Любовь Христа или благодать Бога.

любовь1Джерри Бриджес.

«Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех у мер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершею за них и воскресшего» 2Кор.5:14-15.

Жить благодатью, а не делами — значит, быть свободным от кабалы дел. Это значит, что Бог поставил вам «пятерку», хотя вы не заслужили ничего, кроме «кола». Он уже уплатил нам за день работы, хотя мы и проработали лишь один час. Это значит, что Божье одобрение не нужно зарабатывать исполнением каких-то духовных повинностей. Иисус Христос за нас уже все сделал.

Бог любит и принимает нас благодаря заслугам Иисуса Христа. Бог благословляет нас благодаря заслугам Иисуса Христа. Никакое из ваших дел не заставит Его любить вас чуть больше или чуть меньше. Он любит вас по благодати, данной через Иисуса.

Что вы ощущаете, видя столь свободное и суверенное излияние Божьей благодати? Вам не по себе? Страшно, что ни одно из ваших дел не заставит Бога любить вас больше и благословлять обильнее? Вы думаете: ну, если все не так страшно, если ни одно мое дело не может заработать мне лишнего благословения, то так недолго и отпасть от Бога, вообще перестав делать все, что делают верующие?

Библия признает, что Божью благодать можно истолковать неверно и даже спекулировать на ней. В Писании сказано о том, что «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству» (Иуд.4). Предвидя вопрос: «Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим.6:1), Писание предупреждает нас о том, что не нужно использовать дарованную свободу для удовлетворения своего грешного естества (Гал.6:13). Из этих отрывков видно, что библейское учение о благодати, как единственном основании для любого благословения, можно извратить, сделать оправданием распущенной, нечестивой жизни.

Всю главу 6 Послания к Римлянам апостол Павел написал, чтобы ответить на вопрос: «Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» Почему встал такой вопрос? Что такого он сказал, что вызвало подобный вопрос? В предыдущих главах Послания к Римлянам речь идет о том, что оправдание дается лишь верой в Иисуса Христа, и Павел говорит: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20)

Павел знал, что во избежание неверных толкований о Божьей благодати нужно говорить предельно ясно, а стоит сказать о ней, не упомянув о христианском образе жизни, повиновении и вере, как это даст повод к превратным истолкованиям. Он прекрасно знал, что, неправильно поняв, читатели могут решить: «Если это действительно так, то давайте будем грешить и делать все, что вздумается. Чем больше греха — тем больше благодати»

Вероятность такого ответа никогда нельзя исключить. Более того, если наши представления о благодати не исключают подобного толкования, то мы вовсе не понимаем благодати. Но, боясь подобного недопонимания, мы часто подменяем доктрину о благодати доктриной о делах.

«Оставаться ли нам во грехах, чтобы умножалась благодать?» В одной из последних работ доктор Мартин Ллойд-Джонс, один из наиболее одаренных и наиболее уважаемых экзегетов XX века, так ответил на этот вопрос: «Истинная проповедь о спасении благодатью и только благодатью всегда таит в себе угрозу, что против нас выдвинут подобное обвинение. Вот самый лучший способ проверить, истинно ли проповедует человек новозаветное Евангелие спасения: посмотрите, найдется ли такой, кто щне поймет это учение, решив, что, если спасение даруется по благодати, то не важно, что мы делаем; что можно грешить сколько угодно, потому что от этого лишь виднее станет слава благодати».

Понятно, что доктор Ллойд Джонс не предлагает нам вводить людей в заблуждение своими евангельскими проповедями. Он просто говорит — проповедь о спасении по благодати, о спасении, никак не обусловленном делами слушающих, всегда таит в себе опасность, что слушатели обвинят нас в подобном высказывании: «Неважно, что вы делаете, — грешите, сколько хочется» Такое обвинение выдвигалось против Мартина Лютера и других проповедников реформации, когда они говорили о спасении по благодати через веру в Иисуса Христа. Такое же обвинение выдвигалось против апостола Павла «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим.3:8).

Спасительная Божья благодать — это та благодать, которая помогает нам жить подобающей христианам жизнью. Павел писал в Рим.5:2: «Чрез Которого (через Христа) верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим». Мы не только оправданы по благодати верой, но ежедневно стоим в благодати. Правда, учение о повседневной благодати, как и учение о спасительной благодати, тоже легко истолковать превратно.

Совместив закон с благодатью, мы не найдем решения проблемы. Решение одно: настолько проникнуться удивительной и безграничной щедростью Божьей благодати, чтобы совершать добрые поступки уже не по обязанности, а из чувства благодарности Богу. Вот что сказал Стивен Браун, пастор пресвитерианской церкви «Кей Бискэйн» (Майами, Флорида): «Проблема состоит не в том, что мы слишком приукрашиваем Евангелие. Проблема в том, что в нашем изложении оно недостаточно хорошо».

В Евангелие о Божьей благодати, данной во Христе, мы вставляем слишком много «нужно». «Мне нужно сделать то», «мне нужно сделать это» или «мне нужно больше делать для Бога, быть дисциплинированнее, послушнее». Когда мы так думаем или учим, то подменяем искренний отклик на благодать обязанностями. Любовь к Богу и желание повиноваться Ему из любви — вот что должно лежать в основе наших поступков.

Я твердо верю в то, что нужно неотступно следовать своей вере, соблюдать церковную дисциплину и повиноваться Богу. Я прекрасно понимаю, что все в моей жизни должно быть подчинено одному Господу Иисусу Христу. Я верю, что в жизни нужно придерживаться всего, что вытекает из этой подчиненности. Я буду верен своей жене, пока смерть не разлучит нас, буду стараться поступать честно и справедливо на работе, и любить ближних. Но все это я порываюсь делать из благодарности за Божью благодать, а не пытаясь заработать побольше благословений.

