Дух Святой, воскресивший Христа из мертвых, и нас воскрешает и преображает в славу Его.

дорогаКлюч к нашему преображению.

Преображение — это шаг, отрезающий все пути к отступлению.

Чип Ингрэм

Ефесянам 4:7-10

Это может немного пугать нас. Гусеница не примеряет крылья, чтобы убедиться, что это ее размер и что такая обновка ей по душе. Нужна полная самоотдача, чтобы согласиться стать бабочкой. Люди много говорят о желании измениться, но когда им предоставляется реальная возможность, часто решают подождать. Я знаю множество алкоголиков, которые клянутся, что навсегда бросят пить — вот только еще одну рюмку, и все! Я знаю множество христиан, которые плачут и сокрушаются о том, как им нужны перемены, и год за годом остаются такими же, как раньше. С другой стороны, я знаю некоторых людей, которые были настолько связаны грехами, что, казалось, никогда не смогут освободиться — но сейчас парят в свободном полете.

Я также знаю многих обычных людей, похожих на нас с вами. Их прошлые грехи не так впечатляющи, но и характер у них был посредственный. Однако сейчас эти люди приносят обильные плоды в Теле Христовом. Их преображение было столь же удивительным и ярким, как превращение гусеницы в бабочку. Я верю, что это может произойти и с вами.

Взглянем в лицо проблеме

Я убежден в том, что в вашей жизни могут произойти перемены. Я много раз видел это в своей собственной жизни. Я видел это в других людях. Но, по правде говоря, перемены происходят не так уж часто, потому что достичь их нелегко.

Давайте выпустим кота из мешка и открыто поговорим о самой большой проблеме, которая мешает нам изменяться. Это грех! Именно грех мешает мне уподобляться Христу. Если я веду себя эгоистично, если я завидую, если я похотлив, если все делаю по-своему, если я обижаю других людей — это грех. Если я совершаю хорошие поступки с плохими мотивами — угодить людям, впечатлить их или ради внимания и поощрения — это тоже грех. Со стороны эти поступки могут казаться замечательными, но на самом деле они неправильные и греховные. Я иду на поводу у плоти и не преображаюсь, как предназначил мне Господь. Вместо того чтобы жить по духу, согласно моей новой сущности во Христе, я подчиняюсь своим старым греховным побуждениям. Итак, чтобы измениться, важно ответить на вопрос: как решить проблему греха?

В следующем фрагменте четвертой главы Послания к Ефесянам Павел поведет нас на одну из самых интересных экскурсий во всем Новом Завете. Здесь прослеживается параллель с его учением в Послании к Римлянам (6:1-4), где он говорит, что христианин просто не может оставаться во грехе. Он объясняет почему: потому что мы умерли для греха. Он говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса [то есть отождествившие себя с Ним], в смерть Его крестились?» (ст. 3). Иными словами, поверив во Христа, мы умерли вместе с Ним. Мы умерли, чтобы с Ним воскреснуть и «ходить в обновленной жизни» (ст. 4). Павел учит нас, что мы не сможем жить по-новому, пока не поймем и не примем тот факт, что мы умерли со Христом.

Следите за моей мыслью. Я знаю, что этот материал довольно сложный. Но мы никогда не будем свободны от наказания и от власти греха, если не уясним себе, что значит «умереть со Христом». Иисус также использовал сравнение со смертью, объясняя ученикам суть духовной жизни. В Евангелии от Иоанна (12:24,25) изложены Его слова: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Иисус напомнил ученикам, что воскресению и новой жизни всегда предшествует смерть. Важно не забывать, что у нас, верующих во Христа, совершенно иное отношение к смерти, нежели у тех, кто Его не знает. Для людей в мире смерть — это точка, для нас — всего лишь запятая. Это не конец, а новое начало. Это еще одно преображение.

Мы верим, что Христос одержал победу не только над грехом и делами дьявола. Он победил и саму смерть, когда умер на кресте и воскрес из мертвых. Каждый год на Пасху мы празднуем Его Воскресение. Но воскресение было бы невозможно, если бы Он не умер.

