Что такое откровение Бога.

откровениеСпрол, Р.Ч.

Все, что мы знаем о христианстве, было открыто нам Богом. «Открыть» – означает «снять завесу», то есть обнаружить то, что было скрыто.

Когда мой сын был маленьким, мы завели обычай, по примеру популярного телешоу, ежегодно в день его рождения прятать подарки по разным секретным местам – в ящике письменного стола, под диваном или за стулом. Затем я предлагал ему выбрать либо то, что находится в ящике стола, либо то, что лежит у меня в кармане. Кульминация игры состояла в том, чтобы угадать, где спрятан лучший подарок. Однажды я расставил в комнате три стула и накрыл их одеялами. Под каждым из них скрывался отдельный подарок. Под первым –маленький, под вторым – большой, а под третьим стулом лежал костыль, с которым мой сын ходил, когда в семилетнем возрасте сломал ногу.

Три года подряд мой сын выбирал стул, под которым лежал костыль! (Естественно, в конце концов я все-таки позволял ему обменять костыль на настоящий подарок.) На четвертый год он твердо решил, что больше ни за что не выберет стул, скрывающий под собой костыль. На сей раз я положил подарок рядом с костылем и расположил все сооружение так, чтобы верхушка костыля торчала из-под одеяла. Приметив это, мой сын старательно обошел стороной подозрительный стул. Я снова провел его!

Соль игры заключалась в том, чтобы разгадать, где же скрывается сокровище. Но сыну приходилось идти наугад, ведь все строилось на одних предположениях. Обнаружить, где кроется подарок, можно было только после того, как снималось покрывало.

То же происходит и с нашим знанием о Боге. Наши тщетные догадки о Нем – дело бесполезное. Если мы желаем воистину познать Его, нам нужно довериться тому, что Он сам говорит о Себе.

Библия гласит, что Бог открывает нам Себя разными способами. Слава Его распространена повсюду в окружающей нас природе. В древности Он являлся людям в снах и видениях. Знаки Его провидения мы встречаем на страницах истории. Он открывает Себя в богодухновенном Писании. Апофеоз Его откровения мы видим в явлении Иисуса Христа в образе человека – теологи называют это «инкарнацией», то есть «воплощением».

Автор Послания к Евреям пишет: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». (Евреям 1:1-2)

  1. Всеобщее откровение Бога

Хотя Библия говорит о «многообразных» способах, которыми Бог открывает себя, мы различаем два основных вида откровения: всеобщее и особое. Первое из них названо «всеобщим» по двум причинам: 1) оно носит всеобщий характер; 2) оно открыто для всех. Это откровение имеет ряд особенностей.

Всеобщность его характера.

Всеобщее откровение приходит к нам одновременно с осознанием того, что Бог существует. «Небеса являют славу Божию», – восклицает псалмопевец. Слава Божияотражена в творениях рук Его. Она столь явна и очевидна, что нет создания, которому она была бы незаметна. Она открывает вечную силу и божественность Господа (Римлянам 1:18-23). Откровение, распространенное в природе, не дает нам полного представления о Боге.

Оно не дает нам знания о Боге-Искупителе, то есть того знания, которое мы находим в Библии. Однако Бог, открывающийся нам в природе, – это все тот же Бог, о котором мы узнаем из Писания.

Всеобщая его направленность

Не все люди в мире читали Библию и слышали евангельские истины. Но свет природы озаряет каждого человека, где бы он ни находился, в какое бы время ни жил. Всеобщее Божье откровение проявляется всякий день. Бог постоянно свидетельствует о Себе. Видимый мир, точно зеркало, отражает славу своего Творца.

Мир – это сцена, на которой Бог – главное действующее лицо, стоящее в самом центре, лицом к зрителю. Нет такого занавеса, который, опустившись, скрыл бы Его присутствие. С первого взгляда на плоды творения мы понимаем, что природа не могла породить самое себя. Не существует такой «матери», как Мать-Природа. Природа сама по себе бессильна породить любую форму жизни. Природа бесплодна в себе самой. Способность порождать жизнь заключена в Творце природы – Боге. Принимать природу за источник жизни означает смешивать творение с Творцом. Любые формы поклонения природе есть не что иное, как идолопоклонство, ненавистное Богу.

Сила всеобщего откровения столь велика, что каждый человек знает о существовании Бога. Атеизм полностью отрицает то, что является общеизвестной истиной. Вот почему Библия говорит: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Псалом 13:1). Когда Писание осуждает атеиста, называя его «безумцем», оно выносит ему моральный приговор. Быть безумцем в библейском смысле не означает быть слабоумным или вообще лишенным разума; это значит быть безнравственным. Если мудрость начинается со страха перед Богом, то отрицание Бога есть высшая степень безумия.

Подобным же образом отрицают силу всеобщего откровения и агностики. Агностик не столь категоричен, как атеист; он не отрицает существования Бога полностью. Агностик заявляет, что по причине недостаточной очевидности невозможно решить однозначно, существует Бог или нет. Он предпочитает повременить с окончательным суждением, оставить вопрос о существовании Бога открытым. Как бы то ни было, в свете очевидности всеобщего откровения позиция агностика столь же ненавистна Богу, сколь и философия воинствующего атеиста.

Но те, чьи умы и сердца открыты, с изумлением созерцают славу Божию, которая простирается от миллиардов миров в небесных просторах до мельчайших частиц, составляющих структуру молекулы. Какому же непостижимому Богу мы служим!

  1. Непосредственное и опосредованное всеобщее откровение

В теологии слово «непосредственный» означает – происходящий без вмешательства каких бы то ни было промежуточных агентов, факторов или средств. Это действие, которое происходит без посредника.

