Человек — образ и подобие Божье.

obrazВладимир Дегтярев,

В первой главе Библии, описывающей историю сотворения этого мира, представлена информация, которая привлекает внимание и которая подчеркивает уникальность человеческой личности.

Приступая к сотворению человека, Бог делает важное заявление, в котором сосредоточена сущность отличия человека от всего ранее сотворенного Богом. Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26-27). Слова «образ» и «подобие» близки по смыслу и их значения почти неразличимы. Оба эти слова употребляются исключительно для того, чтобы подчеркнуть величие описываемого ими понятия. И они передают нам идею зеркала и отражения (2 Кор. 3:18), то есть истину о том, что человек будет отражением Бога на земле. Поэтому, говоря об образе Божьем в человеке, подразумевается следующее: Бог создал нас такими, что в некоторой степени мы являемся Его отражением. Человек создан Богом так, чтоб в какой-то мере отражать славу самого Бога.

Природа Божьего образа и подобия в человеке.

«Согласно Библии, человек является венцом творения рук Божьих и его слава состоит в том, что он создан по образу Бога и Его подобию (Быт. 1:26-27). В свое время были сделаны попытки, разграничить термины «образ» и «подобие». Некоторые теологи придерживались мнения, что термин «образ» относится к телу, а термин «подобие» к душе» (Луис Беркоф, Христианская Доктрина, 96). Также иногда делают отличие между интеллектуальным и моральным образом Божьим в человеке. К интеллектуальному образу относят такие способности, как разум, память и воля. К моральному образу относят святость, правильные взаимоотношения с Богом и свободу от греховных наклонностей.

Часто подразумевают, что после грехопадения, интеллектуальный образ остается более или менее незатронутым, тогда как моральный образ был полностью разрушен и может быть восстановлен только через искупление во Христе. Но, скорее всего эти термины используются просто как синонимы, отражающие одну и ту же сущность, но под разными углами (Быт.1:26,27; 5:1; 9:6; Иак.3:9; 1 Кор.11:7). Возможно, более правильно будет сказать, что образ Божий во всей своей полноте искажен в падшем человеке, но что человек всё же остается быть Божьим творением, которое носит образ своего Творца. Даже после полного морального и духовного разложения человечества и, как результат, наказания потопом, говоря об убийстве Сам Бог напоминает, что «человек создан по образу Божью» (Быт. 9:6).

Важность понимания того, что мы являемся носителями Божьего образа и подобия.

Мы всегда должны помнить о том, что библейская истина о том, что мы созданы по «образу и подобию Божию» напоминает нам о той ответственности, которая возложена на нас — быть Божьими полномочными представителями на земле. Вероятно, что подобие Божье проявляется в нас в так называемых передаваемых Божьих атрибутах, таких как святость, праведность, милосердие любовь, радость, долготерпение и так далее. Чем более эти качества проявляются в жизни человека, тем более Он уподобляется Богу. Частично такими качествами в определенной мере обладает и неверующий человек, но в полной мере они могут и должны проявляться в жизни духовно рожденного человека. Это то, что в Писании называет плодом Духа (Гал. 5:22-23; Еф. 5:9).

Два важных вывода мы можем извлечь из Библейского понимания образа Божья: во-первых, Бог и человек не равны, но в то же время Бог и человек не являются полностью различными. То есть, между вечным Богом и ограниченным и смертным человеком существует бесконечное различие в силе, власти, мудрости, святости, любви и так далее. Поэтому разница между ними, как сказал некто, как бездна по сравнению с которой разница между солнцем и песчинкой очень мала. Однако есть нечто схожее между Богом и человеком подобно, как есть нечто общее между солнцем и песчинкой. И, во-вторых, обладая образом Божьим, человек никогда не утратит, того высокого положения в этом мире, которым наделил его Бог. Это значит, что образ Божий навсегда будет отличительным знаком человека от других живых существ, населяющих нашу землю.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Добавить комментарий