Свидетельство евангелия Христа — это небыстрый процесс.

paxotaКеннет Боа

Большинство людей ассоциируют евангелизм с событием (обращением к Богу), но с точки зрения Писания, это скорее процесс. Библия использует термины, заимствованные из агрономии, чтобы описать процесс евангелизма (например, Иоанна 4:35-39; 1 Коринфянам 3:6-9). Урожай не случается сам по себе — уборка урожая — это результат длительной цепи событий, которые нельзя обойти или избежать.

Первое звено в этой цепи событий — это подготовка почвы. До тех пор, пока земля не очищена и не вспахана, она не способна принять зерно. После того, как земля вспахана и подготовлена, наступает вторая фаза, посев семян. Самая долгая стадия — взращивание урожая; она включает в себя полив, удобрение, уборку сорняков. И только когда урожай созрел, он готов пройти самую краткую стадию — уборку.

Если слов «почва» мы заменим словом «душа», духовная аналогия этих четырех фаз процесса евангелизма становится очевидным.

До тех пор, пока люди не будут готовы принять Слово, нужно готовить их души, и это можно делать разными способами. Часто Бог использует несчастья и препятствия, чтобы отвлечь людей от их иллюзий самостоятельности, так что они начинают видеть свое реальное духовное состояние. Посев семени — это ознакомление с истинами Слова Божьего. Процесс культивирования связан с постепенной реализацией, что эти истины отвечают на глубочайшие нужды.

Господь использует своих служителей в каждом этапе, когда они молятся за тех, кто находится без Христа, строят взаимоотношения с ними, ища точки соприкосновения и в подходящий момент рассказывают о своём хождении.

Иисус подготовил почву, когда попросил у женщины самарянки воды из колодца (Иоанна 4:7-10). Говоря с ней, Иисус преодолел несколько барьеров: первый барьер — расовый (евреи не общались с самарянами), второй — барьер полов (еврейские раввины не разговаривали с женщинами), и третий — социальный барьер (у этой женщины была плохая репутация). Иисус знал всё, что она сделала, и тем не менее, нежно и с любовью предложил ей воду живую.

В притче о Сеятеле (Матфея 13:3-9 и Марка 4:1-20) говорится о посеве семян и подчеркивается важность восприимчивости к Слову жизни. Семя не примется и не даст корня, если почва не подготовлена.

Фаза культивации почвы в Писании иллюстрируется тем, что Иисуса называли «другом грешников и мытарей» (Матфея 11:19), и в желании Павла найти точки соприкосновения с одной целью — завоевать Евреев и язычников для Христа (1 Коринфянам (9:19-23).

Последняя стадия подготовки почвы описывается словами Христа, когда Он говорил ученикам о Самарянах, употребляя фразу «поля побелели для жатвы» (Иоанна 4:35-38). За этой фразой следует описание множества людей, которые пришли к вере в Иисуса (Иоанна 4:39-42).

Ключевая концепция участия в процессе евангелизма — это дающая свободу истина, что, если мы участвуем в одной из этих фаз, мы делаем евангелизацию. Верующие, которые готовят почву, сеют семя, взращивают урожай — такие же участники процесса евангелизма, как и те, кому дана привилегия сбора урожая. В добавок к этому, если мы внимательны к тем возможностям, которые нам предоставляет Бог, мы будем участвовать во всех фазах процесса, в зависимости от того, с кем мы встречаемся, и какие цели с ним имеет Бог. С одним человеком Бог может позволить нам сеять семя, говоря об истинах Писания, с другим мы будем участниками взращивания урожая через полив и удобрение той истины, которая уже была посеяна. В то время, как основное наше желание — видеть наших друзей спасенными в Христе (урожай), мы должны быть уверены, что независимо от того, что мы делаем — посев, полив или сбор, мы участвуем в процессе.