Библейская теология различает два типа всеобщего откровения: 1) откровение,

доносимое до нас через посредников; 2) непосредственное откровение. Говоря об опосредованном всеобщем откровении, мы имеем в виду откровение, которое доносится до нас через нечто. Небеса, открывающие нам Бога, становятся средством, через которое Бог являет Свою славу. В этом смысле вся Вселенная является посредником божественного откровения. Творение несет в себе свидетельство о своем Творце.

Библия говорит, что вся Земля полна славы Божией. И очень печально, что мы порой не замечаем славы, которая окружает нас. Мы стремимся скользить по поверхности, не погружаясь в глубины. Мы слепы, мы не видим чудес и великолепия, которыми Бог в изобилии наделил Свое славное творение. Мы отвернулись от них. Нас ничто не трогает.

Религиозные идеи ничего для нас не стоят, если не выражают ничего реального. Величественное присутствие Бога разлито повсюду в окружающем нас мире. Но мы часто слепы и глухи к нему. Мы не понимаем его языка. Для этого недостаточно просто остановиться и вдохнуть аромат цветка. Цветок – это не только источник благоухания. Он источает также славу своего Творца. Мы прикасаемся к божественному откровению, когда нашим глазам открывается слава Божия в природе. Природа сама по себе не божественна. Но ее наполняет и через нее открывается нам слава Божия.

Помимо того, что слава Божия является нам опосредованно, через творение, Бог также открывает Себя непосредственно человеческому разуму. Это откровение называется непосредственным всеобщим откровением.

Апостол Павел говорит о законе Божием, записанном в наших сердцах (Римлянам 2:12-16). Жан Кальвин говорил о врожденном ощущении божественного, которое Бог вкладывает в разум каждого человека. Он писал:

«Мы считаем несомненным, что люди обладают врожденным чувством божественного. Ибо Бог вложил в каждого человека знание о Себе… Постепенно, по капле, Он обновляет в нас память об этом.»

В культуре любого народа имеются свидетельства о той или иной религиозной деятельности, что подтверждает неистребимую религиозность человеческой натуры. Человек религиозен по природе своей. Его религия может носить крайне идолопоклоннический характер, но даже идолопоклонство – и в первую очередь идолопоклонство – делает очевидным врожденное человеческое знание о Боге. Это знание может быть извращено, но никогда не сотрется.

В глубине души мы знаем, что Бог существует и что Он дал нам Свой закон. Мы пытаемся подавить в себе это знание, чтобы уклониться от исполнения Божьих заповедей. Но как бы мы ни старались, нам не удастся заставить умолкнуть этот внутренний голос. Он может быть заглушен, но не уничтожен.

  1. Особое откровение Бога и Библия

Будучи искушаем Сатаной в пустыне, Иисус отвечал дьяволу такими словами: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матфея 4:4). Исторически церковь повторяет учение Иисуса, утверждая, что Библия есть «Глас Божий» или «Слово Божие». Называя Библию Словом Божьим, мы не подразумеваем, что она была написана Богом собственноручно или сброшена с небес на парашюте. Библия сама явно указывает на то, что ее многочисленные авторы – люди. Тщательно изучая Библию, мы отмечаем, что каждый из них обладает своим индивидуальным литературным стилем, словарным запасом, особыми выразительными средствами, собственным видением и так далее. Но, поскольку в создании Библии участвовали люди, как же мы можем называть ее Словом Божьим?

Библия называется Словом Божьим, поскольку сама утверждает – и в это верит церковь, – что ее смертные авторы не просто записывали свои мнения, но что слова их были вдохновлены Богом. Апостол Павел пишет: «Все Писание богодухновенно» (2 Тимофею 3:16). Слово «вдохновение» – перевод греческого слова, означающего «выдохнутый Богом». Бог «выдохнул» из себя Библию. Как мы, говоря, выдыхаем наружу воздух, так, в конечном счете, и Писание есть то, что сказано Богом.

Хотя Писание вышло из-под пера смертных авторов, первоисточником его является Бог. Вот почему пророки предваряют свои слова фразой: «Господь говорит». Вот почему Иисус мог сказать: «Слово Твое есть истина» (Иоанна 17:17) и «Не может нарушиться Писание» (Иоанна 10:35).

Слово «вдохновение» также заставляет задуматься над тем, каким образом Святой Дух руководил созданием Писания. Святой Дух направлял руку людей-авторов, с тем чтобы их слова были не чем иным, как Словом Божьим. Как Бог изначально управлял написанием Библии – неизвестно. Но вдохновение не означает, что Бог диктовал Свои послания тем, кто писал Библию. Скорее Святой Дух передал через людей-писателей подлинные слова Бога.

Христиане утверждают, что Библия безупречна и безошибочна, поскольку Бог является истинным ее автором, а Бог не способен вдохновить на ложь. Его слово истинно и достоверно. Любое обычное литературное произведение не застраховано от ошибок. Но Библия – это не обычное человеческое произведение. Если Писание было вдохновлено Богом и создано под Его водительством, оно не может ошибаться.

Это не значит, что библейские переводы, которые мы читаем сегодня, безупречны, однако оригинальные манускрипты были абсолютно верны. Равным образом это не означает, что любая фраза в Библии является истиной. Автор книги Екклесиаста, к примеру, утверждает: «…Потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:10). Писатель рассуждает здесь с позиции человеческого отчаяния, и мы знаем, что его утверждение неверно, если исходить из других положений Писания. Но даже приводя ложные рассуждения отчаявшегося человека, Библия говорит правду.

Спрол, Р.Ч.

«Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*