Новый Завет – это рассказ об искупительных делах Бога через Иисуса Христа.

prixodДжордж Лэдд

Библейское богословие — это дисциплина, рассматривающая книги Библии в их историческом контексте. Библейское богословие — это в первую очередь дисциплина описательная. Изначально оно не интересуется конечным значением учений Библии или ее актуальностью в современных условиях. Это — задача систематического богословия. Задача библейского богословия — разъяснение богословия Библии в ее собственном историческом контексте, в ее собственных терминах, категориях и мыслеформах. Очевидно, что намерение Библии — рассказать о Боге и Его деяниях в истории, направленных на спасение человечества. Для либеральных теологов (например, Бультмана) идея откровения в истории мифологична. Они считают, что подлинное намерение Нового Завета — описать экзистенциальное положение человечества. Тем не менее это — подход с современных позиций. Мифология это или нет, намерение Библии — рассказать о том, что совершил Бог и как Его деяния влияют на человеческое существование. Вместе с тем библейское богословие не может обойти вниманием второй вопрос: можно ли верить в библейскую историю.

Проблема в том, что посылки, связанные с природой истории, нельзя обойти и при воссоздании библейского послания. Например, в евангелиях Иисус представлен как Богочеловек, осознающий Свою божественную силу. Может ли это быть исторической правдой? Для ученых, которые ограничиваются светским историческим методом, в истории нет места для божественных личностей. Следовательно, за Иисусом евангелий должен скрываться некий исторический Иисус. Церковь, согласно Новому Завету, основана после воскресения Христа. Действительно ли Иисус воскрес из мертвых? В истории в ее светском понимании — мертвые не воскресают. Все эти посылки оказывают влияние на методы библейских богословов.

Но поскольку библейское богословие рассматривает откровение Бога о Себе и искуплении людей, сами идеи откровения и искупления предполагают определенные посылки, которые — где скрыто, а где и явно — присутствуют в Библии. Эти посылки — Бог, человечество и грех. Реальность Бога — аксиома. Библии незачем доказывать, что Бог существует, и философствовать о деизме. Она постулирует личного, могущественного, самодостаточного Творца мира и человечества, Который заботится о человечестве. Людская греховность тревожит Бога, грех отчуждает человека от Бога и ведет его к погибели. Кара, постигшая человечество, не только влияет на жизнь отдельных людей, но и сказывается на течении истории и на мире природы, где обитает человечество. Искупление — божественная прерогатива, его цель — освобождение людей, как отдельных, так и общества в целом, от проклятия греха, восстановление общения с Богом и возврат Его милости.

Библейское богословие — это не история о том, как человечество искало Бога и обретало религиозный опыт. Библейское богословие — это прежде всего история о Боге и Его заботе о человечестве, которое существует только благодаря божественной инициативе, проявившейся в ряде искупительных деяний. Следовательно, библейское богословие — это не только, и даже не в первую очередь, собрание абстрактных богословских истин. Оно по сути своей должно быть описанием и толкованием божественной деятельности на сцене человеческой истории ради искупления человечества.

Библия, откровение и история

Ветхий и Новый Заветы объединяет представление о божественной деятельности в истории. Ортодоксальное богословие обычно недооценивало или, по крайней мере, недостаточно сильно акцентировало роль искупительных деяний Бога в откровении. Оно признает факт откровения через исторические события, но считает его второстепенным по сравнению со словесным откровением. Неготорые представители этого направления считают, что «откровение, в библейском значении слова, это просто передача информации». При таком подходе история не нужна, достаточно мысленной или словесной передачи истин. Точнее было бы сказать, что откровение относится к категории личного общения… Конечная цель откровения — видеть лицо Бога! На самом деле, то, что открывает нам Бог, — не просто информация о Нем Самом и человеческой судьбе; Он являет нам Себя, и это откровение имело место в ряде исторических событий.

