Заступническая молитва Павла: примите Духа Христа и получите в дар всю полноту Божию.

molitva3Корнелис Г. Врейхденгил

Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Ефесянам 3,14-21

Заступничество Павла можно разделить на три части:
— стихи 14-15 — вступительная часть его молитвы;
— стихи 16-19 — содержание его молитвы;
— стихи 20-21 — возвышенное прославление Бога.

Павел преклоняет колена. На Ближнем Востоке обыкновенно молились стоя. На коленях молились лишь в моменты особой важности или большой нужды. Преклоненные колени Павла свидетельствуют о глубокой серьезности этого заступничества. Здесь ничтожный и недостойный человек в глубочайшем благоговении унижается перед Богом до праха, передавая Ему самые сокровенные желания своего сердца.

По поведению апостола не видно, что он находится в оковах мрачной тюрьмы, может быть, даже на грани смерти. Наоборот, он как бы видит в открытых небесах образ чудесной благодати. И он от всего сердца желает, чтобы верующие испытали вот эту благодать. В стесненных обстоятельствах он молится о спасении их душ.

Перед Кем так благоговейно преклоняет свои колена апостол? Перед «Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Какой величественный титул! Апостол называет так Бога потому, что мы не имеем к Нему доступа, как только через Христа. Об этом дерзновенном доступе (т.е. обращении к нашему Богу Отцу на правах Его детей) Павел уже говорил в стихе 12. Этот доступ открыл нам Христос, и лишь поверив в Него, мы можем назвать Бога нашим Отцом. Тем, кто не верует в Господа Иисуса, Бог не является Отцом. Право призывать Бога как своего Отца имеют лишь дети.

Отец! Какую высокую цену Он должен был заплатить для того, чтобы люди могли так обращаться к Нему! Он Сам принес необходимую для этого жертву — отдал Своего единородного, возлюбленного Сына. Он знал, что Его будут мучить и пытать. Он знал, что Его распнут и убьют. И несмотря на это, Он все-таки принес эту жертву. Понимаете ли вы сейчас, что кроется за этим именем «Отец»? Бог пожертвовал Своего Сына для того, чтобы погибшие грешники смогли назвать святого Бога «Отцом».

Они дети одного Отца, дети Божьи, как те, кто уже «на небесах», так и те, кто еще находится «на земле». Здесь речь идет о всей Церкви Христовой — не только торжествующей в небе, но и борющейся на земле.

Павел не говорит о всяких внешних делах, например, о пожертвовании и т.п. (хотя и они подчас могут быть очень важными), но молится о полной благодати Божьей для верующих. По словам Павла, эта благодать состоит из пяти отдельных даров:

  1. крепкого утверждения Духом во внутреннем человеке (ст. 16),
  2. вселения Христа в сердце верой (ст. 17),
  3. укоренения и утверждения в любви,
  4. более глубокого понимания безмерной любви Христа (ст. 18),
  5. исполнения всей полнотой Божьей (ст. 19).

Короче говоря, Павел просит Бога даровать им больше возрастания, веры, любви, познания и исполнения Божьей полнотой. При этом великая цель апостола — способствовать Церкви лучше стоять в Господе (Фил. 4,1), так чтобы она могла отвечать властям (ср. ст. 10) и могла лучше распознавать эти власти. Лишь тогда она сможет свидетельствовать и служить в этом мире. Давайте рассмотрим эти пять даров благодати.

  1. Крепкое утверждение Духом во внутреннем человеке (ст. 16)

Прежде всего Павел просит о крепком утверждении членов церкви. По-видимому, среди верующих было ещё много слабых. Здесь речь идет не о благодати рождения свыше вследствие вселения в сердце грешника Святого Духа.- Ведь они уже получили Его (ср. 1,14). Здесь говорится о возрастании в благодати. Павел видит огромную опасность, угрожающую членам церкви — духовное отставание в развитии из-за невежества, так что являясь возрожденными, они будут словно задыхаться вместо того, чтобы жить богатствами Святого Духа и Его даров. Эта опасность существует и ныне!

