Божественность Духа Святого.

дух1СВЯТОЙ ДУХ – БОГ.

Р.Ч. Спроул

Всякий раз, когда мы говорим: «Верую в Духа Святого», мы подразумеваем веру в существование живого Бога, Который может и хочет войти в человеческую личность и изменить ее.

ДЖ. Б. ФИЛЛИПС

В Библии Святой Дух предстает как личность, а не как безличная сила. Мы называем Его Он, а не Оно. В Библии также показано, что Святой Дух — это божественная Личность. Он — Бог. Однако прежде чем воспринять Духа Святого как Бога, нам нужно осознать Личность Иисуса Христа как Бога.

Столетиями продолжались ожесточенные споры о божественном происхождении Иисуса. В каждом поколении предпринимались попытки низвести Иисуса до уровня обычного человека. Церковь исповедует, что Христос — Богочеловек, одна Личность с двойной природой: человеческой и божественной. На Халкидонском соборе в 451 г. н. э. церковь провозгласила, что Иисус — истинный человек (vere homo) и истинный Бог (vere Deus).

Четыре столетия в истории церкви особенно отмечены горячими дебатами о божественной природе Христа. Это четвертый, пятый, девятнадцатый, двадцатый и двадцать первый века. Я упоминаю об этом, потому что мы живем как раз в такой век, когда божественность Христа наиболее резко оспаривается. (Действительно, несколько лет назад была популярна книга «Миф о воплощенном Боге», в которой серьезно ставился вопрос о божественном происхождении Иисуса. К сожалению, ее написали не те, кто стоит вне церкви, а, напротив, уважаемые преподаватели богословия.) На Христа смотрят по-разному: как на величайшего из людей, уникального пророка, высший образец этики и экзистенциальной аутентичности, символ революционного духа человека, а также как на ангельскую силу и даже «приемного» Сына Божьего. Однако все эти определения основаны на предположении, что Иисус — творение: человек (или ангел), созданный Богом. Подобные взгляды опираются на идею, что Личность Христа имеет начало в пространстве и времени. Они отрицают Его вечность и единосущность Отцу.

Некоторые современные конфессии превозносят Личность Иисуса настолько, что Он становится главным объектом религиозного поклонения, невзирая на отношение к Нему как к творению. И мормоны, и свидетели Иеговы считают Иисуса сотворенным существом, хотя и выказывают большую преданность Ему. Если такая преданность включает в себя действительное поклонение, тогда мы должны с сожалением констатировать, что суть этих религий — идолопоклонство. Идолопоклонство означает поклонение кому-то или чему-то сотворенному вместо поклонения Вечному Богу. Мормоны полагают, что Иисус — Создатель мира, однако Его акт творения следует после создания Богом Самого Иисуса. Эта идея выглядит нелепо: Бог создал Иисуса, потом Иисус сотворил мир. Здесь Иисус одновременно и Творец, и творение.

Если Иисус не Бог, то христианство еретично в своей основе. Утверждение, что Иисус не Бог, противоречит единству Бога, поскольку оно предписывает поклонение Сыну и Святому Духу, божественная природа Которых при этом отрицается. С другой стороны, если Сын и Святой Дух действительно божественны, тогда мы должны заявить, что свидетели Иеговы — лжесвидетели Иеговы, а мормонизм — еретическая нехристианская секта. Существует много (слишком много) христианских деноминаций, и большинство из них признают друг друга истинными, пусть и несовершенными формами христианства. Баптисты, например, обычно рассматривают пресвитериан как часть всеобщей христианской церкви. Пресвитериане соглашаются, что лютеране — действительно христиане. Терпимость среди различных христианских церквей проявляется в их сосредоточенности на сути истинного христианства, несмотря на теоретические разногласия между ними по второстепенным вопросам. Признание божественной природы Христа и Святого Духа считается главным условием принадлежности к христианству, которое опирается на Библию. Поэтому христиане не признают ни за мормонами, ни за свидетелями Иеговы право называться христианскими церквями. То же самое можно сказать об унитариях, которые также отрицают божественность Сына и Святого Духа.

Если по поводу божественной природы Христа велась ожесточенная полемика, то божественность Святого Духа сравнительно редко оспаривалась. В Библии настолько ясно указано на божественные атрибуты Святого Духа, Который реализует план Творца, что, начиная с четвертого века, Его божественная природа крайне редко отрицалась теми, кто признавал Его Личностью. Долгие споры по вопросу, Личность ли Святой Дух или безличная «сила», однажды закончились признанием Его Личностью, а значит, и божественной Личностью. (Это и не удивительно. Святой Дух никогда не принимал человеческого облика и не воплощался в обычного человека как Сын, вочеловечивание Которого вызывало много еретических толкований. Без сомнения, Дух должен иметь духовную природу.)

Из Писания мы узнаем о божественности Святого Духа. Так, в Ветхом Завете слова, которые относятся к Богу, относятся и к Духу Божьему. Выражения «Бог сказал» и «Дух сказал» равнозначны по своему смыслу. Говорится, что проявления Святого Духа — это деятельность Бога.

То же мы видим и в Новом Завете. В Книге Пророка Исаии 6:9 Бог, обращаясь к пророку, сказал: «Пойди и скажи этому народу». Павел цитирует этот текст в Деяниях Святых Апостолов 28:25 и говорит: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим чрез пророка Исаию». Здесь Апостол приписывает Святому Духу право говорить от лица Бога.

