Богатство славы Божьей отражается и в Его милости к нам.

слава1Джон Пайпер.

Бог является самой богатой Личностью во вселенной. У Него не просто есть больше, чем у кого бы то ни было, Он владеет всеми людьми и всем, чем владеют эти люди. Когда вы что-то творите, это принадлежит вам, а Он сотворил все, включая нас. «Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Псалом 99:3). Есть единственный владелец земли — Бог. Все остальные лишь доверенные лица. Ни мы сами, ни то, что у нас есть, по большому счету не принадлежит нам. Это лишь имущество, управляемое нами по доверенности владельца в Его целях. Поэтому можно сказать, что любой грех — это растрата.

Но поразительно, что в Новом Завете богатство Бога определяется не тем, что Он сотворил и чем владеет, а славой, которой Он обладает в вечности. Неоднократно в Новом Завете можно встретить слова «по богатству славы Своей» или «по богатству Своему в славе» (Ефесянам 3:16; Филиппийцам 4:19; Колоссянам 1:27). Если бы Бог был богат только потому, что Он сотворил и владеет всем на земле, Он был бы бедным до ее сотворения. И это значило бы, что Он сотворил землю из нужды и зависит от Своего творения. Но совсем не таким описывается Бог в Библии. Бог сотворил землю не для того, чтобы обрести богатство: Он сотворил, чтобы показать богатство – богатство Его славы в похвалу Его народу (Ефесянам 1:6,12,14).

В частности, Новый Завет делает ударение на том, что высшее проявление богатства Его славы – это богатство Его благодати и милости. Но мир почему-то относится очень пренебрежительно к «богатству благости, кротости и долготерпения Божия» (Римлянам 2:4). Бог сотворил и искупил мир для того, чтобы Он мог «явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Римлянам 9:23). Иными словами, Он творит и спасает Свой народ «дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Ефесянам 2:7). Вселенная существует в первую очередь для того, чтобы являть богатство славы Божьей милости для удовольствия спасенного Им народа от каждого племени, языка или народа.

Правосудие стоит на очень высоком месте среди всего совершенства Божьей славы. Но милость выше. «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» (Притчи 17:15). Да. Поэтому правосудие важно. Но кое-что тоже верно: «Слава для него (человека) – быть снисходительным к проступкам» (Притчи 19:11). Поэтому нужно сохранять правосудие, но верхом славы будет проявление милости.

По этой причине Иисус Христос и пришел в этот мир. Иисус – это воплощенная и видимая милость Божья. Кроме того, Он – воплощенный Божий суд; но суд второстепенен: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна 3:17). Бог-Отец отдал Своего Сына на смерть, чтобы «явился Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Римлянам 3:26). Заместительная смерть Иисуса Христа создала «фон» для суда, на котором оправдывающая милость сияла бесподобной славой. Поэтому слава Божьей милости является целью прихода Христа. Об этом очень ясно говорится в Послании к Римлянам 15:8,9: Христос пришел в мир, «чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога». Причиной воплощения было передать милость Божью в наслаждение народам.

В словах Марии и в пророческой песне Захарии о рождении Иоанна Крестителя о причине прихода Иисуса было сказано так: «воспомянуть милость (Божию)» (Луки 1:54) и «по благоутробному милосердию Бога нашего» (Луки 1:78). Или же, как написал апостол Павел, дело Христово состоялось благодаря тому, что Бог «богат милостью» (Ефесянам 2:4). Все это «по богатству благодати Его» (Ефесянам 1:7). Он «богатый для всех призывающих Его» (Римлянам 10:12).

Милость, как и благодать, которую воплощает и несет Иисус, абсолютно бесплатна. Не то чтобы она ничего не стоила, Иисус заплатил за нее ценой собственной жизни. «В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Ефесянам 1:7). Но сейчас для разбитых и нуждающихся грешников она абсолютно бесплатна. Поэтому Бог говорит: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Римлянам 9:15,16,18). Мы не заслуживаем милости. Мы получаем ее даром, по вере, а не по делам. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Титу 3:5).

Даже вера получить эту милость сама по себе дар милости. «Вам она была бесплатно дана ради Христа, чтобы верить» (Филиппийцам 1:29, перевод автора). А как насчет остальных? Давайте «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тимофею 2:25; см. также Ефесянам 2:8; Иоанна 6:44; Деяния 13:48). От начала и до конца Бог спасает нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тимофею 1:9). Его победоносная милость абсолютно бесплатна.

Так как Христос был воплощением богатства Божьей милости, неудивительно, что Его жизнь на земле была щедрым явлением милости разным людям. За те немногие годы, которые Иисус провел на земле, Он прикоснулся Своей милостью к всякой нужде и боли.

Когда слепой нищий закричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!», многие растерялись и возмутились. Но «Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя» (Луки 18:38,42).

