Евангельская идея спасения как главный источник личных свобод человека.

спасение2Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад.

Вышел русский перевод книги Кристиана Вельцеля «Рождение свободы».

После Второй мировой войны благополучие во многих странах мира стало расти, что в свою очередь привело к ценностным трансформациям. А именно: необходимость выживания сменилась на стремление к свободе. Угрозы уже не подстерегают на каждом шагу. И каждое новое поколение имеет все больше возможностей и все меньше препятствий для того, чтобы отстаивать свои права. Насколько повсеместен и необратим этот процесс и к чему ведет человеческая эмансипация, можно узнать из книги главного научного сотрудника ЛССИ Кристиана Вельцеля «Рождение свободы»*.

Тернистный путь к свободе

Кристиан Вельцель долгое время работал и продолжает работать в сотрудничестве с социологом и политологом, автором теории модернизации Рональдом Инглхартом. Взгляды Инглхарта более чем близки Вельцелю и, собственно, из них выросла идейная база книги. Об этом сам автор говорит в начале. «Кроме нашей общей работы над десятками публикаций, Рон был постоянным источником вдохновения в наших частых беседах о социальных изменениях, человеческих ценностях, влиянии эволюции на развитие цивилизации», — пишет Вельцель.

Р. Инглхарт известен своей теорией модернизации, в его трудах подробно представлена история трансформации ценностей нескольких поколений людей. Одна из ключевых идей ученого заключается в том, что по мере роста благополучия происходит постепенный переход от ценностей выживания к ценностям самовыражения и свободы. Когда таких угроз как голод, война, бедность и т.п. становится все меньше, население стран переходит на новый уровень ценностного сознания. С одной стороны, индивидуальность начинает иметь приоритетное значение, а вместе с этим и толерантность к разного рода инаковости. С другой, совершается своего рода выход за пределы индивидуальности, который выражается в готовности к борьбе за свободы, демократию, защиту экологии и т.д.

Но что предшествовало тому, что сегодня вывело человечество на качественно новую ступень развития? К. Вельцель рассматривает процесс мировой истории через призму этого вопроса. Долгое время организация государства была подчинена цели эксплуатации населения, растущие возможности стран означали усиливающиеся подавления свобод. Лишь совсем недавно существовавшая тенденция начала меняться на противоположную. Недавно — это XVII–XVIII столетия, когда произошли революции в Европе.

Индивидуализм, но не эгоизм.

Стремление человека к свободе, «желанию освобождения» выражается в «эмансипативных ценностях», фокусирующимися на свободе выбора и равенстве возможностей.

Между эмансипативными ценностями и темой личного спасения в христианстве всегда просматривалась тесная связь. Желание свобод настолько фундаментально, что ему уделяют внимание все основные конфессии христианства, выдвигающие на первый план идею спасения человека. Спасение, по самой своей сути — эмансипативная идея, потому что оно обещает жизнь, свободную от внешнего доминирования, не только после смерти, но уже в этой жизни. В этом отношении эмансипативные ценности, ценности освобождения личности ничем не отличаются от Божьего плана спасения.

Эмансипативная ориентация на свободу не эгоистическая: она сочетается с подчеркиванием равенства возможностей (по аналогии равенства людей перед Богом). Это так называемый позитивный индивидуализм, который направлен на просоциальное поведение. С ростом толерантности растет нетерпимость к поведению, которое нарушает права других людей. Сексуальные, расистские и другие формы дискриминации все более неприемлемыми по мере того, как усиливаются эмансипативные ценности.

Основные источники усиления эмансипативного процесса уже давно известны. Один из основных — это знания и образование. Чем больше в обществе образованных людей, тем вероятнее, что возникнет гражданская сила, способная отстаивать человеческие права и решать насущные социальные проблемы.

Эмансипация как цивилизационная особенность

Важно то, что эмансипативные ценности стали появляться и за пределами западного мира. Сегодня мы отмечаем их рост в Латинской Америке, в посткоммунистическом мире, в Азии, на Ближнем Востоке, а также в некоторых странах Африки». По крайней мере, это показывают данные Мирового исследования ценностей.

Географические, а вернее, цивилизационные, культурные аспекты человеческой эмансипации учитывают наличие нескольких глобальных культурных зон с разделением их на западные и восточные. Пока явное большинство незападных обществ находится на «трудной» или «бедственной» стадиях процесса эмансипации людей. Напротив, ни одному из западных обществ, согласно исследованиям, это уже несвойственно. Но если следовать логике автора, то Востоку не остается ничего, кроме как догнать Запад. Хотя разрыв все еще масштабный.

iq.hse.ru


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*