех пор, пока их не постигнет удар. Тогда они исполняются горечи, эгоцентризма. С ними становится трудно общаться даже тем, кто искренне пытается помочь им. Они уходят в себя. Им кажется, что весь мир против них. Помочь им невозможно, горечь и ожесточение проникают в самые глубины их души и проявляются даже в выражении лица. Создается впечатление, что перед вами другой человек. Свое истинное лицо мы показываем, когда тем или иным образом реагируем на испытания. Испытания выявляют, действительно ли мы дети Божьи или нет. Люди, далекие от Бога, как правило, реагируют на неудачу ожесточением. Иногда горечи или цинизму на какое-то время могут поддаться даже дети Божьи. Тогда их надо предостеречь, чтобы они не позволили этому горькому корню прорасти глубоко.

Если мы виновны в какой-либо из этих трех неправильных реакций, то что бы с нами ни происходило — это нисколько не поспособствует нашему духовному развитию. Даже Божье наказание не принесет никакой пользы. Если мы с легкостью отряхнемся и пойдем своей дорогой, если мы ослабеем и впадем в уныние или ожесточимся — то оно бесполезно.

Автор Послания призывает нас относиться к таким вещам правильно. И прежде всего научиться вести себя как подобает совершеннолетним сыновьям, а не младенцам. Автор, по сути, утверждает: «Вы забыли наставление, в котором к вам обращаются как к зрелым мужам. Вы уже не малые дети». Детям всегда кажется, что с ними обращаются сурово, что родители несправедливы к ним и что они не заслужили наказания. Это детская реакция. Духовно некоторые из нас так и остаются младенцами. Но автор послания говорит: «Помните, вы зрелые мужи, вы взрослые сыновья. Так реагируйте соответственно, подтянитесь». Хватит ныть и плакать, хватит вести себя как маленький ребенок и дуться.

Так что же мы должны делать, как взрослые люди? Во-первых, автор указывает, что мы «забыли утешение, которое предлагается (нам), как сынам». Мы забыли Писание. Если бы мы прочли хотя бы только одну Книгу Притч, серьезно задумались бы над ней и применили написанное в ней к своей жизни, то никогда уже не реагировали бы таким образом. Всякий раз, сталкиваясь с очередным испытанием, мы не должны смотреть на него в отрыве от всего остального. Попробуйте мысленно поместить его в контекст Библии. Когда что-то не ладится в жизни нехристианина, то в его распоряжении нет ничего, кроме мирской мудрости, которая далеко не всегда помогает. Христианину же следует сразу задаться вопросом: что по этому поводу говорит Писание? — и затем применить к себе учение Библии. Как часто мы забываем об этом и ведем себя как будто мы и не христиане вовсе. Давайте помнить, что мы взрослые дети Божьи, и поэтому нам следует оценивать все в свете Божьего Слова.

Во-вторых, как сказано в стихе 5, необходимо прислушаться к доводам Слова Божьего. Вы «забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам». Слово Божье не просто утешает нас. Оно беседует с нами, наставляет нас. Есть люди, читающие Писание из чисто сентиментальных побуждений. Но мы должны всегда следовать за логикой рассуждения и прилагать весь свой ум, чтобы понять его. Писание не предназначено для убаюкивания, мы должны вникать в доводы и следить за нитью рассуждения.

Великий довод, приведенный здесь, заключается в следующем: «Бог есть мой духовный Отец, Отец новой жизни, которая во мне. Он наказывает меня, потому что я Его чадо, больше не принадлежу к миру. Он ради меня послал на смерть Своего Сына и тем предуготовил мне небеса. Этим Он показал Свою любовь ко мне. И все, что Бог делает, Он делает для моего блага».

