Христос и Дух Святой – два наших ходатая и защитника перед Богом.

zashhitaР.Ч. Спроул

Накануне Своей смерти Иисус встретился со Своими учениками на Тайной Вечери. Он хотел отпраздновать Пасху со Своими друзьями, до того как начнутся Его страдания. Можно было бы ожидать, что в такой ситуации Иисус будет искать у Своих друзей утешения и поддержки. Вместо этого Иисус утешает их.

Здесь Иисус произносит Свою самую длинную речь о Личности и деятельности Святого Духа. Он обещает ученикам послать Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:16-18).

Иисус говорит о «другом Утешителе». Слово, которое переводят как Утешитель, или Помощник, или Советник — это греческое слово параклет.

Прежде всего мы отмечаем, что Иисус обещает дать «другого» Параклета. Следовательно, ожидаемый Параклет — не первый. Ибо, если существует «другой» по отношению к чему-то, значит должен быть кто-то до него.

Я говорю об этом потому, что в церковном лексиконе принято Параклетом называть Святого Духа. Действительно, титул Параклет применяется исключительно в отношении Святого Духа.

Однако мы должны понимать, что первый Утешитель — не Святой Дух, а Иисус Христос. Роль Иисуса как Параклета очень важна в Его земном служении. Дух Святой принимает на Себя титул «другого Параклета» из-за отсутствия Иисуса. Дух послан, чтобы быть «заместителем», или «заменой», Христа. Дух — Высший Помощник Христа на земле.

ИИСУС КАК НАШ ПАРАКЛЕТ

Чтобы понять роль Иисуса как нашего Параклета, давайте посмотрим на повествование о Его рождении в Евангелии от Луки. Среди событий, сопутствующих появлению Иисуса в Иерусалиме, мы читаем следующее: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» (Лк. 2:25).

В этом тексте слова «утешения Израилева» относятся к будущему Мессии. Симеону было обещано, что «он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). (Оба слова — Христос по-гречески и Мессия по-еврейски — означают «Помазанник».)

В ветхозаветном иудаизме понятие «утешение Израиля» означает надежду на мессианское спасение. Бог заботится об утешении Своего народа. У Бога есть сила преобразовать скорбь в утешение. Мы слышим обетование Бога в Книге пророка Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:1—2).

Символически утешение Богом Своего народа выражено в образе пастыря: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11).

Утешение Иерусалима связано с образом Бога как утешающей матери: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешения его… Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме (Ис. 66:10-13).

Самый великий Утешитель, посланный Богом для утешения Своего народа, — Его страдающий Слуга. Исаия так описывает Божьего Слугу: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся утешение, вместо плача елей радости, вместо унылого духа — славная одежда» (Ис. 61:1—3).

Эти же слова повторены частично Иисусом в Нагорной проповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Служение Мессии включает и служение утешения. Он приходит исцелить разбитые сердца и утешить плачущих. Этот Мессия — Сам Иисус, Который является Параклетом. Лишь когда Он объявил о Своем уходе из этого мира, Он провозгласил, что пошлет «другого Параклета».

ЧТО ЗНАЧИТ ПАРАКЛЕТ?

Итак, мы коротко остановились на роли утешителя в служении Христа и теперь можем перейти от основного понятия «утешение» к титулу самого Параклета.

Термин параклет имел богатое и разнообразное применение в древнем мире. Слово происходит от приставки (para-) и корня (kaiéin), которые вместе означают: «тот, кто призван быть рядом».

В древности параклет был кем-либо, вызванным для помощи на судебное заседание. Параклетом являлся адвокат, который защищал дело человека в суде. Это главный смысл, в котором данное слово употреблено в Первом послании Иоанна: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника* (1 Ин. 2:1).

Здесь слово параклет переведено как «Ходатай». В этом стихе именно Иисус, а не Святой Дух назван Параклетом.

В данном случае Параклет — Ходатай перед Богом. Суровая истина Нового Завета состоит в том, что во время Божьего суда Судьей на нашем процессе будет Иисус. Одновременно нашим Защитником будет также Иисус. Когда есть уверенность, что судья является одновременно и защитником, страх перед судом отступает.

В повествовании о побивании Стефана камнями нам наглядно представлена роль Иисуса как Ходатая: «И возбудили народ и старейшин и книжников, и напавши схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян. 6:12—13).

Стефана подвергли на суде насмешкам с ложными обвинениями против него. Собрание вело себя подобно злым гусям. Когда Стефан произнес убедительную речь в свою защиту, судьи пришли в безудержную ярость: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7:54).

