Разрыв между «слабыми» и «сильными» вузами растет.

vuz1МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Мониторинг качества приема в российские вузы в 2016 году показал, что в стране растет популярность педагогических специальностей, а наиболее сильные абитуриенты по-прежнему отдают предпочтение социально-экономическим и гуманитарным направлениям. Эксперты также отметили, что качество приема на инженерные направления в ведущих учебных заведениях практически сравнялось с экономическими и медицинскими. При этом в стране усиливается дифференциация вузов на «сильных» и «слабых».

Мониторинг проводился рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Министерства образования и науки.

Подобный анализ проводится ежегодно с 2009 года и охватывает все государственные вузы, зачисление в которые проводится преимущественно по результатам ЕГЭ (в рейтинге не учитываются учебные заведения творческой направленности и вузы силовых ведомств).

Мониторинг 2016 года отражает данные 425 вузов, тогда как в 2015-м учитывались показатели 441 учебного заведения. По словам эксперта, сокращение связано с объединением ряда университетов.

«Бюджетный прием в российские вузы, участвующие в мониторинге, в 2016 году сократился примерно на 5% и составил 275 тысяч мест. Платный прием при этом сохранил объем прошлого года — 140 тысяч мест», — рассказал РИА Новости ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Качество приема растет

Согласно данным мониторинга, в 2016 году из 68 укрупненных направлений подготовки в 23 случаях среднее качество бюджетного приема выросло более чем на полтора балла, лишь по двум направлениям (международные отношения и охрана памятников) этот показатель упал.

«Первая группа — это значительная часть инженерных и технологических направлений и информатики. Среди них Авиационная и ракетно-космическая техника, Автоматика и управление, Информатика и вычислительная техника, Металлургия, Технологические машины и оборудование, Управление качеством, а также Математика. Вторая группа «прибавивших» — это практически все педагогические направления, а также Сестринское дело и Физическая культура. Третья группа — социально-экономические науки. Выросли Экономика, Менеджмент Государственное и муниципальное управление, Политология. Четвертая — гуманитарные и «коммуникационные» дисциплины: Дизайн, Лингвистика и иностранные языки, Филология, Журналистика», — пояснил Кузьминов.

По данным мониторинга, вузами-лидерами по качеству приема на бюджетные места (с набором свыше 300 человек) стали МГИМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Университет ИТМО, РАНХиГС, МГЛУ.

При этом в топ-25 вузов качество приема улучшилось. Самый значительный рост показали Университет ИТМО, Московский государственный лингвистический университет, НИУ ВШЭ (Москва).

«Если в 2015 году в стране было всего два вуза со средним показателем 90 баллов и выше, то сегодня группа 90+ выросла вдвое: в нее вошли НИУ ВШЭ и Санкт-Петербургский государственный университет», — отметил Кузьминов.

Дифференциация вузов на «слабые» и «сильные»

По большинству направлений подготовки эксперты отметили, что у вузов-лидеров средний балл растет, а аутсайдеров падает, то есть между ними увеличивается разрыв.

«Такая динамика («слабые вузы опускаются еще ниже — сильные растут») наблюдается по большинству инженерных и технологических направлений (автоматика и управление; архитектура и строительство; геодезия; информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; материаловедение; машиностроение; приборостроение и оптотехника; технологические машины и оборудование; транспортные средства; экология; электронная техника и радиотехника; энергетика и энергетическое машиностроение), а также естественнонаучных направлений классических университетов (биология, география, математика, физика, химия)», — пояснил ректор ВШЭ.

По словам Кузьминова, этот тренд объясняют два фактора: рост востребованности инженеров и специалистов в области естественных наук и увеличение числа бюджетных мест на эти направления.

В результате сильные абитуриенты выбирают вузы, которые могут обеспечить им наиболее качественное образование (даже на платных местах), а «троечники» борются за бюджетные места в учебных заведениях с меньшей репутацией.