Апостол также провозглашает, что верующие — это храм Божий, потому что Дух Святой живет в них (см. Еф. 2:22; 1 Кор. 6:19; Рим. 8:9—10). Если же Святой Дух Сам не Бог, как могли бы мы называться храмом Божьим имея Духа Святого в нас? Отвечая на этот вопрос, некоторые доказывают, что Святой Дух послан Богом и является Его представителем. В таком случае можно сказать, что Бог присутствует «там», где действует один из Его посланников. Однако это слишком свободная трактовка ясного смысла текста. Везде в Писании Святой Дух отождествляется с Самим Богом, а не с полномочным представителем Бога.

В Деяниях Святых Апостолов 5:3—4 мы читаем: «Но Петр сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…ты солгал не человекам, а Богу».

Здесь мы видим тождество: ложь Святому Духу — это ложь Богу.

Христос и Апостолы неоднократно описывают Духа Святого, как Того, Кто обладает божественными атрибутами и совершенством. «Хула на Духа не простится человекам», — сказал Христос (Мф. 12:31). Если бы Святой Дух не был Богом, маловероятно, что хула против Него рассматривалась бы как непростительный грех.

Святой Дух всеведущ. Ему все известно. Таким образом, Дух обладает атрибутами Бога, ибо всеведение — это свойство Божества, а не творения. Существа сотворенные ограничены временем и пространством. Это сужает их возможности для получения знаний. Апостол Павел утверждает: «…ибо Дух все проницает, и глубины Божьи. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:10—11).

Дух Святой вездесущ. Псалмопевец задает риторический вопрос: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты» (Пс. 138:7—8).

Мы видим здесь, что присутствие Святого Духа отождествляется с Божьим присутствием. Где Дух, там и Бог. В риторическом вопросе псалмопевца уже содержится ответ о невозможности укрыться где-либо от присутствия Святого Духа. Дух Святой везде. Он вездесущ. Подобно всеведению, это атрибут Бога, а не творения. Даже у таких духовных существ, как ангелы, нет способности присутствовать одновременно более чем в одном месте. Хотя ангелы (включая и падшего ангела — сатану) — духи, их возможности ограничены. Они зависят от пространства и времени. Они принадлежат к разряду сотворенных, а ни одно из созданий не может быть вездесущим.

Дух Святой всеведущ, вездесущ и вечен. Он существовал всегда. Святой Дух всемогущ, всесилен. Из Писания видно, что Дух исполняет дела, совершить которые может только Бог. Мы видим это и в акте творения, и в деле искупления.

Когда мы размышляем о сотворении мира, наши мысли благоговейно обращаются к нашему Небесному Отцу. Однако ближе ознакомившись с Писанием, мы обнаруживаем, что в процессе творения участвовали три Личности Божества. Описывая сущность Христа (до Его воплощения) как Слово, Логос, Иоанн провозглашает: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Павел повторяет основные положения из учения Иоанна: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16-17).

Также и в первых же строках Библии мы читаем о Святом Духе: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1—2).

В Писании нередко упоминается участие Духа Святого в делах творения. Псалмопевец восклицает: «Поймешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:30).

Иов подтверждает ту же мысль: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4).

Святой Дух — творец жизни и человеческого разума (см. Иов. 32:8; 35:11). Он источник силы, которая способствовала зачатию Иисуса в утробе Марии. «Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» (Лк. 1:35).

Святой Дух совершал помазание пророков, судей и царей. Им же был помазан Иисус на Свое служение. В Новом Завете говорится, что Дух Святой воскресил Христа из мертвых: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

Дух проявляет силу, чтобы совершать те дела, на какие способен только Бог. Вспоминая о взаимоотношениях Бога с Авраамом, Павел писал: «Как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», — пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17).

Для возрождения жизни после смерти и создания чего-либо из ничего нужна всемогущая сила Бога. Ни одно творение не в состоянии создать что-то из ничего. Никакое творение не может ни возродить жизнь после смерти, ни оживить духовно мертвую душу. Для этих дел необходима Божья сила. Все это способен исполнить Святой Дух.

В Священном Писании Святой Дух предстает перед нами как объект поклонения. Включение слов о Духе Святом в новозаветную заповедь о крещении имеет большое значение. Жан Кальвин так комментирует эти слова: «Павел объединяет вместе Отца, Веру, Крещение и причину, которая связывает их, а именно: если есть одна вера — значит существует один Бог; если есть одно крещение — значит существует одна вера. Следовательно, если крещением мы посвящены одной вере и поклоняемся одному Богу, нам приходится поверить, что истинным Богом является Тот, в Чье имя мы крещены. И здесь не может быть сомнения по поводу слов Спасителя, торжественно сказанных Им для подтверждения явленного света совершенной веры: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). С тех пор это равносильно крещению во имя единого Бога, который полностью проявился в Отце, Сыне и Духе… В чем же смысл заповеди Спасителя о крещении во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, если не в том, что нам нужно верить одной верой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа? Разве это отличается от утверждения, что Отец, Сын и Дух — один Бог? Вот почему, в связи с необходимостью точного определения, что не существует более одного Бога, мы делаем вывод о единосущности Слова и Духа Богу». («Наставление в христианской вере», І/ХІІІ/І6).

Слова о Святом Духе включены не только в заповедь крещения, но и в апостольское благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13).

Итак, мы видим, что Библия ясно указывает на божественность Святого Духа. Дух — это Личность. Дух — это Бог. Сделав это двойное утверждение, мы приходим к одному из наиболее важных и сложных учений христианской веры — к учению о Троице. Как же это возможно признавать три ипостаси — Отца, Сына и Святого Духа — и при этом утверждать, что мы верим в единого Бога?

Спраул Р. Святость Бога / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1998. – 192 с.

Добавить комментарий