Основные принципы преображения в славу Христа.

славу

Бог вошел в вас, и Он непременно доведет дело до конца

Ллойд-Джонс, Мартин,

Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. Флп. 4:13

Перед нами одно из тех озадачивающих и поразительных по глубине высказываний, которые Павел так часто делает или во вступительной, или в завершающей части своих посланий. Прежде всего Павел хочет показать, что обладает самодостаточностью во Христе. То есть, независимо от того, помнят его люди или забыли, в Господе он имеет все. И это же является контекстом стиха 13.

Я повторяю еще раз, высказывание это — озадачивающее и поразительное. Почему? Потому что оно передает одновременно и ощущение победы, и ощущение унижения. На первый взгляд создается впечатление, будто Павел хвастается. Но когда вы вчитываетесь внимательнее, то понимаете, что здесь содержится величайшая хвала, которую он когда-либо возносил своему Господу. Апостол призывает нас радоваться и хвалиться, но одновременно с этим быть кроткими и смиренными. И тут нет никакого противоречия, поскольку христианин хвалится не собой, а своим Господом. Павел очень любил повторять это. Задумайтесь, к примеру, над следующими высказываниями: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14), или: «Хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31). То есть нас призывают хвалиться, но хвалиться всегда только в Нем.

Наиболее точно мысль Павла можно передать так: «Я могу перенести все и в любых обстоятельствах я силен в Нем (во Христе), потому что Он постоянно вливает в меня силу». Здесь/предельно четко разъясняется то, что Павел утверждал в предыдущих стихах. Поразительная способность Павла переносить все объясняется той силой, которую постоянно вливает в него Господь. Апостол вновь и вновь возвращается к этому, поскольку именно Христос является окончательным объяснением и всей жизни Павла, и всего его мировоззрения. Христос вседостаточен, а христианский опыт — это жизнь и это сила. Это не просто философия или точка зрения, не просто учение, которое мы пытаемся понять и приложить к практической жизни. Да, христианство включает в себя и это, но в то же время оно неизмеримо больше любой философии и любого учения. В соответствии с новозаветным учением, самая суть христианского опыта человека заключается во вхождении в него могущественной силы, которая начинает действовать в нем. Это активное вмешательство Бога. «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). «Вы люди, в которых Бог начал совершать свою работу, — говорит Павел. — Бог вошел в вас, и Он непременно доведет дело до конца». Вот что такое, на самом деле, христиане; не просто люди, принявшие определенную теорию и пытающиеся воплотить ее на практике. Это люди, в которых и через которых совершает Свою работу Всемогущий Бог. Или еще: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12-13): Бог действует в нас. Наши самые возвышенные мысли, самые благородные устремления, всякое праведное побуждение порождаются в нас Самим Богом. Вот почему Павел говорит нам, что больше всего на свете он желает «познать Его, и силу воскресения Его» (Флп. 3:10). Павла интересует только одно: сила Господня, благодаря которой существует жизнь.

Об этом же апостол пишет в своем Послании к Ефесянам. Он молится о том, чтобы они познали, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых» (Еф. 1:19-20). Далее, в том же Послании, он развивает эту мысль: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10). Вспомните также другое его высказывание: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава» (Еф. 3:20-21). Это учение Нового Завета и если мы не пропустим его через ум и сердце, то упустим один из важнейших моментов в христианской жизни. Христианин — это не просто хороший, порядочный, нравственный человек. В него вошла сама жизнь Бога. В нем теперь вибрирует мощная энергия и именно она делает его христианином.

Во всех этих стихах нет и намека на то, что Павел стал стоиком. Для многих людей стоицизм был не просто теорией, но образом жизни. С помощью дисциплины и самовоспитания они вырабатывали в себе равнодушие к происходящему вокруг них. А индийские факиры настолько развили в себе силу сознания, что могли контролировать свою физическую природу и сумели выработать в себе практически полное равнодушие к тому, что происходит в окружающем мире. Этот принцип характерен для многих восточных религий, таких, как индуизм или буддизм. Их основная задача — помочь людям умереть для окружающего и шагать по этой жизни, презирая все земное. Апостол не учит подобному мистицизму. На самом деле все эти учения абсолютно безнадежны, а религии по своей сути глубоко пессимистичны. Вы просто проживаете жизнь в стороне от всего и отказываетесь испытывать боль. Эти религии даже саму материю рассматривают как зло. Все, утверждают они, зло, поэтому надо пройти по жизни с минимумом боли и с надеждой, что в каком-нибудь из последующих воплощений мы наконец окончательно умрем. Пусть вас согревает надежда, что в итоге вы навеки растворитесь в абсолюте и перестанете существовать как отдельная личность.