«В противоположность этому, направления, где бюджетный прием стабилизирован или даже снижается относительно потребности (на таких социально-экономических, гуманитарных направлениях и в здравоохранении) демонстрируют неизменный или повышающийся средний балл по всему спектру качества вузов. Как правило, именно на этих направлениях вузы имеют самый значительный платный прием, поглощающий спрос абитуриентов с низким и средним уровнем ЕГЭ», — подчеркнул Кузьминов.

Растет популярность педагогических направлений

Эксперт отметил, что самые серьезные изменения характерны для педагогических специальностей: по сравнению с прошлым годом существенно выросла доля абитуриентов, зачисленных с баллами выше 70 (46% против 36% в 2015-м), а доля слабых студентов (с баллами ниже 56) сократилась с 19% до 15%.

Аналогичную картину эксперты отметили и в психолого-педагогическом и специальном (дефектологическом) образовании: доля зачисленных с баллами выше 70 в 2016 году составила 24,3 против 18,7 в 2015-м, а число «троечников» сократилось с 33,5% до 25,8%.

Лидеры

Кузьминов отмечает, что важную роль играет положение вуза в группах по направлениям подготовки — большинство студентов выбирает сначала специальность, а потом уже учебное заведение.

В этом отношении группа лидеров практически та же, что и в общем рейтинге: МГИМО и МФТИ входят в тройку лидеров абсолютно по всем специальностям, на которые вели набор.

Лидерами по числу специальностей, где они занимают 1-3 места, в 2016 году стали СПбГУ (лидирует по 28 направлениям), МГУ (по 18), НИУ ВШЭ (по 22), МГИМО и Университет ИТМО (каждый — по 10), отметил ректор ВШЭ.

Из 18 реорганизованных вузов Москвы и Санкт-Петербурга практически все смогли улучшить качество приема. Исключение составляет лишь Московский государственный университет дизайна и технологии, к которому присоединили два вуза совершенно разного профиля («классическую» Академию Маймонида и университет пищевых технологий).

«В остальных случаях объединялись вузы близкого профиля, и это дало позитивный эффект: вузы смогли укрупнить образовательные программы, выбрать лучших преподавателей. Такой эффект есть и в случае экономического вуза (РЭУ им. Плеханова смог сохранить качество приема при присоединении заведомо более слабого МЭСИ), и в случае Машиностроительного и Технологического университетов», — отметил Кузьминов.

Платный прием

Лидерами по качеству платного приема в 2016 году стали МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ.

При этом в группе ведущих вузов эксперты отмечают рост качества приема студентов на платные отделения. При этом, как отмечают в ВШЭ, подавляющее большинство университетов в этом году отказалось от повышения цен.

Кузьминов выделил четыре модели изменений в платном приеме. Первая заключается в повышении качества при сокращении числа поступающих. В качестве примера ректор ВШЭ привел Университет ИТМО (балл вырос с 64,0 до 74,2 балла, а контингент студентов сократился на 44%), МГМУ им. Сеченова (балл увеличился с 68,2 до 70,2 балла, а число поступающих сократилось вдвое), НИЯУ МИФИ (балл вырос с 76 до 77,4, а контингент сократился на 77%).

В ряде вузов Кузьминов отметил повышение качества приема при сохранении или увеличении числа абитуриентов. Так, в МГПУ балл вырос с 65,4 до 68,2, контингент — на 55%; в Томском «политехе» балл увеличился с 62,8 до 65,5, а число абитуриентов — на 25%; в НИУ ВШЭ балл вырос на два пункта, а прием — на 50%.

Для некоторых вузов характерно снижение качества приема при росте числа поступающих: РАНХиГС (число поступающих выросло на 48%, а балл упал с 68,6 до 65,3), Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (число абитуриентов выросло на 58%, балл упал с 70,2 до 67,2) и Оренбургский медицинский госуниверситет (набор вырос на 44%, балл снизился с 57,5 до 54,1).

Остальные учебные заведения показали ухудшение качества приема при сокращении набора студентов. Таких вузов немного, в качестве примера Кузьминов привел Уральский университет путей сообщения, где прием сократился на 15%, а балл упал с 58,1 до 52,9.

ria.ru

Добавить комментарий