Отличительная черта ученичества — умножение последователей Христа.

uchenikiДжорж Герберт. Д-р Кеннет Боа.

«И то, что слышал от меня при многих свидетелях, передай верным людям, которые могут и других научить» (2Тимофею 2:2). Так же, как Тимофей и «многие свидетели» были учениками апостола, Павел призывает их самих стать учителями и научить третье поколение «верных людей». Но процесс получения и передачи знаний не будет полным, если поколение «верных людей» не научится передавать знания четвертому поколению «других». Мы становимся связующими звеньями поколений, когда мы показываем ученикам, как обучать других.

Духовная зрелость приходит со служением.

Для последователя Христа, служение не является чем-то необязательным — это призыв для всех, а не только для профессионалов. Рядовые верующие теряют множество возможностей служить, когда они думают, что не умеют проповедовать или учить, и ограничивают свое служение финансовой поддержкой тех, кто, по их мнению, должен это делать. Менталитет наблюдателя заставляет людей упустить из виду данный Богом план использования каждой возможности, которая появляется в жизни. Все верующие могут участвовать в служении, даже если оно не выходит за рамки семьи. Не бывает второстепенного объекта для служения, потому что награда основана на верности и возможности, а не на размерах служения. Мы сдерживаем свое служение, когда мы пропускаем возможность служить другим, имея в сердце вечные ценности.

Мы не можем оценить свое служение.

Хотя многие пытаются это сделать, реальная ценность нашего служения не может быть оценена в этой жизни. Человеческие попытки подсчитать количество обращенных и учеников упускает из вида тот факт, что основной смысл служения в этом мире сокрыт, и только Бог знает истинную природу наших служений. Многие, кто, казалось бы, наделал много шума в этом мире, могут быть намного менее эффективными с небесной точки зрения, чем незаметные, но верные святые. Мы можем участвовать в работе для Бога, но мы не можем измерять или контролировать то, что Он делает через нас. Таким образом, будем немудрым оценивать эффективность, сравнивая служение одного человека с другим.

С точки зрения человеческого разума, евангелизм и ученичество как служения менее заметны, по сравнению с социальными проектами, поэтому их труднее поддерживать материально. Чаще на людей производит впечатление служение, поставленное как бизнес в этом мире, а не служение, ориентированное на личные отношения. Нельзя сказать, что одно из них лучше другого, потому что Господь может использовать и то, и другое. Но находясь на этой стороне вечности, мы не в состоянии измерить вклад человека в служение. Вместо этого, мы призваны ходить по вере, а не по видению очей наших. Иногда, Бог, в Своей доброте, может дать нам увидеть, что мы движемся в правильном направлении через слово ободрения или выражение благодарности, но, если мы слишком много узнаем о своем служении, появится опасность жить для результатов и пользоваться своим влиянием на людей для того, чтобы оправдать свое существование. Если мы будем определять свое служение вечными ценностями, у нас появится желание угождать Богу, а не впечатлять людей.

Ученичество — не просто проект.

Подходы к ученичеству, основанные на программах и учебных планах, довольно распространены, однако, только библейское видение к воспитанию последователей основано на всестороннем подходе к человеку. Ученичество больше, чем просто набор познаний; обучение и тренировка являются важными его компонентами, однако они должны применяться в контексте отношений между личностью и обществом. То, кем мы являемся, часто говорит гораздо больше, чем то, что мы говорим. Таким образом, когда мы приглашаем человека быть с нами (Марка 3:14) в разных обстоятельствах, его воспитание происходит в разносторонних межличностных связях и отношениях. Это требует от нас большей отдачи времени и сил, но духовное воспроизведение себе подобных через личную трансформацию является наиболее эффективным и всесторонним подходом.

Ссылаясь на свое служение ученичества, Павел использовал метафору развития и роста: «Дети мои, ради которых я снова в муках рождения, пока не отобразится в вас Христос» (Галатам 4:19). Библейское ученичество не может быть сведено к программе или процессу; это возрастающее присутствие Личности.

Ученичество требует посвящения своему служению.

«Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоанна 3:29-30). Когда наставники впадают в авторитарность, или начинают видеть себя как духовных гуру, они упускают дух друга жениха. Иоанн Креститель не привлекал внимания к себе, но к жениху, потому что Иоанн стоял и слышал Иисуса и радовался Его голосу. Иоанн мог радоваться роли помощника Христа и служителя тем, кто был приглашен на брачный пир. Иисус учил своих учеников: «Когда вы сделаете всё, что Я повелел вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» (Луки 17:10). Когда мы культивируем в себе готовность служить другим, мы видим, что Иисус принимает наше усердное служение людям как служение Ему («так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали это Мне» (Матфея 25:40)).

Духовная дружба как составляющая ученичества.

Как Павел и Сила отдали часть своих жизней, служа людям в Фессалониках (Деяния 17:1¬9; 1 Фессалоникийцам 2:7-12), мы должны сами быть открыты и доступны людям, которых мы воспитываем. Духовная дружба основана на желании помогать друг другу возрастать в благодати и характере. (Это нельзя смешивать с духовным наставничеством.) В то время, как Господь велит нам любить всех, дружить мы можем только с некоторыми. В этом отношении, ученичество становится обоюдным процессом обогащения, когда оба, и ученик, и учитель и получают, и отдают. Духовная дружба перерастает в добродетель уподобления Христу (2 Петра 1:5-9) и требует сознательного усилия быть открытыми друг другу и Богу для Его работы формирования. Молитва друг за друга и друг с другом является важной составляющей этих отношений.

Эффективное ученичество не ограничивается одним методом

Когда речь идет о духовном воспитании, подход должен быть индивидуальным. В служениях ученичества есть тенденция возводить модели и методы в ранг универсальных. Основан он на предположении, что, если метод хорошо сработал для одних, он будет годиться для всех других. В результате этого, люди, чей темперамент отличается от использованного в отдельно взятом методе, начинают думать, что духовная преданность несовершенна.

Эта тенденция чаще всего сводит ученичество к клонированию: «Когда вы закончите эту программу, вы будете выглядеть так и так». Если различия темпераментов и культурных различий не принимаются во внимание, ученичество становится запрограммированным, а не основанным на особенностях личности. Учение или метод, работающий для одного человека, может быть неприемлемым для другого. Учителя, которые этого не понимают, могут дать людям ложные надежды, которые в итоге приведут к чувствам неполноценности или расстройствам. Нужны различные подходы, поэтому есть много разных подходов. Одни из них имеют более структурный вид, другие больше уделяют внимания отношениям; одни подчеркивают важность разума, другие — чувств, третьи — воли. Так же как Бог создал космос как единство из всевозможного разнообразия, также и тело Христа — это единство в разнообразии.

Джорж Герберт. Д-р Кеннет Боа. 

Преображенный в Его образ, Библейский и практический подход к духовному формированию.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*