Откровение не может просто приравниваться к иудейско–христианскому Писанию; Библия — это отдельный раздел внутри более широкой божественной деятельности откровения… Особое откровение включает в себя уникальные исторические события, связанные с божественным избавлением, кульминацией которых явились воплощение, искупление и воскресение Иисуса Христа».

Величайшее деяние Бога, связанное с откровением в Ветхом Завете, — избавление Израиля из египетского рабства. Это было не просто обыкновенное историческое событие, подобное событиям, происходившим с другими народами. И добились этого не сами израильтяне. Таланты и умелое руководство Моисея тоже тут ни при чем. Это было деяние Бога. «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях» (Исх. 19:4).

Избавление было не просто одним из деяний Бога; посредством этого деяния Бог явил Себя, чтобы Израиль познал Его и служил Ему. «Я Господь, и выведу вас из–под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их… и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх. 6:6–7).

В более поздней истории Израиля снова и снова всплывает воспоминание об исходе как об искупительном деянии, посредством которого Бог открылся Своему народу. Осия говорит об историческом искуплении и последующем опыте Израиля как о свидетельстве Божьей любви. «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего… Узами человеческими влек Я их, узами любви» (Ос. 11:1,4).

Но та же история являет нам гнев и суд Божий. Осия тут же оговаривается, что Израиль еще попадет в рабство за свои грехи. Вот как истолковывает неизбежное историческое разрушение Израиля Амос: «Посему так поступлю Я с тобою, Израиль; и как Я так поступлю с тобою, то приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (Ам. 4:12). Откровение Бога как судьи Его народа в исторических событиях проявляется в том, что историческое поражение, нанесенное Израилю ассирийцами, изображается как день Господень (Ам. 5:18).

История Израиля отличается от любой другой истории. Бог — Господь истории вообще, но в данной череде событий Он явил Себя как нигде более. Для обозначения потока откровения в истории немецкие богословы придумали удачный термин Heilsgeschichte («история спасения»). В других языках эта мысль передается как «искупительная история» или «священная история». Ведь Бог на самом деле руководил течением событий в Египте и Ассирии, Вавилоне и Персии. Вся история зависит от божественного провидения, но только в истории Израиля Бог лично передавал людям знание о Себе.

Новый Завет продолжает этот поток «священной истории». Рассказ о деяниях Бога в истории — сама суть христианской вести. Самая ранняя информация, похожая на символ веры, содержится в 1 Кор. 15:3 и далее и представляет собой рассказ о событиях: Христос умер, был похоронен, воскрес и явился. Новозаветные свидетельства любви Бога основаны не на размышлениях о природе Бога, а на этом рассказе. Бог так полюбил нас, что отдал Сына (Ин. 3:16). Бог являет Свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас (Рим. 5:8). Откровение Бога в искупительной истории Израиля ярче всего проявляется в жизни, смерти и воскресении Христа (Евр. 1:1–2).

Следовательно, новозаветное богословие состоит не просто из отдельных учений Нового Завета. Это прежде всего рассказ о том, что совершил Бог через Иисуса из Назарета. Более того, искупительные деяния Бога через Иисуса — лишь завершение долгой серии искупительных деяний в истории Израиля. Пророки особо акцентируют надежду на то, что Бог еще совершит в будущем. В Новом Завете постоянно звучит тема обещаний Божьих, которые Он исполняет. Послание Иисуса Марк подытоживает словами: «Исполнилось время» (Мк. 1:15). О том же говорит и Лука: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21). Матфей часто цитирует ветхозаветные пророчества, желая показать, что Бог совершает через Иисуса уже Им же возвещенное устами пророков.

В евангелиях описаны деяния и высказывания Иисуса; Деяния рассказывают о возникновении и развитии движения, продолжающего служение Иисуса; послания подробнее объясняют значение искупительной миссии Иисуса; Откровение посвящено завершению искупительной деятельности Христа для мира и человеческой истории, ставшему возможным благодаря сделанному Им в истории (Отк. 5).

Лэдд Д.

Богословие Нового Завета: Пер. с англ. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. — 800 с.

Добавить комментарий