Чтобы наша жизнь изменилась, необходимо понимание того, что значит «соединиться со Христом подобием смерти Его». Это настолько важно, что в Послании к Ефесянам (4:7-10) апостол Павел объясняет, что именно делал Христос после крестной смерти и до триумфального воскресения из мертвых. Возможно, это покажется нам странным, но Павел использует образы, заимствованные из описания войн древнего мира. Именно они помогают нам понять истину о победе Иисуса над грехом, смертью и сатаной. Они настолько необычны и удивительны, что нам грозит опасность «потеряться» в историческом контексте и художественных образах, забыв об основной цели Павла. На нескольких следующих страницах мы рассмотрим важный вопрос, освещенный в этих стихах: что делал Христос в период между смертью и воскресением.

Пожалуйста, помните, что ответ на этот вопрос — не самоцель. Бог поместил этот фрагмент в Библию с более важной целью:

— чтобы вы осознали, что совершил Христос посредством Своей смерти;

— чтобы, исходя из этого, вы поняли всем сердцем, разумом и душой, что все свершения Христа теперь имеют прямое отношение к вам.

Иными словами, если вы понимаете, что Своей смертью Христос победил грех, смерть и дела вашего врага — дьявола, тогда вы сможете вооружиться данной вам благодатью, чтобы смело взглянуть в лицо этим противникам. Грех, искушение и сатана уже не будут казаться вам сильными и непобедимыми врагами. Вы будете видеть, что они уже полностью разгромлены и унижены. Благодаря тому, что Христос умер на кресте и воскрес, вы сможете, по благодати, освободить свою жизнь от власти греха, плоти и дьявола. Это — ключ к освобождению от греха.

Давайте, с этой надеждой, сделаем следующий шаг на нашем совместном духовном пути. То, о чем мы говорим, поможет нам понять, что значит «умереть со Христом». Мы верим великому обетованию, данному в Послании к Римлянам (8:11): «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Сила, воскресившая Христа, — это та же сила, которая поможет нам измениться. «Так и вы, — говорит Павел, — почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:11). Чудесно измененная жизнь — это жизнь в праведности.

По ту сторону смерти

Послание к Ефесянам, 4:7-10:

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все».

Евангельская история, завершающаяся воскресением и вознесением Христа, начинается с Его воплощения. Это история о том, как Бог пришел на землю. Он стал на сто процентов человеком, оставаясь на сто процентов Богом. Он прожил идеальную жизнь, учил истине, совершал чудеса, указал путь к отношениям с Богом и умер на кресте, чтобы заплатить за наши грехи. Затем Он воскрес на третий день — и все это для того, чтобы доказать истинность Божьей любви и Божьего Слова. В течение сорока дней нашего земного времени более пятисот свидетелей видели и слышали воскресшего Господа в нашем земном пространстве. Так Бог посетил Свое творение.

Наш воскресший Господь повелел идти ко всем народам со словами: «Радостная новость! Вы прощены! Это уже свершилось. Покайтесь и примите этот подарок!» Это и есть пасхальная история. Это и есть ключевые моменты евангелия. Часто их достаточно, чтобы люди поверили во Христа. Возможно, вы сами встретились со Христом (если это уже произошло) благодаря тому, что услышали простую весть о Божьей любви, о том, что Христос умер за наши грехи и что вам нужно только сказать Ему «да». Этого достаточно, чтобы произошло духовное рождение. Но это еще не вся история.

Войдя в Божью семью, мы продолжаем узнавать много нового. Каждый момент жизни Христа становится для нас источником духовных откровений. В Послании к Ефесянам (4:7-10) Павел вкратце отвечает на наш вопрос о том, что именно происходило в период времени между смертью Христа и Его воскресением.

Посмотрим внимательнее

Давайте разберем этот текст слово за словом, чтобы узнать, что делал Христос в эти полные событий часы — со дня пятницы и до утра воскресенья. Седьмой стих и начало восьмого гласят: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано…» Павел обращает внимание на «благодать», которую мы уже получили, и измеряет ее количество мерой Христовой щедрости. Слово «посему», во-первых, вводит в текст ветхозаветную цитату, но, кроме того, предупреждает, что в следующих трех стихах содержится объяснение того, почему христиане обладают сверхъестественными способностями (то есть духовными дарами) для служения друг другу.

