Практика нашего освящения в образ Христа.

практикаБриджес Дж.

Высшая цель Бога — чтобы мы полностью уподобились Его Сыну и характером, и поведением. Об этой цели говорит Послание к Римлянам: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29).

Всякий раз, говоря о спасении, авторы Нового Завета представляют его в свете этой высшей цели. Например, Павел сказал, что Иисус «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14). Иисус умер не только для того, чтобы избавить нас от наказания за грех и освятить в глазах Божьих, но и для того, чтобы очистить Себе такой народ, который готов повиноваться Ему и преобразиться в Его подобие.

Поэтому святость или освящение — это больше, чем совершенство во Христе. Это внутреннее уподобление образу Христову, которое начинается в момент обращения — в тот момент, когда в нас входит Дух Святой, даруя новую жизнь во Иисусе Христе. Этот процесс духовного роста мы называем постепенным освящением, или возрастанием в святости.

Та святость, которую мы имеем во Христе, — святость объективная, пребывающая вне нас. Это — совершенная святость Христа, которую видит в нас Бог, когда мы достигаем единения с Иисусом Христом. Эта святость имеет решающее значение, когда Бог нас оценивает, и мы угодны Ему, потому что Ему угоден Христос. А вот процесс постепенного освящения — это процесс субъективный, практический. Он — труд Духа Святого, Который наделяет нас жизнью и силой Христовой, помогает повиноваться Христу. Обе стороны освящения — дары Божьей благодати. Наша святость — заслуга Бога: мы не заслужили, чтобы Святой Дух очищал нас. И то и другое приходит к нам по благодати благодаря Христовым заслугам.

Постепенное очищение начинается в момент обращения к Богу. Бог дарует нам оправдание и в тот же миг начинает процесс очищения. Вот как об этом пишет автор Послания к Евреям: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр.10:16-17). Бог обещает вложить Свои законы в наши сердца и записать их в нашем разуме. Это начало очищения. Затем Он говорит, что не помянет более наших грехов. Это оправдание. Обратите внимание на то, что и очищение, и оправдание — дары Божьи, дары Его благодати. И то и другое — неотъемлемые элементы спасения, неразрывно связанные друг с другом, ибо Бог не будет даровать прощения без освящения.

Я думаю, что очищение и оправдание — это как костюм-двойка: брюки и пиджак, которые всегда носят вместе. Однажды друг решил подарить мне костюм. Мы пришли в магазин, и из магазина я вышел уже с пиджаком и брюками — с полным комплектом. Один пиджак или одни брюки не составят комплекта. Чтобы быть одетым именно в костюм, нужны и брюки, и пиджак.

Нам же спасение зачастую представляется чем-то вроде спортивной куртки и пары джинсов. Мы благодарим Бога за то, что Он даровал нам оправдание благодатью — т.е. нашу пресловутую спортивную куртку, — и думаем, что теперь нам нужно самим идти в магазин и покупать себе джинсы — зарабатывать очищение. Но спасение — это «костюм». В такой комплект всегда входят и «пиджак» оправдания, и «брюки» очищения. Бог ни за что не подарит вам лишь один из предметов, потому что в «костюм» спасения обязательно входят два предмета.

Очищение начинается с работы Духа Святого и продолжается благодаря Его труду. Начало этого движения описывается в Библии по-разному. Его называют «обновлением Духом Святым» (Тит.3:5), оживотворенном в нас, мертвых по преступлениям, со Христом (Еф.2:1-5). Оно — результат того, что мы стали, как сказал апостол Павел, «новой тварью»: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Одно из точных описаний этого «исходного момента очищения» мы находим в книге Иезекииля: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26-27).

Обратите внимание, какие перемены хочет осуществить в нас Бог, даруя нам спасение: Он дает новое сердце и новый дух — дух, который любит праведность и ненавидит грех. Он Свой дух вкладывает в нас и ведет нас в заповедях и уставах Своих, т.е. Бог дарует нам все возрастающее желание повиноваться Ему. У нас больше нет отвращения к Божьим заповедям, хотя порой мы их и нарушаем. Они для нас уже не тяжкое бремя, а — вещь приятная.