Мы отвергаем такой взгляд на вещи, потому что он не воздает хвалу Господу Иисусу Христу. А именно это больше всего интересует Павла. Павел хочет, чтобы мы увидели: его победа основана на его единении и общении с Христом. Мы возвращаемся к уже принятому нами определению христианина: христианин — это не просто человек, верующий в учение Христа и воплощающий это учение в жизни. Христианин навсегда связан с Ним нерасторжимыми узами. Он испытывает на себе воздействие личности и силы Христа. Жизнь для нас — это когда мы во Христе, а Христос в нас.

Павел здесь хочет сказать, что Христос вливает в него так много силы и мощи, что он силен перенести все. Он не предоставлен самому себе, он не борется тщетно, плывя против непреодолимого течения. В его жизнь поступает великая сила, источник которой — Сам Христос. И эта сила стала топливом, питающем двигатель его жизни.

Перед нами человек, который уже много пострадал, много перенес в жизни. Его гнали, им пренебрегали. Его покинули некоторые из его соратников. Он находится в тюрьме, в условиях, способных повергнуть в отчаяние самое мужественное сердце. Не исключено, что впереди у него жестокая пытка. И тем не менее он проявляет спокойствие и бросает смелый вызов обстоятельствам: «Я выдержу; в Том, Который постоянно вливает в меня силы, я способен перенести все».

Некоторые люди считают, что Церковь должна постоянно комментировать ситуацию в мире. Они спрашивают: «Почему вы занимаетесь только вопросами личного опыта людей, когда в мире творится такое? Разве наши личные духовные переживания имеют какое-то отношение к реальной жизни?» Задача проповедника в нашем нестабильном мире — это поиск ответа на вопрос: «Как вы намерены жить в такой ситуации?» Если я изложу свою точку зрения по поводу международного положения, то никому этим не помогу. Тем не менее есть что-то, что я могу сделать. Например, представить вам определенную жизненную политику. И если вы будете следовать этой политике, то сможете, подобно Павлу, сказать: «Я силен. Я способен перенести все, что выпадет на мою долю, будь это мир или война, свобода или рабство, жизнь, давным-давно привычная для меня или что-то принципиально иное. Я готов ко всему». Можем ли мы утверждать, что обладаем такой силой и энергией, что мы готовы к любому повороту событий? И каким образом нам получить эту силу?

Многие люди проводят жизнь в бесконечных попытках обрести эту силу. Но не похоже, чтобы им это удавалось. Основная причина неудачи заключается в неспособности определить правильные взаимоотношения между «я» и «Он» в высказывании: «Я способен на все в Нем, Который постоянно вливает в меня силу». Именно в этом вся суть дела: в правильных взаимоотношениях и точном балансе между «я» и «Христос».

И именно здесь постоянно происходит путаница. Первая причина — склонность делать основной упор на «я». Мы уже говорили о чрезмерной эгоцентричности стоицизма, его чрезмерной сосредоточенности на «я». То же относится и к буддизму, и к индуизму, и ко всем учениям, проповедующим культуру сознания. Как мы убедились, все это неэффективно. И прежде всего потому, что эти учения рассчитаны на людей, обладающих достаточно большой силой воли, а также временем, чтобы эту волю культивировать. Если вы работаете, то у вас нет для этого ни времени, ни возможностей

—       нужно быть миллионером, чтобы вести эту «простую» жизнь! Если случайно вы оказались чрезвычайно высокоразвитым в умственном отношении человеком и имеете избыток времени, то можете позволить себе роскошь предаваться медитации. Но это не может быть евангелием для человека, или вынужденного работать ради куска хлеба, или не обладающего достаточным воображением.

Есть и другая крайность, когда «я» стирается. Некоторые люди определяют христианина как:

Ум, которым Христос мыслит.
Голос, которым Христос говорит,
Сердце, которым Христос любит,
Рука, которой Христос помогает.

В контексте стиха, который мы рассматриваем, можно сказать, что это бессмыслица, пародия на христианское учение. Где здесь «я»? Такое учение представляет христианина человеком, личность которого полностью растворилась. А разнообразные способности этой личности использует Христос. С полной определенностью можно утверждать, что Павел имел в виду совсем другое, когда написал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). «Я» здесь по-прежнему очень заметно присутствует.

Защищая правильную позицию, мы должны настаивать, что христианская жизнь — это не та жизнь, которую мы проживаем, опираясь на свою собственную силу; но также это и не жизнь, при которой «я» стирается, а все делает Христос. Один пожилой проповедник очень хорошо проиллюстрировал эту истину, составив своеобразный диалог с Павлом. Вот как это выглядит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». «Секундочку, Павел. Я не ослышался? Что ты сказал?» «Все могу». «Павел, но ведь это же просто похвальба, что ты строишь из себя супермена?» «Нет, я действительно все могу». «Странно, Павел, обычно ты такой смиренный. Не кажется ли тебе, что ты начинаешь хвалиться?» И Павел, наконец, говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». «О, прими мои извинения, — отвечает пожилой проповедник, — прости меня, я только сейчас осознал, что вас двое». Теперь все встало на свои места. Не я только, не Христос только, но я и Христос, Христос и я — двое.