Затем Павел цитирует трудный для понимания стих из шестьдесят седьмого псалма: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Ефесянам 4:8). Он совершенно четко относит эту цитату ко Христу — это Христос «восшел», «пленил» и «дал дары». Далее, Павел объясняет, почему нам, верующим, даны духовные дары и почему они должны постоянно напоминать нам о нашей новой сущности во Христе. Павел истолковывает духовное значение некоторых событий, над которыми мы редко задумываемся.

В девятом стихе сказано: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» Под «преисподними местами» подразумевается Гадес, или Шеол, — обозначенное Ветхим Заветом место пребывания умерших. В десятом стихе Павел продолжает: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, — и вот зачем, — дабы наполнить все».

Чтобы разобраться в этих стихах, потребуется немного богословской, исторической и культурологической информации. Почему Павел цитирует этот ветхозаветный фрагмент? Что этот фрагмент означает? Как он соотносится с другими сложными стихами?

Что совершил Христос

Первые ключевые слова находятся в восьмом стихе: «Пленил плен». Не знаю, как у вас, а у меня эти слова не вызвали никаких ассоциаций, когда я читал их впервые. Я не мог сказать: «Ага, я знаю, о чем это!» Но для человека, жившего в библейские времена, особенно для еврея, они имели четкий смысл. Во время написания шестьдесят седьмого псалма Израиль страдал от нападения врагов. Народ воззвал к Богу — и Бог явился в славе и силе и начал поражать врагов Израиля, что и описано в данном псалме. Здесь мы находим живописные образы военной хроники.

В древнем мире войны часто включали осаду укрепленных городов атакующей армией. Население города укрывалось за могучими стенами и сверхпрочными воротами. Войска противника окружали город и начинали сооружать возле стен большую земляную насыпь. Если им не удавалось разбить или сжечь массивные деревянные ворота, они попадали в город, когда насыпь достигала уровня стен. Тогда они завоевывали город и брали жителей в плен. Граждане города становились рабами, а их пожитки — трофеями армии победителя.

Выдающиеся победы обычно праздновались по установленному протоколу. Почести, в первую очередь, воздавались царю или военачальнику. Об этом, например, можно прочитать во Второй книге Царств (12:27-31). Иоав руководил армией Давида в нападении на город Равву. Незадолго до полной победы он послал к царю гонца с просьбой прийти и взять город. Эти военные подробности помогут нам понять, что совершил Христос за время перед Своим Воскресением.

Когда город был повержен, царь (или военачальник) обычно возвращался оттуда в свой родной город верхом на белом коне. Римляне даже придумали специальный термин для этого шествия — «триумф». За царем ехало (или шло) все его войско в сияющих доспехах — победители. За ними, выстроенные по трое, четверо или пятеро в ряд, шли пленные. Их колонна часто растягивалась на два-три километра, в зависимости от количества пленных. Обычаи древнего мира часто были жестокими, и явный пример такой жестокости — то, что пленные выставлялись напоказ. Некоторые исторические источники подробно описывают это ужасающее зрелище. Пленники были абсолютно бесправными. Их частично или полностью раздевали, чтобы унизить их достоинство, и в таком виде прогоняли по улицам. Победители всячески выказывали свое презрение к побежденным.

Представьте себе эту яркую сцену. Царь возвращается в свой город, а за ним — вся армия. Толпы людей рукоплещут. За армией плетется колонна несчастных пленников. Они склонили головы, чтобы не смотреть в глаза любопытным горожанам. За ними идет скот и едет обоз с захваченным имуществом. Закованные в цепи узники знают, что потерпели полное поражение. Их город разграблен. Все золото, серебро, ювелирные изделия и другие ценности теперь принадлежат кому-то другому. Плач жертв тонет в радостных восклицаниях толпы, прославляющей и величающей царя. По прибытии царя во дворец начинается дележ добычи. Каждый, кто выходит из дворца, уносит с собой ценный подарок — символ победы царя. Изъятые у пленников драгоценности, скот, монеты и одежда постоянно напоминали новым владельцам о великой победе над некогда грозным врагом.

