Божье Провидение – замысел Творца о Своем творении.

творение1В штате Род-Айленде есть большой город под названием Провиденс (Провидение).

Необычное имя, не так ли? Оно заставляет задуматься над тем, насколько велик разрыв в образе мышления между предыдущими поколениями и существующим ныне обществом. В самом деле, кто сегодня дал бы городу имя «Провидение»? Даже слово это само по себе звучит старомодно, архаично.

Читая труды раннехристианских писателей, я неизменно бываю поражен множеством ссылок на Божье провидение. Похоже, несмотря на то, что жизнь тогдашних христиан протекала задолго до двадцатого века, они жили в большей гармонии с Божьим провидением, нежели мы теперь. Веяния философии натурализма, согласно которой все происходящее в природе регулируется независимыми природными силами, оказали сильное влияние на наше поколение.

Первоначальный смысл слова «провидение» – «предвидеть», или «знать заранее», а также – «предусматривать». Эти значения не в состоянии выразить всю глубину доктрины о провидении. Эта доктрина подразумевает нечто гораздо большее, чем простое представление о том, что Бог всего лишь наблюдает за событиями, происходящими в мире людей. Она простирается гораздо дальше простого представления о том, что Бог все знает наперед.

Вестминстерские богословы семнадцатого века определили понятие «провидения» следующим образом: «Бог, великий Творец всего сущего, поддерживает, направляет, распоряжается и управляет всеми тварями, делами и явлениями – от величайшего до ничтожнейшего, – по Его в высшей степени мудрому и святому провидению, согласно Его безошибочному предузнанию и свободному и неизменному изволению Своей собственной воли, в похвалу славы Его мудрости, силы, справедливости, благости и милости.» [1]

Все сущее, созданное Богом, Им же и поддерживается. Мироздание обязано Богу не только своим началом, но и продолжением своего существования. Вселенная не может ни существовать, ни управляться своей собственной силой. Бог поддерживает все сущее Своей властью. В Нем мы живем, движемся и пребываем.

Важнейшее в доктрине о провидении – то, что Бог управляет мирозданием. Он правит Своим творением как суверенный и полновластный Владыка. Он распоряжается всяким существом или явлением, которое на время приходит в мир, – от величайшего до ничтожнейшего. Ничто не происходит вне сферы Его суверенного господства. Светит ли солнце, идет ли дождь – все вершится Его волей. Он возвышает царства и низлагает их. Им сочтено число волос на наших головах и отмерено число дней нашей жизни.

Существует коренное различие между Божьим провидением и фортуной, роком или случаем. Ключ к пониманию этого различия мы находим в характере Самого Бога. Фортуна слепа; Бог же – всевидящ. Судьба безлика, тогда как Бог есть Отец. Случай безмолвен; Бог же может говорить с нами. Человеческая история не отдана на милость слепых, бездушных сил. Все направляется незримой рукой Провидения.

В мире, управляемом Богом, нет места случайным событиям. Случайности как таковой попросту не существует. Это всего лишь слово, к которому мы прибегаем, чтобы описать математические вероятности. Но случай сам по себе не имеет никакой власти, поскольку он не существует. Случайность – это не сущность, которая может влиять на действительность. Случай – это ничто.

Другим аспектом провидения является сопряженность действий Бога и людей. Человек – создание, наделенное своей собственной волей, по которой могут происходить те или иные события. Но каузальная власть, проявляемая нами, носит вторичный характер.

Божье суверенное провидение неизменно господствует над нашими поступками. Бог осуществляет Свою волю через посредство человеческих волевых действий. Наиболее ярким примером такой сопряженности в Писании является повествование об Иосифе и его братьях. Несмотря на то, что братья Иосифа впали в тяжкий грех, совершив вероломство по отношению к нему, Божье провидение исполнилось даже через их грех. Иосиф сказал своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:20).

Божье искупающее провидение может вершиться через любые, даже самые жестокие деяния. Наихудшим преступлением, когда-либо совершенным человеческим существом, было предательство Христа Иудой. Тем не менее, смерть Христа не была исторической случайностью. Она произошла в соответствии с определенным замыслом Божиим. Акт предательства Иуды помог состояться замечательнейшему из событий, какие только знает история, – искуплению Христом грехов человечества. Не случайно Страстную пятницу мы называем «Великой».

Библейские стихи для размышления:

Иов 38:1-41:34

Даниил 4:34-35

Деяния 2:22-24

Римлянам 11:33-36

Заключение:

  1. В наши дни концепция Божественного провидения уже не пользуется всеобщим признанием.
  2. Провидение включает Божий труд по поддержанию Своего творения.
  3. Провидение означает, в первую очередь, Божье управление мирозданием.
  4. В свете божественного провидения не существует безликих сил, таких как фортуна, рок или случай.
  5. Провидение подразумевает сопряженность божественной воли с волей Его созданий, через которую осуществляется провидение.

Спрол, Р.Ч.

 «Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*