Давид говорил: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс.39:9). Почему у Давида возникло такое желание? Это объясняет вторая часть стиха: «…и закон Твой у меня в сердце». Давид обнаружил, что закон, который записан в Божьем Слове, записан и в его сердце, что существует гармония между его духом и объективным Божьим законом, находящимся вне его.

Так происходит со всяким человеком, который становится «новой тварью» во Христе. Возникает важное — хоть еще и не полное, согласие между законом, записанным в сердце верующего, и законом, записанным в Библии. Это не значит, что библейский закон нам не нужен: закон в сердце лишен конкретности — он не говорит, что делать, он лишь создает ощущение внутреннего согласия с законом, записанным в Библии.

Этот труд Божий, с которого начинается наше внутреннее очищение, — такой же дар, как и оправдание. Бог не будет ждать нашей безоговорочной и полной капитуляции, ждать, пока мы полнее отдадимся во власть Христа. Ничего подобного. Освящение Он дарует нам по благодати.

Вслед за словами «… кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17) Павел говорит: «Все же от Бога» (ст.18). Именно Бог делает нас новыми тварями. Бог дарует нам освящение той же благодатью и в то же время, как и оправдание.

Мы мало ценим Божью благодать, потому что не понимаем либо ее сути, либо радикального и мгновенного характера освящения, которое приходит со спасением. Многие из нас и до обращения вели вполне сносный образ жизни, а потому нам очень сложно согласиться, что это о нас сказал Павел: «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7,8). Вспоминая жизнь до обращения, мы не задумываемся о том, что дух наш был врагом Божьего закона.

Человеческие нравственные принципы и Божий закон — две противоположные вещи, хотя на первый взгляд можно уловить в них некоторое сходство. Источник гуманистической нравственности — культура и семейное воспитание. Общество считает, что нравственность — это общепринятые нормы поведения. Бог тут ни при чем, если только мы не решим, что верующие оказали определенное влияние на общество. Христианин подчиняется Божьим законам из любви к Богу, из благодарности за Его благодать, из-за того, что ему нравятся законы, записанные в Библии. Но часто общественные нормы нравственности не соответствуют нормам закона Божьего — тут-то мы и узнаем истинную цену «общечеловеческих ценностей». Мы видим, что они так же враждебны Божьему закону, как и поведение самого что ни на есть закоренелого грешника.

Святой Дух начинает в наших сердцах процесс освящения, в результате которого меняется наше отношение к окружающему миру и к самим себе. Мы перестаем быть врагами закону, находим в нем удовольствие (Рим.7:22). Мы видим, что «заповеди Его не тяжки» (1Ин.5:3), а святы, праведны и добры (Рим.7:12). Необратимо изменяется отношение к Божьим заповедям — вот дар благодати Божьей, который мы обретаем лишь благодаря труду Святого Духа. От нас самих освящение, как, впрочем, и оправдание, вовсе не зависит. Как сказал Павел, «все от Бога».

Путь к подобию Христу

Мы говорили о первом толчке к освящению — радикальному изменению личности, которое производит Бог в человеке, уверовавшем в Христа-Спасителя. Это переход от духовной смерти к духовной жизни. Это начало новой жизни во Христе. Это первая буква закона, вписанная в сердце. Изменяется наше отношение к закону. Наравне с оправданием это — тоже дар Его благодати.

Но Бог не может ввести нас в Свое Царство и там бросить — чтобы росли самостоятельно. Он продолжает начатый в наших сердцах труд, все более уподобляя нас Своему Сыну, ибо сказал Павел: «…начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (Флп.1:6). Эта непрестанная работа Бога называется «постепенным освящением». У нее есть два отличия от «начального освящения».

«Начальное освящение» происходит мгновенно при обращении человека к Богу в тот момент, когда мы переносимся из царства мрака в царство Христа (см. Кол.1:13). Постепенное освящение продолжается долгое время вплоть до того момента, когда мы навеки отойдем ко Христу. Начальное освящение — дело Божьего Духа Святого, Который вживляет в нас Христову жизнь. Постепенное освящение — тоже дело Святого Духа, но оно требует и нашего участия, причем самого активного.

