Почему Слава Господа открывается в Иисусе Христе.

Иисус1Джон Пайпер.

Все спасительные аспекты Благой вести и все спасительные благословения Евангелия – это способы убрать преграды на пути к тому, чтобы познать Бога как можно более полно и наслаждаться общением с Ним.

Умилостивление, искупление, прощение, вменение, освящение, освобождение, исцеление, пребывание на небесах – все эти блага являются Благой вестью лишь постольку, поскольку приводят нас к Богу для того, чтобы вечно наслаждаться Им. Если мы будем верить, что все это произошло с нами, но не используем это знание, чтобы еще больше приблизиться к Богу, – значит, ничего из этого с нами на самом деле не произошло. Христос умер не для того, чтобы простить грешников, которые продолжают ценить все остальное выше возможности созерцать Бога и наслаждаться Им. Люди, которые будут счастливы на небесах в отсутствие Христа, не смогут туда попасть. Евангелие приводит людей не на небеса – оно приводит людей к Богу. С его помощью преодолеваются все препятствия на пути к обретению вечной радости в Боге. Если мы не жаждем Богопознания превыше всего остального, значит, Евангелие так и не обратило нас к Нему.

Чтобы узнать какое наивысшее благо делает евангелие Благой вестью, мы должны обратиться к Библии. Мы должны спросить: что является наивысшим благом Евангелия? Какова его цель? Какое наивысшее благо делает все остальные аспекты Евангелия благими?

Для ответа на эти вопросы мы сначала обратимся к великому провозвестию в Ветхом Завете: «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!» (Ис. 40:9).

Наивысшее благо стало для нас доступно благодаря смерти и воскресению Христа, и теперь это благо нам предлагает Евангелие: «Вот Бог ваш!» Моисей просил об этом даре, добиваясь присутствия Божьего во время похода в землю обетованную: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Царь Давид говорил об уникальности этого благословения: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его… Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26: 4, 8). Воспоминания об этих встречах с Богом придают Давиду силы в горестях: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (Пс. 62:2, 3).

Мы знаем, что не можем видеть Бога по двум причинам. Первая – нравственное состояние. Мы живем в смертных телах и будем уничтожены огнем Его святости, если окажемся в Его присутствии. Именно поэтому Бог показался Моисею «сзади» и не показал Своего лица: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Потому Бог поставил Моисея на скале, прошел мимо него и сказал: «Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (ст. 23).

Но мы не можем видеть Бога не только из-за нашего нравственного состояния. Дело еще и в том, что Он – Бог, а мы – нет. Похоже, именно об этом говорится в 1 Тим. 6:16: «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь». Тварь не может смотреть на своего Творца и видеть Его таким, какой Он есть.

Итак, в Ветхом Завете видеть Бога можно было только опосредованно. Нечто, находящееся между Богом и человеком, делало это «созерцание» возможным. Бог открывался в делах (Пс. 76:12–14), в видимых образах (Иез. 1:28), в природе (Пс. 18:2), в ангелах (Суд. 13:21,22) и особенно в Своем слове: «И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне» (1 Цар. 3:21).

Я рассматриваю выдержки из Писания, которые кажутся исключениями из правила (как, например, Быт. 32:30, «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя»), как утверждения в ключе Пс. 26:4, 8, где созерцание Божьего лица означает взгляд на отражение Его сияния и славы. Некоторые из этих отражений настолько удивительны, что свидетели говорят о том, что видели Бога, но не следует думать, что это был прямой взгляд на Творца. Джон Сэйлхамер комментирует Быт. 32:30 следующим образом: «Замечание Иакова необязательно означает, что «человек», с которым он боролся, в действительности был Богом. Скорее, как в случае с другими подобными происшествиями (напр., Суд. 13:22), когда человек видел «ангела Господня», вполне допустимо было сказать, что он видел лицо Божье».

Слава Господа открывается в Иисусе Христе.

Должен был прийти день, когда слава Господа откроется и будет видна по-новому. Это было величайшей надеждой и чаянием пророков Ветхого Завета. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:3–5). «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» (Ис. 60:1–3). «И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Ис. 66:18).

И этот день настал, когда пришел Иисус. Он был Словом Божьим, истинным Богом и воплощением славы Божьей. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца» (Ин. 1:1, 14). Когда Он творил чудеса, слава, которую видели люди – если они верили, – была славой Божьей. Иисус сказал Марфе перед тем, как воскресить из мертвых ее брата Лазаря: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11:40).

Джон Пайпер.

Бог и есть благая весть.

Copyright © 2007 Отв. за выпуск: С. Молитвенник. Перевод: Е. Марчук Редактор: Л. Прудникович, Корректор: Л. Савицкая, Дизайн и верстка: А. Шхагапсоев.

Добавить комментарий