Грехи против Святого Духа.

grexiВладимир Дегтярев,

Одной из самых серьезных тем во всем Писании, является тема о грехах против Третьего Лица Троицы, Святого Духа. Существуют различные мнения относительно этой темы. Хотя это и не самая приятная тема для размышлений, мы должны понимать сущность этих грехов, чтобы оградить себя от прегрешения.

А.     Угашение Духа Святого (1 Фес. 5:19).

Угашать Духа Святого может тот, кто Его имеет, кто Им водим, то есть верующий человек. Если говорить в общем, то угашение Духа Святого связанно с пассивностью христианина в служении Богу. Мы призваны к святой жизни. Но наша святость не ограничивается только тем, что мы не делаем явный грех, то есть то, что нечисто и неугодно Богу. Христианская святость характерна тем, что человек посвящает себя Богу на служение Ему, чтобы исполнить то, к чему призвал нас Бог, для чего Он создал нас. Мы не можем освободиться от греха, то есть освящаться, если мы не проявляем активности в нашем христианском служении. Дух Святой как раз и желает помочь нам выполнить наше предназначение на земле. Он побуждает нас быть верными Богу и исполнить те обещания, которые дали Богу во время водного крещения: постоянно посещать богослужения, совершать добро, исполнить то служение, к которому призваны. И если христианин, понимая, что нужно делать, ленится и таким образом отказывается делать то, что необходимо, возможно успокаивая себя тем, что он не делает явного греха, то это является непослушанием Духу Святому. Таким образом, не Он, а человек сам желает управлять своей жизнью, что, конечно же, не может закончиться хорошо. Неповиновение и является угашением Духа Святого. Где нет повиновения Ему, там господствует человеческая воля, что приводит к бесплодной жизни, которая ведет к угасанию.

Б. Оскорбление или огорчение Духа Святого (Еф.4:30-31; Ис.63:10).

Оскорбить — значит принести другому печаль и огорчение. Если угашение Святого Духа означает бездеятельность человека, то оскорбление это активная фаза, когда в жизни христианина проявляется явный грех. Оскорбить Духа Святого, как и в случае с угашением, также может тот, кто Его имеет. Несомненно, все грехи плоти, проявляющиеся в нас, оскорбляют Духа Святого (Гал.5:17-21). Это значит, что мы делаем не то, что должны, а то, что неугодно Богу в целом и Духу Святому в частности. Поэтому мы должны осознавать, что, так как Дух Святой это Дух Истины (Иоан.14:17), то Его огорчает всякая ложь, неправда и лицемерие. Он также Дух веры (2 Кор.4:13), следовательно, сомнение, неверие, недоверие Богу неугодны Ему. Всякая жестокость и горечь, отсутствие доброты, благодарности и любви, непримиримость и злобность по отношению к другим оскорбительны для Духа Святого, так как Он это Дух любви, милосердия и благодати (2 Тим. 1:7; Евр. 10:29).

Он назван в Писании Духом святыни (Рим. 1:4), то есть святости. Таким образом, Его огорчает всякое участие христианина в злых делах и все нечистое, плотское и оскверненное. Дух Святой это Дух премудрости и откровения (Еф. 1:17), поэтому Его печалит, если в жизни христианина проявляется невежество, самомнение и глупость. Если мы пренебрегаем духовными истинами, прилагаем мало усердия в изучении Библии, ее учению предпочитаем учение людей, то мы оскорбляем Духа Святого. Его огорчает бесплодная жизнь христианина, а также равнодушие, вялость, духовная лень и теплота. Результатом является то, что Духу Святому не остается места в сердце человека и грехи, которые были перечислены выше, медленно, но неуклонно вытесняют Духа Святого из сердца христианина. Чтобы остановить этот процесс, необходимо открыто признать, покаяться и оставить тот или иной грех и позволить Духу Святому занять должное Ему место в сердце человека.

В.     Хула на Духа Святого (Мф. 12:31).