Апостол Павел использует эти образы, чтобы сказать: «Знаете, почему христиане наделены духовными дарами? Потому что Христос победил. Он выиграл битву с грехом, смертью и сатаной. Об этой победе свидетельствуют трофеи. Эти трофеи — духовные дары, которые Он щедро дает Своей Церкви». Это помогает нам понять, что произошло в духовном мире, когда Иисус был мертв, — Он победил царство сатаны.

Где Он это сделал

Вторая ключевая фраза — «преисподние места земли» (Ефесянам 4:9). Необычное выражение, правда? Только что Павел уже использовал пример из древности, чтобы рассказать о том, что сделал Христос; теперь он расскажет, где Он это сделал. Слова «преисподние места земли» относятся к Гадесу, или Шеолу. В представлении евреев, Гадес, или Шеол, — это место, куда люди попадают после смерти. Оно разделено на две части: в первую попадают нечестивые люди, а во вторую — праведные. В Евангелии от Луки (16:19-31) изложена притча, в которой подробно отражены представления о загробной жизни. Обычно ее называют «притчей о богаче и Лазаре». Богач купался в роскоши, в то время как нищий по имени Лазарь, изнемогая от болезней и голода, мечтал об объедках со стола богача. После смерти богач попал в ад (место для нечестивых), а Лазарь — в рай, «на лоно Авраамово». Как ясно из этой притчи, ад и рай разделены непреодолимой пропастью (что, впрочем, не мешает богачу и Лазарю видеть друг друга). Эта притча Христа полностью соответствует тогдашним представлениям евреев о том, что происходит с хорошими и плохими людьми после смерти.

Апостол Петр, в своем Первом послании (3:18,19), еще подробнее рассказывает о том, что делал Христос в период между смертью и воскресением. Вначале Он отправился в ад, где отбывали наказание нечестивые. Петр пишет: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, — имеется в виду Его смерть на кресте, — праведник за неправедных» (ст. 18). А теперь обратите внимание на конец восемнадцатого стиха и на следующий, девятнадцатый: «…быв умерщвлен по плоти [распят на кресте], но ожив духом [воскрес], которым [то есть Духом] Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». В Апостольском символе веры, принятом ранней церковью, упоминается о том, что Христос спускался в ад. Однако под словом «проповедал» не имеется в виду, что Христос рассказал евангелие, чтобы Его слушатели покаялись и были спасены, — ведь слушателями были бесовские силы. В оригинале использовано слово «провозгласил», как царь провозглашает свою победу. Умирая на кресте, Христос воскликнул: «Свершилось!» — во всеуслышание миру. Затем Он спустился в ад и провозгласил: «Когда Я умер на кресте, Я одержал победу. Я отнял власть у греха. Смерть лишена своего жала, и все вы побеждены».

Христос также посетил рай, где пребывали ветхозаветные святые. Об этом событии упомянуто в Первом послании Петра (4:6): «Ибо для того и мертвым было благовествуемо…» О каких мертвых здесь идет речь? О святых, верующих согласно Ветхому Завету. Петр продолжает: «…чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Иисус посетил ветхозаветных святых и также проповедал им — но говорил уже не те слова, чем грешникам в аду. Здесь использовано другое слово — «благовествовать». Христос посетил рай, чтобы сообщить ветхозаветным святым хорошую новость и подтвердить, что они верили не напрасно.

Все верующие всех времен (в том числе и жившие до Христа) спасены на одном и том же основании: благодаря тому, что совершил Христос. Во времена Ветхого Завета святые ожидали Христа верой, подобно тому как сейчас мы верим в Его жертву на Голгофе. Они верили: «Однажды придет Мессия. Он станет полной и совершенной жертвой, благодаря которой мы получим прощение».

