Два источника возрастания в святости: один от Христа, другой – Духа Святого, но оба — по благодати Божьей.

святость1Джерри Бриджес.

«Потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже» Отменяет первое, чтобы постановить второе По сей то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» Евр.10:9-10

Самая большая ошибка верующих состоит в «том, что они пытаются обнаружить в себе то, что следует искать во Христе Иисусе и только в Нем одном». Эти слова Артур Пинк сказал о благодати Божьей. Все мы впадаем в опасное искушение, столь точно подмеченное Пинком, искать в себе то, что найти можно в одном Христе.

Жить благодатью — значит, жить, полагаясь исключительно на заслуги Иисуса Христа. Жить благодатью — значит, строить свои отношения с Богом (т.е. примириться с Богом и жить с Ним) исключительно на единении своем с Иисусом Христом Жить благодатью — значит, понять, что тебе самому нечем улучшить свои отношения с Богом, потому что праведность твоя — «как запачканная одежда» в глазах Его (Ис.64:6). Даже лучшие наши поступки осквернены нечистотой помыслов и несовершенством исполнения. Нам никак не удается возлюбить Бога всем сердцем своим и любить ближнего с тем же постоянством и страстью, как мы любим самих себя.

Но Бог требует от нас совершенства! Недаром сказал Иисус: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Если серьезно отнестись к этим словам, придется вместе с псалмопевцем признаться: «Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс.118:96).

Где решение? Любой христианин согласится, что мы оправданы (т.е. признаны праведными) лишь на основании праведности Христовой, которую видит в нас, уверовавших, Бог (Рим.3:21-25). Но мало кто может смириться с мыслью, что мы и освящены благодаря нашей вере во Христа.

Освящение или святость (слова эти взаимозаменяемы) — неотъемлемое качество Бога. Освящение всегда представляется нам поэтапным процессом, требующим изменений характера, в результате которого мы все больше и больше уподобляемся Христу. Да, это — главное в освящении, но оно этим не ограничивается.

В Писании говорится как о святости, которой мы уже обладаем во Христе, так и о святости, которую обретаем постепенно. Первое — это результат труда Христова, свершенного нам на благо, а второе — результат труда Святого Духа, непрестанно в нас свершающегося. Первое — это совершенная святость, которую мы обретаем, уверовав во Христа, а второе — это та святость, к которой мы идем всю жизнь и которой так никогда и не достигаем.

И объективная святость (которой обладаем мы во Христе), и субъективная (плод Духа Святого) — дары Божьей благодати, доступ к которым мы обретаем через веру. Даже наши лучшие поступки не лишены порока, но совершенная благодать, которая приходит во Христе, дает нам возможность ежедневно общаться с абсолютно святым Богом. Мы же часто не видим различия между святостью, которую обретаем во Христе, и святостью, которую находим внутри себя. Потому-то А.Пинк и говорит, что мы ошибочно надеемся найти в себе то, что найти можно в одном Христе.

Христос — святость наша

Апостол Павел писал: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для вас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). Другими словами, Сам Бог избрал нас быть во Христе.

Хочу заострить ваше внимание на такой истине: Иисус стал нашей праведностью, святостью и искуплением. То, что Христос — наша праведность, признают все верующие. Они понимают, что Он — основа нашего оправдания. Но Христос — еще и святость наша! Вот это понимается с трудом. Верующие уповают на Христа, даровавшего нам оправдание, но мало кто ищет в Нем источник совершенной святости. Истина же заключается в том, что все верующие не только оправданы Богом во Христе, но и освящены в Нем.

Сами по себе, без Христа, мы — грязные грешники. Мы повинны в нарушении Божьих заповедей. Мы грязны, ибо совершаем грех. Благодаря оправданию, мы прощены, и Божий суд признает нас праведными. А благодаря обретенной во Христе совершенной святости мы теперь можем войти в святое присутствие Божье и наслаждаться общением с Ним.

Послание к Евреям (10:10,14) помогает понять освящение, суть той святости, которую мы обретаем во Христе. В стихе 10 сказано: «По сей-то воле освящены мы едино-кратным принесением тела Иисуса Христа». Обратите внимание на время и вид глагола — освящены. Труд совершен. Здесь говорится о той святости, которую мы обрели во Христе благодаря Его единократной жертве.

В то же время, в стихе 14 написано: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». Сделал совершенными освящаемых… Постепенное освящение верующих — труд Духа Святого — неразрывно сливается в этом стихе с абсолютным освящением во Христе, ибо Он нас «навсегда сделал совершенными». Итак, у освящения — две грани. С одной стороны, вы — уже святы благодаря дарованному вам облачению святости Христовой. Вы — навеки совершенны. С другой стороны, святость возрастает в вас каждый день благодаря труду Духа Святого, вживляющего в вас Христову жизнь.

Святость — вот цель жизни христианина. Но, чтобы жить благодатью, никогда не следует строить свои отношения с Богом на том труде Святого Духа, который в вас свершается. Глядите поверх собственной святости — на Христа. Как бы вы ни старались, для общения с Богом личной святости не хватит. Святы вы лишь через Христа.