Вот почему Павел указывает на укрепление Святым Духом, Который есть дар благодати — «да даст вам…» Значит, укрепление, возрастание в благодати есть дар от Духа. А постоянное укрепление нам нужно для того, чтобы успешно бороться со всеми властями, желающими нашей гибели — грехом, дьяволом и миром. И по мере того, как мы начинаем борьбу против греха, мы будем возрастать силой укрепляющего действия Святого Духа.

А каким образом укрепляет Святой Дух? Как следует из дальнейшего текста, Он делает это, указывая на Христа и Его труд. Во всей борьбе и испытаниях Святой Дух ставит перед нашим взором победы и любовь Христа, и это дает нам силы жить не по плоти, а по духу. Одного взора веры на дорогую цену Крови Христа достаточно, чтобы удержаться от тяжкого искушения. Благодать Божья всегда больше нашей вины.

Поэтому и написано, что возрастание в благодати происходит по богатству славы Его. Он — Источник всякого благословения — может благословлять, потому что Он такой богатый Бог. По богатству славы, то есть в соответствии с этой славой, мы можем и должны молиться. Значит, не по нашим желаниям, а по Божьим, по богатству Его славы. Этими словами Павел хочет сказать: «Не будем давать мыслям о собственной слабости и нужде подавить нас в наших молитвах». Христианин никогда не ожидает от своего Бога слишком много! У Него такая полнота этого прекрасного богатства, что все переполнено им.

Наконец, Павел говорит, что это первостепенное укрепление предназначено для внутреннего человека. Этим он имеет в виду не нового, или возрожденного человека, а внутреннюю суть человека — наше сердце, наш дух, нашу душу. Внутренний человек противоположен внешнему, физическому, чувственному и ощутимому.

Вместе с тем, этот внутренний человек не одно и то же, что и рожденный свыше. И у неверующего есть внутренний человек, то есть сердце, душа, воля и так далее. Внутреннему человеку противоположен внешний человек, то есть вещественное, физическое, осязаемое и т.д.

Различие между ветхим и новым человеком совершенно другого плана. Тут речь идет о вере и неверии, о рождении свыше и его отсутствии. Но все-таки есть связь между внутренним человеком и новым. У верующего внутренний человек вновь обрел в новом человеке свое первоначальное назначение. Цель нашего сотворения по образу и подобию Божьему получает свое начальное осуществление в «новом человеке», а окончательное ее исполнение — дело вечности. Итак, верующие имеют не внутреннего и нового человека, но их внутренний человек нашел свою цель и свое назначение в новом человеке.

  1. Вселение Христа в сердце верой (ст. 17)

Второе, о чем просит для своих читателей Павел — вселение Христа в сердце верой. Здесь речь идет о духовной жизни верующего. Есть люди, которые утверждают, что не надо заниматься собственной внутренней жизнью, а лучше действовать в мире как апостолы, т.е. посланники от Бога. Однако мы верим, что если при этом отсутствуют живые внутренние корни веры, то все наши действия в мире будут бесплодны. Наша духовная жизнь не должна противоречить нашему свидетельству в этом мире. Наоборот, этот раздел показывает нам, насколько они связаны друг с другом. Для Церкви общение с Богом в молитве и жизнь по духу необходимы для правильного исполнения ее призвания и задания в мире. Служение пастора, забота о душах — в том числе и самоанализ — и апостольское служение находятся на одной линии!

Стихи 16 и 17 явно образуют одно целое. Стих 16 описывает благодать с точки зрения Бога, а стих 17 — с точки зрения опыта верующего.

То, что в стихе 16 называется внутренним человеком, в стихе 17 обозначено словом «сердце», которое есть центр духовной жизни, нашего мышления, нашей воли, наших желаний и т.п. А в сердце наше, как молится Павел, должен вселиться Христос. Сердце человека является законным местом пребывания не греха, а Христа.