Мы верим: «Мессия уже пришел. Он стал полной и совершенной жертвой, благодаря которой мы получили прощение». Каждый год в День Искупления ветхозаветные верующие приносили в жертву животных как напоминание о том, что за грех еще не заплачено раз и навсегда, но что когда-нибудь Мессия сделает это. Они верили, что Бог справедливый и всепрощающий, и каждый день жили по этой вере. Основание их веры — будущий подвиг Христа. Мы с вами, во времени, находимся по другую сторону креста и оглядываемся на него, как на то, что уже свершилось. Мы верим в то, что Христос умер за нас и вновь воскрес.

Итак, в период между смертью и воскресением Христос также посетил ветхозаветных святых в раю. Он сказал им: «Я — Мессия. Все уже сделано. Бог совершил то, что Он вам обещал».

Свидетельство злодея

Помните злодеев, которых распяли рядом с Иисусом? Один из них сказал: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (см. Евангелие от Луки 23:32-43). И он с верой обратился к Иисусу. Иисус ответил ему: «Ныне же будешь со Мною в раю» (ст. 43). Этот человек умер и, благодаря вере в Христа, попал в рай. Вероятно, он стал последним святым эпохи Ветхого Завета. Какое же отношение это имеет к нам сегодня?

Почему Христос это сделал

Такие места Писания, как Послание к Евреям (9:1-14,22-28), ясно показывают, что ничто в жизни Христа не было случайностью. Он жил в полном согласии с планами Своего Небесного Отца. Его жизнь, смерть и воскресение занимали центральное место в многовековой тайне мироздания. Все, что Бог делал до земной жизни Христа, было подготовкой к этому событию; все, что Он делал и делает после, — это подготовка к тому дню, когда все узнают, что Христос — Господь господствующих и Царь царей (см. Филиппийцам 2:5-11). Он — жертва, принесенная раз и навсегда, за всех людей. Он — наш великий Первосвященник, благодаря Его делам, нам больше не нужны другие первосвященники или жертвы.

Все это подводит нас к последним словам нашего фрагмента из Послания к Ефесянам: «Дабы наполнить все» (Ефесянам 4:10). Христос пришел, чтобы открыть людям извечную истину: Он — Господь. Он посетил даже самые далекие от Бога места Его творения, чтобы заявить о Своей абсолютной власти, чтобы Его признали Правителем, Властелином и Искупителем всего мира и всей вселенной, как видимого, так и невидимого. Одно место Писания особенно ярко выражает мотивы Христа. Здесь описано небесное торжество. Иоанн рисует перед нами удивительную картину того, как толпы людей поклоняются Христу. Его называют Агнцем — закланным за людей и достойным великих почестей. Давайте прочтем этот фрагмент из Откровения (5:9-13):

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».

Христос — всемогущий Царь, Правитель и Искупитель всей вселенной.

Что же это значит для нас? Что сделал Христос со времени смерти на кресте и до воскресения? Ответ прост, но очень важен. Он провозгласил Свое право владычествовать над творением. Он объявил о Своей победе над грехом, смертью и сатаной. Находясь в определенной точке земного времени и пространства, Он заложил основание для вашей духовной свободы и преображения. Мы должны помнить, что способны меняться благодаря тому, что умерли вместе в Ним. Умершие с Ним, мы знаем, что проклятие греха разрушено раз и навсегда, что грех больше не властвует над нашей жизнью. Враг теперь поражен, подчинен власти Духа Божия и Его Слова, обитающих в нас.

Эти основополагающие истины нужны не только для того, чтобы завязать виртуозную богословскую дискуссию или испытать объем вашего внимания. Они жизненно необходимы. Нельзя переоценить значимость того факта, что вы умерли со Христом. Это не просто богословская истина. Вы органически соединены с Господом Иисусом: приняв Его как Спасителя, вы приняли и Его смерть. Поэтому теперь вы можете наслаждаться всеми преимуществами Его победы над грехом, смертью и сатаной. Благодаря Христу, по вере в действие Его благодати, вы сможете испытать подлинную перемену жизни.

Чип Ингрэм, Чудесная измененная жизнь, Переводчик: Надежда Бражник, Издательство: Путешествие по Библии, 208 стр. г.Киев, 2005г.

Материалы, посвященные раскрытию истин преображения и освящения, вы можете найти на этом сайте, в разделе «Духовное рядом» (категория «Вертикальный контекст»).

Добавить комментарий