Но на этом рассуждение не заканчивается. Мы должны проследить за его ходом вплоть до стиха 11, где автор говорит о мирном плоде праведности, который дается «наученным чрез него» (через наказание). Ключ к пониманию находится именно во фразе «наученным чрез него». Только людям, прошедшим научение, происходящие с ними события приносят пользу. Каким образом Бог научает нас? Помещая в Свою школу. Таков смысл греческого слова, переведенного здесь как «наученные». «Наученные» — значит прошедшие Божью школу. А если идти еще глубже, то корень этого слова можно истолковать как «раздетые догола». Таким образом возникает следующая картина: человека ввели в школу, или в спортивный зал, и велели раздеться.

Почему? Во-первых, чтобы упражняться свободно: одежда нам мешать не будет. Давайте отложим в сторону всякую тяжесть и всякий грех, которые так одолевают нас. Вторая причина — тренер должен осмотреть нас, чтобы проверить, находимся ли мы в должной физической форме, все ли симметрично и сбалансировано. Греки знали толк в культуре тела и его пропорциональности.

Таким образом, наше обучение носит двойной характер. Мы нуждаемся в общих упражнениях, чтобы поддерживать тело в тонусе. Однако в стихах 12 и 13 даются более конкретные указания: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось». Ослабевшие колени наводят на мысль о хромоте и потребности в физиотерапии. Вы нуждаетесь не только в лечении суставной болезни, но еще и в программе восстановительных упражнений. Одного массажа недостаточно, сам пациент должен активно двигаться.

Итак, мы предоставляем Божьему Слову проверить нас. В момент любого печального события, начиная с разочарования и кончая смертью любимого человека, мы должны сказать: «Я нахожусь в школе. Тут есть какая-то причина. Что я делаю не так? В чем моя проблема? Может быть, в каком-то смысле я свернул с верного пути?» Почитайте псалом 118: «Благо мне, что я пострадал. Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню». Мы не осознавали, что медленно сползаем. Но скорбь заставляет нас задуматься и сказать: «Я благодарю Бога за все, это полезно для меня, благодаря этому я стал лучше». Всегда следует спросить себя: «А не был ли я небрежен в моей духовной жизни? Или, может быть, я забыл Бога? Не вознесся ли слишком высоко, не впал ли в самодовольство, не согрешил ли, не обидел ли кого?» Мы разбираемся в самих себе, пытаясь докопаться до причины. И мы делаем это тщательно. В этом нет ничего ни радостного, ни приятного. Тем не менее мы должны забираться в самую глубь, какую бы боль это нам ни причиняло. И мы должны делать это честно.

Во-вторых, если мы находим в себе грех или духовную вялость, что-либо плохое или недостойное, нам следует немедленно признать это. Затем — открыто и до конца исповедаться перед Богом. Это важнейшая часть научения; мы никогда не изменимся к лучшему, если не будем делать этого. Порой бывает полезно признаться в грехах и перед людьми. Это не всегда необходимо. Но, прислушиваясь к голосу Наставника, мы должны повиноваться Ему и говорить: «Я сделаю это, чего бы мне это ни стоило». Мы должны выполнять упражнения тщательно, не упуская ни малейшей детали.

Затем, пройдя через процесс «снятия бинтов», мы переходим к позитивным упражнениям. Мы дошли до стиха: «.укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена». То есть, автор говорит нам, чтобы мы взяли себя в руки. Здесь опять будет полезна иллюстрация с суставами. Любой, когда-либо страдавший ревматизмом, знает, что инстинктивно мы склонны защищать и беречь болезненные места. Если у меня болит колено, я стараюсь его не сгибать. И точно также мы поступаем в духовной сфере. Но автор послания призывает нас именно к тому, чтобы мы перестали цацкаться с больными суставами! Самое лучшее для них — это движение. «Но у меня нет сил, чтобы это делать!» Тренер отвечает: «Укрепи их, стой прямо, будь готов к движениям. Чем больше ты будешь двигаться, тем лучше для твоих суставов». Поддерживайте суставы в гибком состоянии, не давайте им окостенеть!