Существует несколько мнений относительно того, что нужно понимать под выражением Христа «хула на Духа». Некоторые считают, что этот непростительный грех имел отношение лишь только к современникам Христа, которые были свидетелями тех чудес, которые Он творил при помощи Духа Святого (Мф. 12:28) и приписывали эту работу дьяволу. Теперь же, когда люди не присутствуют при совершении таковых чудес, то считается, что они и не могут похулить Духа Святого. Но этот отрывок, а также отрывок из послания к Евреям 6:4-6, не дают оснований для подобных утверждений. Другие считают, что в этом месте говорится о неверии людей. То есть, те, кто отвергают Благую Весть и таким образом проявляют противление Духу Святому до самой смерти, не будут прощены. Но Христос ничего не говорит о неверии, обращаясь к своим оппонентам, а указывает на конкретный грех, выраженный в конкретной хуле на Духа Святого. И еще одно мнение выражается в том, что этот грех имеет отношение к тем верующим, которые по причине ожесточения грехом оставили Бога.

Это самый страшный грех, которому нет прощения, и он выражается в сознательном хулении и противлении Ему. Такое понимание основано на следующих местах из Писания: Мф. 12:28; 1 Ин.5:16; Евр. 6:4-8; 10:26-29, и выглядит наиболее соответствующим тому, что говорится об этой теме в Писании. Этот грех также возможно имеет отношение и к тем, кто, зная о существования Божественной Троицы, сознательно противится подчиниться Богу и, более того, активно участвует в сознательном хулении Бога, как, например, те, кто сознательно избирает поклоняться сатане, а не Богу. Размышляя об этой важной, но вместе с тем сложной теме, сразу же необходимо подчеркнуть, что хула на Духа Святого отпадшим верующим встречается весьма редко и не является широко распространенным грехом. Сатана может обманывать верующего человека, что он сделал этот грех, и верующий человек впадает в страх. Но это часто ложь, так как у тех, кто действительно совершил этот грех нет ни сожаления, ни раскаяния о содеянном. Поэтому, если человек боится, что он сделал непростительных грех, то его переживания, страх и являются подтверждением того, что он этого греха не совершил.

Несмотря на то, что, как мы сказали, это не распространенный грех, то это не значит, что мы можем относиться к нему легкомысленно. Христианин должен понимать причину и то, как можно дойти до состояния возможности совершить грех хулы против Духа Святого. Это возможно при легком, снисходительном отношению ко греху. Не оставленный, не исповеданный грех ведет к ожесточению сердца христианина (Евр. 3:12-19). Если человек ожесточается в своем противлении Богу и не желает покаяться, то тогда и Бог со Своей стороны, может ожесточить его сердце (Ин. 12:40). А при крайнем ожесточении сердца и отсутствии раскаяния, недалеко и до полного отступления от Бога и становления на путь явного противления Ему. Возможно, самым ярким примером этого является фараон. Вначале шесть раз сказано, что он ожесточил свое сердце и отказался повиноваться Божьему повелению (Исх. 7:13, 22; 8:15, 19, 32; 9:7). И лишь после этого мы видим, как Бог ожесточает сердце фараона (Исх. 9:12; 10:1, 20, 27; 14:8 и Рим. 9:22). Что же происходит, когда сердце человека ожесточается?

(1)      Покаяние становится невозможным (Евр. 6:6 и Мф. 13:4). (2) Становится невозможным веровать (Ин. 5:44). Мы созданы Богом, чтобы явить Его святость и прославить Бога, а не себя. Когда не выполняем своего предназначения и не трудимся для Господа, то это также ведет к ожесточению сердца. (3) Все вышеперечисленное сатана будет использовать для того, чтобы побудить человека восстать против Бога, сознательно отвергнуть жертву Христа и противиться Духу Святому (Евр. 6:4-6; 10:26-29). Так не будем же обманывать себя. Бог поругаем не бывает, ибо написано: «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак. 4:5). Если мы сознательно противимся Его работе в нашей жизни, то может произойти то, что некогда произошло с Израилем — Дух Святой из благого наставника (Неем. 9:20) превратился в их противника (Ис. 63:10). Это возможно в том случае, если мы своими грехами сознательно оскорбляем Духа Святого, вместо того, чтобы предоставить Ему возможность руководить нами (Еф. 5:18) и освящать нас (Рим. 8:13; Евр. 10:28-29).

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Газета Протестант.ру     

Добавить комментарий