Призвание имени Христова само по себе ничего не говорит о нашей внутренней жизни. Он должен вселиться в наше сердце, то есть владеть всей нашей жизнью и наполнять ее. Это проявляется как внутренне — в нашей любви, воле и стремлении, так и внешне — в наших словах и во всем нашем поведении. Итак, и второе, о чем молится Павел, касается освящения нашей жизни, что показывает связь этого стиха с 16-м, параллельным ему. Христос и Его Дух неразделимы.

При нормальных условиях прием высокопоставленного гостя налагает и высокие обязанности. Тем более, если в наше сердце вселился Христос. Ведь Он имеет право на наилучшее обращение. То, что Ему не угодно, мы должны устранить и в дальнейшем исполнять Его волю. Ведь Он не просто какой-то гость в нашем сердце, а Господь! Для этого Он очищает наше сердце, убирая из него все неподобающее, проявляя таким образом Свое господство. Со «вселением» связана и мысль о прочности. Это выражение указывает на неразрушимую личную связь между Христом и Своими: внутреннюю, духовную и даже вечную (ср. Гал. 2,20)! Наконец, Павел указывает на то, что это вселение происходит посредством веры. Это оберегает нас от нездоровой мистики.

Как мы уже видели, вселение Христа в наше сердце необходимо. Однако иногда может казаться, будто Он на время выходит из сердец Своих детей, когда они согрешают и этим оскорбляют Духа Святого. Тогда у них затемняется чувство общения с Ним. Но Господь обещал быть со Своими детьми, с Церковью во все дни, до скончания века. Только ожесточающиеся, в непокорности преступающие учение Христово остаются без Христа (2 Иоан. 1,9; Гал. 5,4; Евр. 2,1; 3,14-19).

Христос вселяется в сердце верующих Святым Духом, и они воспринимают это верой, а не чувствами. Библия не учит о мистическом отождествлении со Христом. Не знаете ли вы человека в истории церкви, который как раз и думал в таком направлении? Однако никогда нельзя смешивать веру с чувством. Итак, вера касается как нашего внутреннего мира, так и нашего разума и воли.

  1. Укоренение и утверждение в любви (ст. 18)

После того, как Христос вселился в наше сердце, в нашу жизнь входят и сила Его воскресения, и Его жизнь, и Его победа. Тогда мы будем укоренены и утверждены на твердой почве любви Божьей к грешникам. И, разумеется, человеческую любовь к Богу и ближнему эта любовь Божья к людям не исключает, а включает в себя.

Глагол «укоренить» указывает, с одной стороны, на жизненную силу, на живой организм, впитывающий жизненные соки из глубины земли, с другой стороны, на твердость, скажем, прочного дуба, пустившего свои корни в землю так глубоко, что даже в сильные бури, когда другие деревья вырывает с корнем, он держится прямо. Глагол «утвердить» напоминает нам о фундаменте, прочном основании здания. Итак, вместе эти два слова указывают на непоколебимую твердость.

Мы должны быть укоренены и утверждены в любви настолько глубоко и непоколебимо, чтобы претерпеть бури испытаний. Даже самое худшее обращение с нами, хоть и болезненное для нас, не должно оказаться столь сильным, чтобы вырвать нас из любви.

  1. Более глубокое познание безмерной любви Христа (ст. 18-19)

Вот четвертое, о чем Павел просит для своих читателей. Здесь, казалось бы, выясняется собственно цель моления Павла. Все другие дела, упомянутые апостолом — утверждение Духом, вселение Христа верой, укоренение в любви,- словно предшественники этих слов Павла «уразуметь любовь Христа». Ведь без веры и любви это познание — ложное. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего.

Слово «постигнуть» кажется несколько парадоксальным, если принять во внимание, сказанное в стихе 19, что любовь Христа превосходит наше разумение. Не надо, однако, принимать это одним умом. Дело больше в получении живого впечатления, владеющего нашим мышлением и поступками и наполняющего наше сердце поклонением и благодарностью.

Еще мы видим здесь, что связь веры со Христом, о чем молит Павел, направлена на другого. Один единственный человек не в состоянии постичь огромные размеры любви Божьей. Поэтому Павел и говорит: «со всеми святыми!»