В своем озлоблении и враждебности судьи вынесли приговор Стефану. Именно в этот момент, по Божьей милости, Стефану было дано чудесное видение небесного суда: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божью и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55-56).

Стефан сказал: «вот» (в англ. переводе: «Look!» — «Смотрите!» — прим. пер). Конечно, если бы он не был погружен в радостное созерцание славного видения, то осознал, что тщетно призывать своих обвинителей взглянуть на небо. Они были неспособны увидеть то, что Бог открыл глазам Стефана.

То, что открылось Стефану, чрезвычайно важно. Он увидел Иисуса, Который стоял по правую сторону от Бога.

У церкви есть доктрина, называемая Сессия** Христа (От лат. sessio — сидение — прим. ред.). Сессия Христа говорит о Его высоком положении как сидящего справа от Бога. Сессия указывает, что Христос наделен космической властью. С этого места, справа от Бога, Иисус осуществляет царскую власть и юридическую силу. Он одновременно Судья и Царь.

Однако в видении Стефана Иисус не сидит. Он стоит. В зале суда судья сидит на скамье. Судья встает, только для того, чтобы войти и выйти из зала. Во время самого судебного процесса судья остается сидеть. Когда рассматривается дело, прокурор встает, чтобы допросить свидетелей, обратиться к присяжным или приблизиться к скамье. Точно также, в свою очередь, во время слушания дела поднимается адвокат.

Парадокс видения Стефана в том, что в тот самый момент, когда земной суд приговаривает его к смерти как еретика, Царь богословия встает в небесном суде, чтобы ходатайствовать о деле Стефана перед Отцом. Иисус поднимается со Своего места как Адвокат Стефана, Он Параклет Стефана на небесах.

То, что Иисус сделал для Стефана, не было единичным случаем. Он совершает то же самое для всех Своих приверженцев, Он наш Адвокат даже сейчас.

Роль Иисуса как нашего Защитника перед Отцом настолько важна, что мы не смеем ее затемнять в нашем понимании служения Святого Духа как Параклета.

Святой Дух — наш «другой» Параклет, наш священный Адвокат. В Своей роли Параклета Он выполняет не одну задачу.

Прежде всего, Дух Святой помогает нам обращаться к Отцу:

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о нем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей» (Рим. 8:26—27).

Необходимо, чтобы наши молитвы были согласованы с волей Бога. Молитва является одной из форм поклонения. Бог требует, чтобы Ему поклонялись в духе и истине. К счастью, мы имеем двух Адвокатов и двух Ходатаев перед Отцом. Причем, Святой Дух помогает нам правильно молиться Отцу.

На мирском жаргоне, адвоката иногда называют «болтуном». Мы помним страх, который сковал Моисея, когда Бог призвал его руководить исходом из Египта. Моисей страшился своей несостоятельности как оратора. Он возопил к Богу:

«О, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, Ы когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал: Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь? Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить» (Исх. 4:10—12).

Поскольку Моисей продолжал протестовать, Бог пообещал ему дать Аарона в помощь: «Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу» (Исх. 4:15—16).

Здесь мы видим, что Творец снисходит до помощи Своим косноязычным детям. Святой Дух — наш Параклет, и не только перед Отцом, но также и перед людьми. То, что Бог обещает Моисею в Ветхом Завете, стало обетованием всем Божьим детям в Новом Завете.

Иисус обещал Своим ученикам, что в критический момент Дух Святой будет рядом, помогая им сказать нужные слова: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13:11).

Мы видим, что Святой Дух служит нашим Адвокатом, или Параклетом, перед Отцом так же, как перед судом этого мира.

Дух одновременно и защищает нас и обличает мир о грехе. Он наш Адвокат и в то же самое время обвинитель мира: «И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8—11).

Итак, первая задача Святого Духа как Параклета — правовая, или юридическая. Этот аспект Его деятельности соответствует Его природе и характеру. Ведь Он Дух истины и Дух Святости. Он несет свидетельство истины Христа. Неверие в Иисуса — грех. Мир обличается в грехе неверия. Обвиняя мир, Дух в то же время оправдывает нас через Христа. Святой Дух стоит всегда на стороне истины и праведности.

ПАРАКЛЕТ И УТЕШИТЕЛЬ

Итак, мы видим, что первая роль Параклета — быть Адвокатом. Интересно, как это связано с понятием утешения.