Осознание библейских истин приходило ко мне постепенно, по мере того, как я читал Библию, слушал проповеди пасторов, выступления учителей. Нечасто, но случалось, что Господь благословлял меня уразумением некоторых сторон Своей истины совершенно неожиданно, как будто кто-то включал свет в темной комнате. Нельзя сказать, что я сразу же узнавал некую абсолютно новую духовную истину. Нет, просто я вдруг по-новому начинал понимать знакомую истину, и новое уразумение гораздо больше соответствовало Писанию, чем прежнее.

Так было и с уразумением истины о Божьей благодати. Я был убежденным законником, добросовестно старался жить в соответствии с христианским учением. Порой я даже разрывался между многочисленными «нужно», которыми была полна моя вера. Но однажды я совершенно по-иному понял Божью благодать. Теперь, после многих лет, я убежден, что такое уразумение наиболее соответствует Библии.

Каков же был мой отклик на новое уразумение Божьей благодати? Неужели я больше не помышляю о духовном росте? Вовсе нет. Я прекрасно помню, что сделал тогда. Полдня я провел с Богом в холодном подвале. По мере того, как в разуме моем прояснялась суть Божьей благодати, я вспоминал слова из Рим.12:1 — «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благо-угодную Богу, для разумного служения вашего».

Я пал на колени на холодный каменный пол и сказал Богу: «Господь, я отдаю свое тело Тебе. Пусть это будет живая жертва. Никогда раньше я так хорошо не понимал Твоей милости и Твоей благодати. Поняв, я полностью отдаю Тебе себя. Отдаю всего, без остатка».

Прошло уже тридцать лет, но я до сих пор живу тем словом, данным Богу в холодном подвале. Кроме того, я по-прежнему стремлюсь к более полному уразумению Божьей благодати, потому что знаю: лишь это заставит меня держать данное слово и в радости, и в горе.

Стив Браун был совершенно прав, когда говорил, что Евангелие в нашем изложении хуже, чем есть на самом деле. А Ричард Гильберт писал: «Порой кажется, что, если ты не христианин, в твоей жизни благодати предостаточно. Но стоит стать христианином, как появляются всякие законы, которым нужно повиноваться… и вот уже кажется, что до обращения к Богу тебе жилось гораздо вольготнее».

Сама наша псевдохристианская терминология говорит, что мы делим жизнь на «благодать» и «дела». Чаще всего мы говорим о «даре спасения» и о «цене за следование за Христом». Не скажу, что цена за верность Христу — понятие абсолютно не библейское, но то, в каком контексте мы о ней говорим, — действительно не имеет к Библии никакого отношения. Нас можно понять так, что Божья благодать лишь доводит нас до врат Царства Небесного, а потом уже нам нужно потом, кровью и слезами «покупать» себе каждый шаг.

Что апостол Павел говорил о верности избранному пути и дисциплине? Снова прочитаем отрывок из Рим.12:1. Послание к Римлянам — основа доктрины спасения. В этом письме учение об оправдании верой в одного Иисуса Христа выражено очень четко и полно. Но это письмо Павел писал верующим. Он обращался к ним — «возлюбленные Божий», «призванные святые». Он благодарил Бога за то, что вера их «возвещается во всем мире», и очень хотел увидеть их, «чтобы преподать им некоторое дарование духовное» к их утверждению (Рим.1:7-8,12). Абсолютно ясно: он обращается к верующим.

Это письмо Павел написал, чтобы помочь людям полнее осознать полученное спасение. На протяжении одиннадцати глав он рассказывает об Евангелии и показывает, что спасение дается лишь по благодати Божьей через веру в Иисуса Христа, а потом отвечает на вопросы, которые могли возникнуть у слушающих.

Итак, изложив в одиннадцати главах Евангелие Божьей благодати, он просит верующих об определенном отклике: абсолютной преданности Богу. Он увещевает их: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благо-угодную Богу» (12:1). Это сильно сказано.

Чарльз Б. Вильяме в своем переводе Нового Завета вместо «представьте тела ваши» пишет «решительно посвятите мне тела ваши». Слова «живая жертва» отражают мысль о «жертве, которую никто не возьмет назад, о которой никогда не забудет», и о «вечной преданности». Итак, Павел призывал к решительному шагу, такому, который совершают раз и навсегда, к поступку, о котором никогда нельзя забывать. Большей преданности не бывает. Как аргументирует Павел свою просьбу? Он не взывает к чувству долга, а говорит о Божьем милосердии. Он просит отклика, основанного не на обязанности, а на искренней благодарности.

Истина заключается в том, что у нас есть обязанности перед Богом. Он — суверенный Правитель нашего мира, и в этом Своем качестве заповедал твердо хранить Свои повеления (Пс.118:4). Но к Он призывает нас к повиновению не потому что — правитель, а потому, что Он даровал нам милосердие Свое во Иисусе Христе.

О нашем стихе из Рим.12:1 Мартин Лютер писал: «Законодатель заставляет исполнять закон угрозами и наказаниями. Проповедник благодати учит и наставляет, основываясь на явленной нам Божьей благодати и Божьем сострадании. Ибо Ему не нужны дела, сделанные по принуждению, или услуги, оказанные неохотно, Он хочет радостного и приятного служения».

Джерри Бриджес, «Благодать преображающая».

 reformed.org.ua

Добавить комментарий