Ободрят нас слова двух параллельных мест из Посланий Павла к Ефесянам и к Колоссянам: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:4).

(Христос) «ныне примирил в теле плоти (Его), смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол.1:22).

Суть этих отрывков такова: мы святы и непорочны в глазах Бога. «Мы святы в глазах Бога» — звучит как парадокс, верно? Как же мы — не только грешные, но и нравственно нечистые — можем быть святы в глазах Бога? Ведь взгляд Его проникает в сердце каждого, Он видит каждое наше желание, знает каждую нашу мысль, а не только слова и поступки! Ответ таков, благодаря нашему единению с Иисусом Христом Его святость видится Богу нашей святостью. Артур Пинк сказал: «Во Христе видит Бог такую святость, которая соответствует всем Его требованиям. Это радует Бога, это Богу по сердцу, а Христос перед Ним всегда ходатайствует за народ Божий».

Многие христиане выросли в семьях, где отношение родителей к ним во многом зависело от успеваемости, спортивных успехов, музыкальных достижений… В такой обстановке они часто чувствовали, что не оправдывают ожиданий родителей, несмотря на все свои успехи. Потом ощущение собственной ущербности они переносили и на свои отношения с Богом. Их постоянно мучили вопросы: доволен ли мной Бог? Улыбается ли Он сейчас, глядя на меня?

Ответ — «да». Он доволен, ибо видит вас святыми и непорочными во Христе. Вам все еще хочется поговорить об успехах? Тогда вспомните слова Иисуса, Который сказал совершенно однозначно: «…Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин.8:29). Глядя на нас, Отец не видит наших неудач. Он видит лишь успехи Христовы. Благодаря совершенной Христовой святости, Он видит нас святыми и непорочными.

Мне очень нравится один из переводов Ефес.1:6: «В похвалу славы благодати Своей, которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном..». (В переводе короля Иакова этот стих звучит примерно так — «В похвалу славы благодати Своей, в которою и сделал нас лицеприятными в Возлюбленном»). Скажем понятнее: мы стали приятны Богу лишь благодаря единению с Иисусом Христом. Самих нас, без Христа, Он не примет. Нам от грехов своих никогда, образно говоря, «не отмыться».

Мне часто приходится выступать на конференциях. И я всегда стараюсь говорить лишь то, что подсказывает мне Господь. Я хочу, чтобы мной двигало лишь одно желание: прославлять Бога и назидать Его народ. Но я знаю: так никогда не случается, потому что где-то внутри меня сидит желание быть хорошим учителем. И сколько бы я ни старался отделаться от него, я никак не могу от него «отмыться».

Это всего лишь один из многих примеров из моей собственной жизни, который показывает, что мы никогда не будем настолько святы, чтобы общаться с Богом, уповая лишь на собственную святость. Поэтому благодатью Своей Бог даровал нам совершенную святость в лице Своего Сына. Мы святы, лишь благодаря союзу с Ним.

Практическое освящение от Духа Святого

Высшая цель Бога — чтобы мы полностью уподобились Его Сыну и характером, и поведением. Об этой цели говорит Послание к Римлянам: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим.8:29).

Всякий раз, говоря о спасении, авторы Нового Завета представляют его в свете этой высшей цели. Например, Павел сказал, что Иисус «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14). Иисус умер не только для того, чтобы избавить нас от наказания за грех и освятить в глазах Божьих, но и для того, чтобы очистить Себе такой народ, который готов повиноваться Ему и преобразиться в Его подобие.

Поэтому святость или освящение — это больше, чем совершенство во Христе. Это внутреннее уподобление образу Христову, которое начинается в момент обращения — в тот момент, когда в нас входит Дух Святой, даруя новую жизнь во Иисусе Христе. Этот процесс духовного роста мы называем постепенным освящением, или возрастанием в святости.

Та святость, которую мы имеем во Христе, — святость объективная, пребывающая вне нас. Это — совершенная святость Христа, которую видит в нас Бог, когда мы достигаем единения с Иисусом Христом. Эта святость имеет решающее значение, когда Бог нас оценивает, и мы угодны Ему, потому что Ему угоден Христос. А вот процесс постепенного освящения — это процесс субъективный, практический. Он — труд Духа Святого, Который наделяет нас жизнью и силой Христовой, помогает повиноваться Христу. Обе стороны освящения — дары Божьей благодати. Наша святость — заслуга Бога: мы не заслужили, чтобы Святой Дух очищал нас. И то и другое приходит к нам по благодати, благодаря Христовым заслугам.

Постепенное очищение начинается в момент обращения к Богу. Бог дарует нам оправдание и в тот же миг начинает процесс очищения. Вот как об этом пишет автор Послания к Евреям: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр.10:16-17). Бог обещает вложить Свои законы в наши сердца и записать их в нашем разуме. Это начало очищения. Затем Он говорит, что не помянет более наших грехов. Это оправдание. Обратите внимание на то, что и очищение, и оправдание — дары Божьи, дары Его благодати. И то и другое — неотъемлемые элементы спасения, неразрывно связанные друг с другом, ибо Бог не будет даровать прощения без освящения.