Когда прокаженные, внешне отталкивающие, испуганные, громким голосом кричали: «Иисус Наставник, помилуй нас!», – Он остановился, сжалился над ними и сказал: «Пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (Луки 17:13,14). Марк вспоминает еще более удивительный случай, когда другой обезображенный прокаженный упал на колени перед Иисусом и умолял Его очистить его, а Иисус не только заговорил с ним, но и дотронулся до него: «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись» (Марка 1:41).

Лука рассказывает нам, что, когда Иисус увидел вдову, которая не только потеряла мужа, но и единственного сына: «(Иисус) сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Луки 7:13). А потом воскресил ее сына из мертвых. И в этом случае ни одного слова не было сказано о ее вере. Это был бесплатный и щедрый поток божественной милости, который даже опередил веру. Кроме того, милость приводила Иисуса к тем, кого мучили бесы. Один мужчина после многих лет скорби принес к Иисусу своего одержимого бесами сына. Мальчик не мог говорить, а злой дух многократно бросал его в огонь. Отец взмолился к Иисусу: «Сжалься над нами и помоги нам» (Марка 9:22). И хоть у опечаленного отца веры было всего с горчичное зерно – «Верю, Господи! Помоги моему неверию» (Марка 9:24), Иисус ответил на мольбу отца, запретил духу и выгнал его.

Даже когда у одержимого бесами мужчины не было ходатая, и он не мог ни поверить, ни подчиниться Иисусу, как в случае с одержимым из Гадаринской страны – Господь освободил его, а потом объяснил, что это была милость: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя» (Марка 5:19). И давайте не забывать, что эта милость проявилась и в том, что этот человек был не еврей, а чужестранец, как «женщина Хананеянка», которая кричала: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется» (Матфея 15:22). Ни бесы, ни расстояние между Израилем и язычниками не могли остановить милость Иисуса.

Но милость зажигалась не только страданиями, но и грехом. Когда Иисус ел с «мытарями и грешниками», фарисеи и книжники осуждали Его. Но чтобы объяснить Свои действия, Иисус рассказал три притчи. Первой была притча о блудном сыне. Цель этой притчи – показать Бога, исполненного сострадания к погрязшему в грехе сыну, который вернулся домой: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Луки 15:20). Иными словами, Иисус ел вместе с мытарями и грешниками, потому что Он был воплощением заботы и сострадания Отца к грешникам.

Иисус явил это сострадание не только к отдельным людям, которые грешат или страдают, но и всему человечеству. Он не смотрел на людей с осуждением или равнодушием. Однажды, когда огромная толпа людей следовала за Ним и не позаботилась о еде, Иисус посмотрел на них и сказал: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть» (Марка 8:2). Потом был другой случай, когда не физический голод, а духовная жажда истины людей наполнила Его состраданием к ним: «Увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Марка 6:34).

Одно из самых всеобъемлющих утверждений о милости Божьей, которое когда-либо говорил Иисус, взято из Книги Осии 6:6. Таким образом, Иисус поместил весь ветхозаветный закон обрядов под знамя милости, а не мелочных правил. Когда Его критиковали за то, что Он пошел на обед в дом Матфея с грязными мытарями, Он обернул эту критику против тех, кто ее высказывал, и заявил: «Пойдите и научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? (Осия 6:6) Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9:13). А когда фарисеи упрекали Его учеников за то, что они собирают в субботу пшеницу и едят ее, Иисус сказал: «Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Матфея 12:7). Иными словами, все служение Иисуса было объединено пониманием того, что милость – главное значение Божьего закона. А так как Иисус пришел не нарушить закон, но исполнить (Матфея 5:17), Он был воплощением и проявлением богатства Божьей милости.

Иисус такой же и сегодня, в том, что касается милости, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Поэтому Бог, Которого называют «Отцом милосердия» (2 Коринфянам 1:3), призывает нас с дерзновением приступать к Его престолу через Иисуса Христа, Который может «сострадать нам в немощах наших» (Евреям 4:15). Иисус – это наш безгрешный самодостаточный Первосвященник. Он с величайшей покорностью отдал Себя вместо нас и стал совершенной жертвой. Все милосердие Отца принадлежит тем, кто приходит к Богу через веру в Иисуса. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16).

Место, где находится вся милость – это престол Божий. Именно здесь бесконечное богатство и бесконечная мудрость. И все это готово служить милости, потому что Иисус Христос – милость воплощенного Бога. При каких бы обстоятельствах вы это ни поняли, будь то в радости или в боли, как Иов, знайте: «Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иакова 5:11).

Джон Пайпер,

Видя и наслаждаясь Иисусом Христом.

Чернигов КП «Издательство «Черниговские обереги», 2005г. — 136 с. Редактор — Соломинская Галина Технический редактор — Величко Ольга Перевод — Рыжикова Елизавета.

Добавить комментарий