О постепенном освящении говорится во многих новозаветных посланиях, в тех местах, где авторы увещевают верующих расти духовно, изменяться, оставить прежний образ жизни и ветхого человека, облечься в подобие Христу. Этот процесс хорошо виден из собственного свидетельства Павла. Он говорит, что далек от совершенства, что учился быть довольным тем, что имеет (Флп.3:12-14; 4:11).

Постепенный характер освящения хорошо виден и из следующих отрывков Писания: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).

И в том и в другом отрывке встречается слово «преобразиться». В обоих случаях действие не закончено. Вильям Хендриксен так перевел этот стих из Послания к Римлянам: «…но позволяйте преобразовывать себя…». Джон Мюррей следующим образом прокомментировал отрывок: «Употребленное здесь слово «преобразовываться» подразумевает, что нам следует постоянно пребывать в процессе обновления помыслов и ума… Освящение — это процесс резкого изменения сознания… Но как часто христианам свойственно совершенно обратное: духовный застой, равнодушие, гордость достигнутым…».

Во 2Кор.3:18 говорится о природе этого процесса: он — работа Духа Господня. А вот в Рим.12:2 сказано, что освящение приходит через обновление ума. В обоих отрывках глагол стоит в пассивном залоге, что показывает: действие производится, скорее, в нас, чем нами самими. (Есть множество отрывков из Писания, которые показывают нашу активную роль в постепенном освящении. Подробнее я пишу об этом в книге «Стремление к святости»). В этой же книге мы говорим о Божьей благодати, поэтому я хотел бы целиком сосредоточиться на освящающем нас Божьем труде. Пассивный залог глагола «будьте преобразованы» показывает, что преображающая функция постепенного освящения — это дело Божьего Духа. Именно Он все больше и больше уподобляет нас Иисусу Христу.

Такое преображение — больше, чем коррекция поведения. Это обновление внутреннего естества, или, как кто-то очень точно подметил, преображение человеческого «я». При этом у нас возникают совершенно новые побуждения, иные желания, и мы уже смело восклицаем вместе с псалмопевцем: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс.118:97), «На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве» (Пс.118:14).

Глагол «преображаться» стоит, как мы уже говорили, в пассивном залоге, но не забывайте, что он употреблен в повелительном наклонении, значит, это приказ сделать что-то. Отсюда видно, что мы, верующие, играем далеко не пассивную роль в преобразовательном процессе. Мы — не глыбы мрамора, из которых скульптор ваяет прекрасное изображение. Бог даровал нам и разум, и сердце, чтобы откликаться на зов Святого Духа и трудиться вместе с Ним. И тут же на ум приходит отрывок, который можно назвать классическим описанием совместного труда верующего и Духа Святого: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2:12-13).

В стихе 12 Павел обращается к филиппинцам с увещеванием «со страхом и трепетом» совершать свое спасение», чтобы свидетельства этого спасения были видны в их повседневной жизни: повиновение Божьим заповедям и обретение богоугодных качеств, которые Павел называл плодами Духа. Вильям Хендриксен пишет, что время и вид глагола «совершать» указывают на «продолжающееся, безостановочное, непрерывное действие». И снова мы убеждаемся: освящение — это процесс, в котором мы, верующие, принимаем активное участие.

Обращаясь к филиппийцам, Павел уверенно говорит о том, что Божий Дух совершает в них Свой труд, озаряя их знанием Своей воли, пробуждая в них желание следовать этой воле, смиряя их собственную волю. Но самое главное — Он дарует им силы исполнять Свою волю!

Так что в процессе постепенного освящения нам отведена активная роль, но действовать мы должны, лишь полагаясь на Дух Святой. Неверно будет сказать, что в этом труде мы с Духом равны и каждый выполняет свою обязанность. Нет. Мы трудимся лишь по мере того, как Он дарует нам силы и разумение. За нашим трудом стоит Его труд. Лишь благодаря Его труду наш труд становится возможным.

Святой Дух может изменять нас так, что мы сами этого не замечаем. Говоря об исходном освящении, мы уже упомянули, что Он дает нам новое сердце, совершенно иное отношение к Богу и воле Его. Сделать за Него эту работу мы не можем.