Я думаю, что очищение и оправдание — это как костюм-двойка: брюки и пиджак, которые всегда носят вместе. Однажды друг решил подарить мне костюм. Мы пришли в магазин, и из магазина я вышел уже с пиджаком и брюками — с полным комплектом. Один пиджак или одни брюки не составят комплекта. Чтобы быть одетым именно в костюм, нужны и брюки, и пиджак.

Нам же спасение зачастую представляется чем-то вроде спортивной куртки и пары джинсов. Мы благодарим Бога за то, что Он даровал нам оправдание благодатью — т.е. нашу пресловутую спортивную куртку, — и думаем, что теперь нам нужно самим идти в магазин и покупать себе джинсы — зарабатывать очищение. Но спасение — это «костюм». В такой комплект всегда входят и «пиджак» оправдания, и «брюки» очищения. Бог ни за что не подарит вам лишь один из предметов, потому что в «костюм» спасения обязательно входят два предмета.

Очищение начинается с работы Духа Святого и продолжается благодаря Его труду. Начало этого движения описывается в Библии по-разному. Его называют «обновлением Духом Святым» (Тит.3:5), оживотворенном в нас, мертвых по преступлениям, со Христом (Еф.2:1-5). Оно — результат того, что мы стали, как сказал апостол Павел, «новой тварью»: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Одно из точных описаний этого «исходного момента очищения» мы находим в книге Иезекииля: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26-27).

Обратите внимание, какие перемены хочет осуществить в нас Бог, даруя нам спасение: Он дает новое сердце и новый дух — дух, который любит праведность и ненавидит грех. Он Свой дух вкладывает в нас и ведет нас в заповедях и уставах Своих, т.е. Бог дарует нам все возрастающее желание повиноваться Ему. У нас больше нет отвращения к Божьим заповедям, хотя порой мы их и нарушаем. Они для нас уже не тяжкое бремя, а — вещь приятная.

Давид говорил: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс.39:9). Почему у Давида возникло такое желание? Это объясняет вторая часть стиха: «…и закон Твой у меня в сердце». Давид обнаружил, что закон, который записан в Божьем Слове, записан и в его сердце, что существует гармония между его духом и объективным Божьим законом, находящимся вне его.

Так происходит со всяким человеком, который становится «новой тварью» во Христе. Возникает важное — хоть еще и не полное, согласие между законом, записанным в сердце верующего, и законом, записанным в Библии. Это не значит, что библейский закон нам не нужен: закон в сердце лишен конкретности — он не говорит, что делать, он лишь создает ощущение внутреннего согласия с законом, записанным в Библии.

Этот труд Божий, с которого начинается наше внутреннее очищение, — такой же дар, как и оправдание. Бог не будет ждать нашей безоговорочной и полной капитуляции, ждать, пока мы полнее отдадимся во власть Христа. Ничего подобного. Освящение Он дарует нам по благодати.

Вслед за словами «… кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17) Павел говорит: «Все же от Бога» (ст.18). Именно Бог делает нас новыми тварями. Бог дарует нам освящение той же благодатью и в то же время, как и оправдание.

Мы мало ценим Божью благодать, потому что не понимаем либо ее сути, либо радикального и мгновенного характера освящения, которое приходит со спасением. Многие из нас и до обращения вели вполне сносный образ жизни, а потому нам очень сложно согласиться, что это о нас сказал Павел: «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7,8). Вспоминая жизнь до обращения, мы не задумываемся о том, что дух наш был врагом Божьего закона.

Человеческие нравственные принципы и Божий закон — две противоположные вещи, хотя на первый взгляд можно уловить в них некоторое сходство. Источник гуманистической нравственности — культура и семейное воспитание. Общество считает, что нравственность — это общепринятые нормы поведения. Бог тут ни при чем, если только мы не решим, что верующие оказали определенное влияние на общество. Христианин подчиняется Божьим законам из любви к Богу, из благодарности за Его благодать, из-за того, что ему нравятся законы, записанные в Библии. Но часто общественные нормы нравственности не соответствуют нормам закона Божьего — тут-то мы и узнаем истинную цену «общечеловеческих ценностей». Мы видим, что они так же враждебны Божьему закону, как и поведение самого что ни на есть закоренелого грешника.

Святой Дух начинает в наших сердцах процесс освящения, в результате которого меняется наше отношение к окружающему миру и к самим себе. Мы перестаем быть врагами закону, находим в нем удовольствие (Рим.7:22). Мы видим, что «заповеди Его не тяжки» (1Ин.5:3), а святы, праведны и добры (Рим.7:12). Необратимо изменяется отношение к Божьим заповедям — вот дар благодати Божьей, который мы обретаем лишь благодаря труду Святого Духа. От нас самих освящение, как, впрочем, и оправдание, вовсе не зависит. Как сказал Павел, «все от Бога».

 Благодать преображающая, Бриджес Джерри, Триада, Стр.256, Москва, 2015.

Газета Протестант.ру       


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*