Полнота достаточность Божьей благодати.

духДжерри Бриджес,

«Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» 2Кор.12:9

Жизнь трудна. Это общеизвестный и всемирно признанный факт. Утренние газеты сообщили, что за последние два месяца наш небольшой городок лишился более 1000 рабочих мест. И без того неблестящее экономическое положение стало еще хуже. Многие перед самым Рождеством лишились средств к существованию. Сейчас, когда я пишу эти строки, стотысячные войска стягиваются на Ближний Восток, воскрешая призрак войны. Насколько же возрос технический потенциал армии! Как неумолимо может армия нести смерть и разрушения! Но вернемся в мой городок. В местной тюрьме сейчас сидит осужденный за убийство человек и ждет приговора. Мы живем в падшем, зараженном грехом мире. И христиане подвержены всем тем бедам и несчастьям, которые пришли в мир из-за греха. Сейчас мне вспоминается семейная пара, которая достигла пенсионного возраста, но не может уйти на пенсию потому, что у них на руках взрослое, но беспомощное дитя. Вспоминается еще одна женщина: она верно ухаживает за неизлечимо больным мужем.

Сегодня утром я молился за несколько семей, которым нелегко приходится с детьми-подростками духовно восставшими против своих родителей. Знаю я и молодую многодетную мать, ведущую безнадежную борьбу с раком. Мы, христиане, не только не избавлены от страданий, но, кажется, страдаем больше, чем неверующие.

Но вот уже две тысячи лет множество верующих находит утешение и силы в словах апостола Павла: «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей»» (2Кор.12:9).

Павлу довелось много претерпеть. В том же Послании он рассказывает коринфянам о своих бедах, трудностях, разочарованиях, о том, как его побивали камнями, как сажали в темницу, как преследовали, как ему доводилось много работать и мало спать, как приходилось голодать… (6:4-5). Но была еще одна неприятная вещь, которая доставляла ему больше огорчений и боли, чем все остальное вместе взятое. Я говорю о «жале в плоть, ангеле сатаны» (12:7).

Мы не имеем ни малейшего представления, что это было за «жало». Строить догадки — бессмысленно. Что бы это ни было, оно, видимо, очень мешало служению Павла. Мы знаем, что «жало» было результатом козней сатаны (ангел сатаны), но оно было послано по воле Бога, Которого Павел безмерно любил и Которому служил всем сердцем.

Павлу довелось испытать много необычного. Он рассказывает, что «восхищен был до третьего неба» (2Кор.12:2), «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4). Этот случай мог бы пробудить в Павле гордыню, предоставь его Бог самому себе. Но бесконечно премудрый Отец, любя Павла, не оставил его наедине с искушением. Вот как сам апостол описывает борьбу Бога с его гордыней: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:7-10).

Божья помощь

Я хочу остановиться на этих благословенных и важных словах из 2Кор.12:9 — «довольно для тебя благодати Моей», — потому что, благодаря им раскрывается новое измерение Божьей благодати. Мы часто используем определение благодати как «незаслуженное расположение к нам Бога во Иисусе Христе». Но в стихе 9, как и в других местах Нового Завета, под благодатью подразумевается Божья помощь, приходящая к нам через Святого Духа. Эта помощь — сила воскресшего Христа, которая дается нам через посредничество Святого Духа.

Именно в таком значении употреблено слово «благодать» в ряде мест Нового Завета. С этим согласны многие толкователи Писания. Так, Жан Кальвин пишет в Комментариях ко 2Кор.12:9: «Здесь слово «благодать» употребляется не в таком значении, как в остальных местах (Божье расположение), но означает помощь Святого Духа, которая даруется нам не по заслугам, а по расположению Божьему».

В том же значении использует Павел слово «благодать» в 1Кор.15:10 (об этом стихе мы будем говорить подробнее в другой главе): «Но благодатию Божию (я) есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Чарльз Ходж так писал об этом отрывке: «В таком контексте благодать Божья — это не любовь Божья, а воздействие Святого Духа, которое воспринимается, как незаслуженное Божье расположение. В данном значении слово употребляется не только в богословском или разговорном контексте, но и в контексте Писания: во многих местах Библии оно употреблено именно в этом смысле».

«Разговорный контекст» — это когда мы говорим нечто подобное: «Благодатью Божьей я смог возлюбить моего пьянчужку-соседа», имея в виду, что без Божьей помощи нам не удалось бы достичь желаемого результата.

Тот же «разговорный» и вполне библейский смысл обретает слово «благодать» в следующих строках Павла из Флп.4:12-13: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп.4:12-13).

Если вместо слов «в укрепляющем меня Иисусе Христе» написать «по благодати Его», то стих 13 прозвучит так: «Все могу по благодати Его». Данная фраза покажется нам непривычной и странной, но богословского смысла сказанного мы не изменим. Слова «по благодати Его» и «в укрепляющем меня Христе» выражают одну и ту же мысль.

Итак, мы видим, что в Новом Завете слово «благодать» используется в двух тесно связанных и взаимодополняющих друг друга значениях: во-первых, незаслуженное расположение к нам Бога во Иисусе Христе, благодаря которому мы обретаем спасение и все прочие благословения; во-вторых, Божья помощь, оказанная при посредстве Святого Духа. Совершенно очевидно: первое значение включает в себя второе, потому что помощь Святого Духа — это одно из «всех прочих благословений», дарованных нам через Христа. Мы делаем различие между этими гранями благодати, потому что первое значение говорит нам о Божьей благодати, как об источнике благословений, а второе — о Божьей благодати, выраженной конкретно в труде Святого Духа, совершаемом внутри нас.

Благодать преображающая, Джерри Бриджес, Триада, Стр.256, Москва, 2015.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*