Результаты принадлежат Богу

В любой области жизни и служения, мы должны понять, что мы ничего не привносим в Божьи цели. У Него нет недостатка ни в чем, и, если мы думаем, что приносим Богу что-то, чего у Него нет, мы ошибаемся. Однако, Бог приглашает нас принять участие в Его деле, участвуя в том, что делает Дух Святой в жизни людей вокруг нас. Это означает лишь то, что мы должны верно принимать участие в процессе, оставив результаты Богу. Если мы оставим попытки добиться результата, и будем послушно следовать Писанию, мы можем быть уверенными, что Бог использует нас, как Он захочет, в жизни тех «аутсайдеров», кто встречается нам на пути, и за кого мы молимся. Образ «аутсайдеров» и тех, кто «внешний» используется Писанием для обозначения тех, кто еще не пришел к вере в Иисуса Христа (см. Марка 4:11; Колоссянам 4:5). Наше желание по отношению к внешним, чтобы они стали внутренними в семье Бога.

Мы не можем изменить других, хотя мы часто совершаем ошибку, пытаясь это сделать. Если мы следуем цели изменить людей, мы начинаем манипулировать ими и принуждать их. Но если мы понимаем, что от начала до конца процессом руководит Бог, мы можем расслабиться и просто принимать в нем участие.

«Я насадил, Аполлос поливал, но взращивал все Бог. Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, но всё Бог взращивающий. Насаждающий и поливающий же есть суть одно; но каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы — Божья нива, Божье строение (1 Коринфянам 3:6-9). Бог дает рост, а не мы; мы можем вести людей не более, чем заставить растение расти с помощью того, что вырвем его с корнем из земли. И тем не менее, Бог решил использовать своих детей в процессе евангелизма. Божественное всемогущество и человеческая беспомощность таинственным образом соединяются в процессе евангелизма, так же как и в других областях, например в молитве. Также, как богобоязненный фермер трудолюбиво и терпеливо создает условия через подготовку, посев и культивирование, а потом ждет, чтобы Бог взрастил урожай, так и мы должны смотреть на этот бого-человеческий процесс.

Если мы забудем об этих истинах, мы легко можем впасть в две ошибки. Первая ошибка состоит в том, чтобы думать, что мы потерпели неудачу, если человек, которому мы свидетельствуем, не пришел ко Христу. Мы также можем испытывать чувство отверженности, если люди не слушают или отвергают Благую Весть. Понимание того, что евангелизм это процесс, и что результат принадлежит Богу, поможет с этим справиться.

Вторая ошибка состоит в том, чтобы присваивать себе заслугу, если кто-то принимает Христа через наше свидетельство. Обычно требуется несколько встреч и рассказов о евангелии, прежде, чем человек примет решение. Тот верующий, который собирает урожай — лишь один из многих, кто свидетельствовал этому человеку. Если мы слышим о том, что кто-то пришел к Христу, мы правильно сделаем, если предположим, что этому предшествовал целый ряд встреч и разговоров о Христе. Более того, Бог дает нам возможности представить евангелие, но наше представление не имеет силы без Духа Святого. Если мы понимаем, что наша задача любить, служить и молиться за внешних и представлять им Благую Весть при возможности, мы можем расслабиться во всемогуществе Божием и оставить результат наших действий в Его руках.

Культивирование требует большего времени, чем сбор урожая.

Большинство моделей евангелизма концентрируют внимание на сборе урожая, пользуясь агрономической аналогией, и это понятно, потому что именно урожай является желанной частью всего процесса. Однако проблема состоит в том, что такой подход приводит к конфронтационному способу евангелизма, который не нравится большинству людей, кроме того это может привести к поверхностному способу евангелизма, который приводит к сомнительным результатам обращения и к недостаточной работе с обращенными.

Мы часто пытаемся собрать урожай с минимальными затратами на культивацию. Есть исключения, но нам следует уделять процессу культивации гораздо больше времени, чем процессу сбора урожая. Иначе мы можем повредить плод, сорвав его раньше времени. Стабильный треугольник справа показывает необходимость посева семени Евангелия в хорошо подготовленную почву, тогда процесс сбора станет просто естественным следствием терпеливой и верной культивации.

Д-р Кеннет Боа,

Преображенный в Его образ, Библейский и практический подход к духовному формированию.

Добавить комментарий