Никто из нас не может не согласиться с тем, что Христос возлюбил Свою Церковь вечной любовью. Молитва Павла, однако, не останавливается на этой общей истине. Надо и уразуметь эту любовь, то есть признать, получить познание на основании опыта, испытать. Ведь уразуметь — это не проникнуть в суть дела разумом, а знать сердцем и верой. Об этом знании любви Христовой верой Павел говорит, что она превосходит наше разумение.

Итак, орлиный полет молитвы возносит Павла так высоко, что он видит что-то из этих сверхъестественных богатств — бесконечное, беспредельное спасение и вечность, неизмеримо глубокую и вечную любовь Христа. Таким образом он естественно приходит к пятой просьбе — достижению полноты Божьей.

  1. Исполнение всей полнотой Божьей.

Значит, цель молитвы Павла — исполнение. А чем? Всеми упомянутыми в предыдущих стихах дарами — возрастанием в благодати, вере, любви и разумении любви Христовой. Таким образом верующие достигнут полноты Божьей, то есть того совершенства, которое Бог предназначил для каждого из Своих детей для того, чтобы они познали Его. Можно сказать: чтобы они были полны Богом, полны любви, полны веры, как в день Пятидесятницы ученики исполнились Святым Духом. А это совсем не означает, что мы безгрешны. Однако это указывает, что мы очищаемся от всякой наполняющей нас нечистоты — мира, злых похотей, самолюбия и так далее. Исполнение полнотой Божией пропорционально очищению — чем больше исполнения, тем больше очищения. Таким образом, очищением от грехов, освящение в святость Христа и исполнение полнотой Божией – это неразрывный, воедино связанный процесс

Никто да не скажет, что это исполнение полнотой Божией для апостола слишком высоко, непостижимо, что оно дано лишь некоторым из детей Божьих. Павел  молится об этом, значит, это достижимо. И достижимо именно потому, что не зависит от наших усилий, но Сам Бог желает осуществить это в нашей жизни. Поэтому и мы, как Павел, должны становиться на колени, так как это исполнение приобретается молитвой. Воля Божья, Его заповедь и Его обетование, чтобы мы исполнились полнотой Его даров. Никогда да не подумаем малого о Боге; и Павел этого не делал, как мы увидим дальше (ср. Еф. 1,23 и 4,13).

Прославление Бога в его молитве (ст. 20-21)

В молитве апостола все сосредоточено на деятельности Бога, которая превосходит наши молитвы и помышления. Вот почему моление Павла кончается прославлением — последней и высшей точкой его молитвы. Кажется, будто молитва преобразила самого Павла. Как обновленный человек, он взирает на Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. Он молил Бога о великих делах, превосходящих разумение. И он уверен, что Бог может сделать даже больше, чем он просил.

Как слабы и ничтожны наши молитвы в сравнении с этим великим молением! Сколько наших молитв не выходят за рамки собственного маленького мира, полного личных интересов и желаний?! Так часто бывает, что наши молитвы характеризуются самовольным смиренномудрием, а не сильной верой и глубокой убежденностью в том, что Бог может сделать гораздо больше, чем мы Его попросили. А если мы уже разучились песни поклонения, то они будут все беднее.

Павел провозглашает славу Божью: «Тому слава в Церкви!» Опять Павлу вспоминается выражение «в Церкви», а это доказывает, что о чем бы ни писал и ни говорил апостол, всегда у него перед глазами Церковь («экклезия» — собрание призванных). Славу Своей благодати Бог открывает лишь в Церкви, и славить и хвалить Его следует именно там. Слава Ему звучит не в мире, а в Церкви.

Словами «во Христе Иисусе» Павел в своем славословии еще раз напоминает нам о драгоценном имени Спасителя. В Нем, Главе Его Церкви, поднимается к Богу хвала и благодарность верующих. Бог, предвечно избрав Свою Церковь, ведет ее к намеченной Им цели. А она во всех поколениях воздает великому, вечному Богу и Его Сыну, Господу Иисусу Христу, Святым Духом славу, хваление, честь и поклонение во веки веков.

Корнелис Г. Врейхденгил, «Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам»

reformed.org.ua


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*