Воля Бога — это Его закон и заповеди, которые мы можем, но не имеем права нарушать.

воляСпрол, Р.Ч.

В репертуаре известной американской певицы Дорис Дэй была популярная песенка под названием «Que sera, sera» («Что будет, то будет»). На первый взгляд, эти слова отдают гнетущим фатализмом. Подобное отношение к специфическим событиям бытует в исламском богословии и выражается формулой: «Такова воля Аллаха».

Библия уделяет особое внимание Божьей воле – Его суверенному господству над Своим творением и всем, что оно включает. Говоря о Божьей воле, мы имеем в виду три различных подхода к этой концепции. В наиболее широком смысле мы трактуем ее как предопределяющую, не зависящую от чего бы то ни было или тайную Божью волю. Богословие объясняет ее как изволение, которым Бог устанавливает свыше неизменяемый порядок того, что должно произойти. Поскольку Бог является верховным Владыкой и воля Его непреложна, мы можем быть уверены, что ни одно явление или событие в мире не ускользает из сферы Его контроля. По крайней мере, Он должен «позволять» случаться тому, что случается. Но даже если Бог пассивно допускает те или иные события, Он вправе выбрать чтó допустить, ибо имеет власть и право вмешиваться и предотвращать действия и события, происходящие в этом мире.

Поскольку Он дозволяет случаться тому или иному событию, постольку это событие в том или ином отношении есть результат Его изволения. Хотя Божья высочайшая воля часто бывает до поры до времени скрыта от нас, один из ее аспектов, несомненно, ясен нам: это наставительность Божьей воли. Бог изъявляет Свою волю посредством Своего святого закона. Например, Бог желает, чтобы мы не крали, чтобы любили своих врагов, чтобы мы покаялись и были святы. Этот аспект Божьей воли открыт нам в Его Слове; о нем же говорит нам наша совесть, или нравственный закон, записанный Богом в наших сердцах.

Эти законы, независимо от того, находим ли мы их в Писании или обнаруживаем в своем сердце, связывают нас. Мы не имеем власти нарушать Божью волю. Мы способны упрямиться и перечить наставительной Божьей воле, но не имеем на это права. Точно так же мы не можем оправдывать свои грехи, говоря: «Что будет, то будет». Возможно, Бог «попускает» нам грешить, в соответствии со Своей высочайшей, или скрытой волей, ибо Он проявляет Свою волю даже через посредство человеческих грешных деяний. Богу было угодно, чтобы Иисус был выдан, благодаря предательству Иуды. И это обстоятельство не делает греха, совершенного Иудой, менее тяжким и отвратительным. Если Бог «дозволяет» нам нарушить Его наставительную волю, мы не должны воспринимать это как лицензию на совершение грехов или некое моральное право, дарованное нам Богом. Его дозволение дает нам возможность, но не право грешить.

Третий аспект Божьей воли, раскрываемый в Библии, есть Божье расположение, иначе говоря, отношение Бога к тому или иному событию или явлению. Оно определяет то, что благоугодно Богу. К примеру, Бог не находит услады в гибели нечестивого, хотя, без сомнения, желает или предопределяет ее. Наивысшая услада Бога заключается в Его собственной святости и праведности. Как Судия мира Он наслаждается утверждением Своей праведности и справедливости, хотя не испытывает мстительной радости по отношению к тем, кому выносит приговор. Бог радуется, когда мы находим удовольствие в послушании Ему, и бывает горько разочарован нашим непослушанием.

Многие христиане поглощены или даже одержимы идеей поиска Божьей «воли» в любом событии своей жизни. Но если воля Его окутана тайной, если она скрыта от нас, тогда наши поиски – это блуждание впотьмах. Потаенные Божьи замыслы – секрет для нас. Богу не было угодно раскрыть их нам. Стремление познать Божьи тайны не есть признак духовности – это вторжение в запретную область. Божьи скрытые планы – не нашего ума дело. Именно поэтому Библия порицает действия предсказателей, некромантов и прочих, кто занимается недозволенными видами деятельности.

Для нас гораздо разумнее было бы последовать совету Жана Кальвина, сказавшего: «Там, где Бог замыкает Свои святые уста, я воздерживаюсь от расспросов.» Истинный признак духовности виден в тех, кто стремится познать Божье соизволение через открытую нам наставительную волю. Подлинно благочестивый человек размышляет о данном Богом законе днем и ночью. Стремясь быть «ведомыми» Святым Духом, мы обязаны помнить о том, что Святой Дух неизменно ведет нас к праведности. Мы призваны руководиться в своей жизни каждым словом, исходящим из уст Божиих. Открытая нам Божья воля – вот что должно занимать наши умы и сделаться главной целью нашей жизни.

Библейские стихи для размышления:

Иоанна 19:11
Римлянам 9:14-18
Ефесянам 1:11
Колоссянам 1:9-14
Евреям 6:13-18
2 Петра 3:9

Заключение:

  1. Три значения Божьей воли:

(а) Предопределяющая, имеющая силу декрета воля, силою которой Бог устанавливает порядок того, что должно произойти.

(б) Наставительная воля есть открытый нам Божий закон или заповеди, которые мы можем, но не имеем права нарушать.

(c) Воля расположения определяет Божье отношение или расположение. Она открывает нам то, что благоугодно Богу.

  1. Божье «попущение» людям совершать грехи не означает, что Бог морально поддерживает грешников.

Спрол, Р.Ч.
«Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*