Вопрос обретения силы в христианской жизни подобен вопросу о том, как сохранить и улучшить физическое здоровье. Многие люди проводят большую часть жизни в заботах о собственном здоровье. Здоровье становится единственной темой их разговоров. Другие, напротив — забывают элементарные правила здорового образа жизни, слишком много пьют или едят, недостаточно двигаются, пересыпают, недосыпают или каким-то другим способом калечат собственный организм. Они забыли основополагающие принципы жизни. Думаю, что тут можно провести аналогию. То есть, чтобы иметь силу для христианкой жизни, тоже надо соблюдать определенные правила. Человек бывает здоровым тогда, когда правильно живет. Здоровье нельзя просто иметь, не заботясь о нем. Не должно оно становиться и самоцелью. То же самое относится и к духовной силе в жизни христианина.

Позвольте мне прибегнуть к еще одной иллюстрации. Очень часто обсуждается вопрос о силе в проповеди. «О, чтобы мне иметь силу в проповеди», — говорит проповедник, падает на колени и начинает молиться о силе. Мне кажется, это неправильный путь. А если это единственное, что делает проповедник, то он точно глубоко заблуждается. Существует только один способ обрести силу в проповеди: тщательно готовиться к ней. Изучайте Божье Слово, обдумывайте его, анализируйте, применяйте в жизни, иллюстрируйте — одним словом, делайте все, что можете. К этому Бог, наверняка, отнесется благосклонно. Мы должны не только молиться о получении силы и способности проповедовать, но и следовать определенным правилам, соблюдать определенные законы.

Итак, путь к обретению силы один: узнавать из Нового Завета все, что можем, пребывая при этом во Христе. Я должен идти к Христу. Я должен проводить с Ним время, размышлять о Нем, узнавать Его. Я должен постоянно поддерживать свое единение с Христом. Я должен сконцентрироваться на Нем. Это было основным устремлением Павла, и должно стать также и нашим основным устремлением.

Кроме того, нужно точно выполнять то, что Он говорит мне, и избегать всего, что может повредить моему духовному росту. Мне следует придерживаться физической и духовной дисциплины и уходить от ситуаций, чреватых соблазном. Если мы не соблюдаем правила для поддержания духовного здоровья, то можно сколько угодно молиться о силе — нам ее не получить. Если всегда, даже подвергаясь гонениям, мы хотим чувствовать себя так, как чувствовал Павел, то и жить мы должны так, как жил он. Жить христианской жизнью во всей ее полноте означает пребывать во Христе. Хочется заметить: слово «пребывание» у многих людей почему-то вызывает сентиментальные чувства. Им кажется, что оно означает некое пассивное состояние, при котором надо просто прильнуть и замереть. Но пребывать во Христе — это значит активной сознательно повиноваться Ему, а также непрестанно молиться. Пребывание — это чрезвычайно активное состояние.

Павел утверждает, что если вы будете именно так пребывать во Христе, то Он будет вливать в вас силу. Это как бы духовное переливание крови. «Порой я чувствую себя очень слабым, — говорит Павел, — моя энергия истощается. Иногда мне кажется, что во мне совсем не осталось крови. Но благодаря нашим взаимоотношениям с Христом, я не бессилен, потому что Он вливает в меня кровь. Он знает все мои состояния, Он знает в точности, что мне надо. Он говорит: „Довольно для тебя благодати Моей», и поэтому я могу сказать: „Когда я немощен, тогда силен». Иногда я ощущаю в себе великую силу; бывают и другие моменты, когда я не жду ничего, но Он дает все».

В этом романтика христианской жизни. Я часто повторяю, что самое романтическое место на свете — это кафедра проповедника. Никогда не знаешь, что произойдет. Признаюсь, что порой я иду проповедовать, не ожидая ничего, и получаю великую силу. А в других случаях мне кажется, что я способен сказать что-то замечательное, но моя проповедь оказывается бессильной. Благодарю Бога, что дела обстоят именно так. Я делаю, что могу, но сила в Его руке. Он небесный врач. Ему известны все оттенки моих состояний. Он видит цвет моего лица, Он чувствует мой пульс, Он знает, когда и почему моя проповедь слаба. Он знает все.

Вот такой рецепт. Не надрывайтесь в молитве, умоляя Его даровать вам силу. Живите христианской жизнью. Живите так, как Он вам заповедал. Молитесь, размышляйте о Нем, проводите с Ним время. Просите, чтобы Он явил вам Себя. А остальное предоставьте Ему. Он даст вам силу. «Как дни твои, будет умножаться сила твоя». Он знает нас лучше, чем мы знаем сами себя, и Он даст нам по потребности. Поступайте так и сможете повторить вслед за апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Мартин Ллойд-Джонс,

Духовная депрессия: Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее. Пер. с англ. / Мартин Ллойд-Джонс. — 3-е изд. — СПб.: Мирт, 2008. — 176 с.

Добавить комментарий