Но без Него мы не можем выполнить и своей работы. Без Него мы ни на что не способны. В процессе освящения есть то, что может сделать лишь Святой Дух, и есть то, что Он поручает сделать нам. Например, лишь Он может заронить в сердце человека желание повиноваться Богу, но повиноваться Богу за нас Он не станет. Мы способны повиноваться лишь благодаря тому, что Он дает нам силы к повиновению.

Итак, мы полностью зависим от Святого Духа, ибо есть такие вещи, которые может сделать только Он. Но наша зависимость не уменьшается и когда мы выполняем свои обязанности — ведь именно Он дает нам силы. Так что, мы зависим от Него. И не просто зависим, а зависим полностью. Слишком часто мы ставим знак равенства между подобием Христу и высокой нравственностью, забывая, что достичь даже самой малой степени подобия Иисусу своими силами никогда и никому еще не удавалось. Если же всерьез изучить длинный список христоподобных качеств, то увидим: без освящения и силы Духа они к нам не придут.

Например, взгляните на список таких качеств из Гал.5:22-23 и Кол.3:12-15:

Гал.5:22-23 Кол.3:12-15
любовь милосердие
радость смиренномудрие
мир кротость
долготерпение снисхождение друг к другу
благость взаимное прощение
вера дружелюбие
воздержание благодарность

Вот четырнадцать положительных качеств, которые должны у нас быть (кроме них в Писании упоминаются и другие). Есть и противоположные качества, от которых нам надо избавляться — гордыня, зависть, похоть, жадность, себялюбие… Так и хочется сказать словами Павла: «И кто способен к сему?» (2Кор.2:16).

Наверняка, каждый видел в цирке жонглеров. Нелегко жонглировать четырьмя предметами, а насколько сложнее четырнадцатью! Вот к чему призывает нас Бог, когда говорит, что следует обрести четырнадцать, а то и более черт характера, и избавиться от множества дурных.

Лишь Святой Дух способен к этому. Лишь Он может уследить за развитием стольких черт в характере христианина. Тем не менее, нам заповедано обрести эти качества. Это наша обязанность. Правда, в Послании к Галатам Павел называет эти положительные качества «плодами Святого Духа», т.е. результатом работы в нас Духа. Если совместить две мысли, то мы придем к выводу: исполняя свои обязанности, мы целиком зависим от Духа Святого. Мы обязаны обрести христоподобный характер, но нам это не удастся, пока Дух не произрастит в нас «плоды». Мы ни на сантиметр не продвинемся по пути к освящению, если Святой Дух не будет идти с нами. И Он идет… Не потому, что мы заслужили Его помощь, а по благодати Своей.

Бог благословил нас всяким духовным благословением — включая и труд Святого Духа в наших жизнях — во Иисусе Христе (т.е. по благодати Своей и благодаря заслугам Христовым). Когда же мы молимся, прося освящения и силы Святого Духа, то делаем это с уверенностью, что Бог ответит на молитву: Его ответ обусловлен не нашими заслугами, не нашей личной святостью, а заслугами Его Сына.

Итак, здесь мы говорили о трех гранях освящения и святости. Мы говорили, что святость наша — это, прежде всего, объективная, совершенная святость, которая даруется нам благодаря единению с Тем, Кто истинно свят. Далее мы увидели, что в жизни христианина бывает момент «исходного освящения» — момент, когда изменяется его отношение к Богу и Закону. Верующий чувствует эту перемену, но она никак не зависит от его собственных усилий. Это разовый, «залповый» труд Святого Духа. И, наконец, мы решили, что после «исходного освящения» начинается длительный процесс «постепенного освящения» — Святой Дух производит в нас «хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2:13).

Во всех трех аспектах освящения ясно проглядывает Божья благодать. По благодати Своей Бог считает нас истинно святыми во Христе. По благодати Своей Бог посылает Дух образовать в нас новое сердце и записать в нем Свои законы, изменив наше естество. И по благодати Своей Бог продолжает труд, все более и более уподобляя нас Своему Сыну.

Бриджес Дж.

Благодать преображающая. Как жить Божьей любовью, Издательство: Триада, Москва, Год издания: 2015, 256стр.

Добавить комментарий