Это справедливо для физического мира и в равной степени — для духовного. Некоторые люди, проходя через испытания, приобретают застывшую, негибкую позу. Они страшно жалеют себя и ждут того же от окружающих. «Избавляйся от этой позы, — говорит Тренер, — встряхнись, укрепи опустившиеся руки и ослабевшие колени, подтянись. Вспомни, ты взрослый человек, соберись». Вот теперь действительно пора сделать это — не в начале, а только после того, как мы получили наставление и прошли через фазу «снятия бинтов».

Что еще? В стихе 13 нас призывают ходить прямо ногами нашими. Если вы идете по дороге ухабистой и кривой, то вы можете усугубить смещение суставов. Если же выровнять дорогу перед хромым человеком, то хождение по ней будет способствовать исцелению. Обратите внимание на важность прямой дороги. Духовно это означает вот что: проделав все то, что мы здесь рассмотрели, говорим себе: «Да, я заблудился, я должен вернуться на прямой и узкий путь». Мы возвращаемся на путь святости, на магистраль Бога. Мы в очередной раз осознаем потребность в дисциплине и выпрямляем дорогу для наших ног. А затем, когда мы вновь идем по пути святости, то обнаруживаем, что наши ослабевшие колени укрепились.

Последнее наставление мы находим в стихе 14: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». «Старайтесь» означает «добивайтесь», всеми силами стремитесь к миру и святости. У меня не укладывается в голове, как может кто-то говорить о пассивности, когда речь идет о пути к святости. Автор послания призывает нас прилагать все возможные усилия и напрягать волю, чтобы жить в мире с окружающими и быть святым. В нашем стремлении к этому мы должны не щадить себя. Вот упражнения, через которые Бог проводит нас в Своей школе. Таким путем Он действительно превращает нас в Своих детей, в которых с каждым днем все ярче и ярче проявляются семейные черты.

Но я признаю, что это процесс очень болезненный. Но прислушайтесь к обещанию: наказание «наученным чрез него доставляет мирный плод праведности». Не беспокойтесь о боли, она кратковременна. Продолжайте тренировать застывшие мускулы и вскоре вы обнаружите, что они приобрели упругость. Не оставляйте упражнений — ваш труд принесет плод праведности. Чем дольше мы находимся в школе, тем лучше мы в результате подготовлены не только к земной жизни, но и к вечности. Физические упражнения приносят нам временную пользу, родительская дисциплина может помогать всю жизнь, но Бог воспитывает нас для вечного блаженства и славы.

Помните также Того, к Кому мы направляемся. Без святости «никто не увидит Бога». Если мы хотим увидеть Господа, то должны очень тщательно выполнять задания в Его школе. Если мы не обращаем внимания на Его требования, то это свидетельствует о том, что мы либо не осознаем, кем являемся, либо мы не Божьи дети. Если мы в самом деле хотим придти к Богу и попасть на небеса, то должны делать «со тщанием» все, что Он говорит нам. Только тогда мы станем соучастниками Его святости.

И наконец, к самому большому своему утешению, посмотрите на Того, Кто подчинился всему этому и Кто принял на Себя наше наказание, чтобы избавить от него нас. «Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Он знал, что такое посрамление, но выдержал все ради той радости, которая Ему предстояла 13 Так что, когда вам кажется, что наказание слишком болезненно и его слишком много, то (в дополнение ко всему уже сказанному) посмотрите на Него. И вы обнаружите, что все, что казалось таким болезненным, постепенно отступило. Отступило даже в этой жизни, а слава засияла ярче, и вы пожали дивный урожай праведности, мира и радости в Боге. Ничто не дает мне большего утешения, чем мысль, что я в руке Божьей. Я знаю, что Он любит меня и решительно настроен привести меня к святости. И это знание вселяет в меня огромные силы. Если я не прислушаюсь к Божьему слову и не последую ему, то Он будет работать со мной иначе.

Это тревожит, но и обнадеживает. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Выполняйте упражнения, друзья мои, торопитесь в спортзал Божьей школы, делайте то, что вам говорит Наставник. Разбирайтесь в себе, занимайтесь этим, невзирая даже на самую сильную боль. И тогда можете быть уверены — вы войдете в радость Господина.

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ.  Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Газета Протестант.ру      

Добавить комментарий