Как мы уже видели, существует лингвистическая связь между словами утешение Израиля и параклет. Оба слова: утешение и параклет произошли от одного корня.

Хотя важно различать работу Духа по утешению и Его труд в качестве Ходатая перед Богом и человеком, их нельзя резко разграничивать. Наше радостное утешение включает твердое знание, что Святой Дух призван быть рядом с нами во время Суда.

Имеется и другая особенность, о которой нужно помнить. Утешение в беде, именно это служение Святого Духа нам так необходимо при поражении или неудаче. Мать утешает плачущего ребенка, а Дух утешает нас в час скорби.

Вся эта забота исходит от Духа Святого при Его служении Божьим людям. Дух — Автор мира, который превосходит наше понимание. В Своей роли Параклета Дух делает все, чтобы помочь нам до нашего поражения. Он укрепляет нас, наделяя силой для битвы, и утешает после битвы.

Титул Параклет в более древних текстах Библии на английском языке обычно переводился как Утешитель. В самых современных переводах мы встречаем другие слова: Помощник или Советник. Это не значит, что в ранние переводы вкралась ошибка. Скорее, это говорит об изменчивости человеческого языка. Наша речь имеет тенденцию трансформироваться с изменением образа мышления.

Например, слово «хитрый» («прелестный») раньше означало «кривоногий». А посмотрите на слово сканировать. Что вы предпримете, если ваш учитель предложит вам сканировать учебник? Большинство людей воспримут это как указание «пролистать книгу». Здесь именно тот случай, когда значение слова становится почти полностью противоположным его первоначальному смыслу. Ранее сканировать означало «читать предельно точно» — скандировать. Когда мы летим на самолете, то надеемся, что диспетчер сканирует экраны радаров с изображением нашего перемещения тщательнее обычного. Возможно, изменение смысла слова scan (сканировать) вызвано его фонетическим подобием слову skim — бегло читать, просматривать. В современном употреблении, сканирование (scanning) означает просматривание (skimming), хотя первоначально это слово имело противоположное значение.

Нечто подобное произошло и со словом comfort (утешение). Мы думаем об утешении, как о доброжелательной, мягкой поддержке, которая облегчает наше страдание. Comfort — слово латинского происхождения. Его приставка сот- означает «с», а корень fortis — «сильный». Поэтому первоначально значение слова было: «с силой». Таким образом, утешитель — это скорее кто-то, приходящий укрепить нас перед битвой, а не утешить после нее.

Конечно же, Святой Дух выполняет обе функции. Он источник такого нежного утешения, о каком может только мечтать раненый, побежденный или сломленный горем человек. Но акцент на обещанном Параклете означает Его приход с целью укрепить нас и помочь перед битвой.

Иногда мы слышим выражение: «Это не является моей сильной стороной». Когда человек это говорит, то он заявляет о своей слабости в определенной области. Forte в разговорной речи употребляется как синоним слова «сила».

В библейской терминологии Святой Дух — это наша сила. Он Тот, от Кого мы получаем крепость. Обещанный нам Святой Дух пришел и обитает в нас, и стоит с нами, как провозглашено в Писании: «Но все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Одна из иронических страниц истории запечатлела то, как критиковал христианство немецкий философ Фридрих Ницше. Он сокрушался, называя христианство религией слабости, религией, которая побуждала мужчин отрицать их самое характерное стремление: «волю к власти».

Объявив о смерти Бога, Ницше писал, что Бог умер от жалости. Жалость, нежность и малодушную робость, по его мнению, принесло в мир христианство. Ницше звал к новому человечеству, которое породит супермена. Главной чертой его характера будет мужество. Супермен — это прежде всего победитель.

Ирония заключается в том, что в Послании к Римлянам 8:37 Павел говорит, что мы «более, чем победители». Это перевод греческого слова hupemikon. (В синодальном тексте: «преодолеваем» — прим. пер.). Приставка huper — пришла в английский язык как слово hyper (гипер). Сказанное Павлом означает, что христиане не только победители, они — «гипер-победители». (Латинский перевод слова hupemikon — supervincemus: «Мы — супер-победители».)

Если Ницше искал супермена, ему нужно было посмотреть на тех, кто укреплен силой и присутствием Бога-Духа Святого, Который призван прийти с силой и быть рядом с нами.

Действительно, мы, христиане, сами по себе можем быть слабыми. Однако мы слышим вновь и вновь обетование Христа Своей церкви:

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

Р.Ч. Спроул, «Тайна Святого Духа»

reformed.org.ua

Добавить комментарий