Интеллектуальные и эмоциональные барьеры на пути к Богу, стоящие перед неверующими.

преградыПрактика личной евангелизации.

Д-р Кеннет Боа

Эмоциональные барьеры.

Многие неверующие отрицательно относятся к религиозным организациям или к христианам, потому что имели негативный опыт общения с ними. Те, кто выросли в гнетущей обстановке законнического дома, или те, кто столкнулся с лицемерием христиан или с другими проблемами, невольно будет иметь эмоциональный барьер по отношению к евангелию. Единственным эффективным выходом из положения будет построение отношений в любви и заботе, в областях общих интересов. Легче воздвигать стены, чем строить мосты, но люди ни за что не поверят, что мы хотим провести с ними вечность, если мы ни разу не пригласили их на обед к нам домой. Недоверие и негативные стереотипы постепенно преодолеваются в безопасной, доверительной и любящей обстановке. Часто говорят, что людям безразлично, насколько много вы знаете, до тех пор, пока они не узнают, насколько они вам не безразличны. По мере того, как мы строим отношения с неверующими и молимся за них, им всё интереснее становится надежда, которую мы имеем, и о которой они хотят узнать больше.

Мы не сможем эффективно объяснить идеологическую напряженность (весть о Христе по отношению к неверующему), если существует напряженность в отношениях. Только через любовь и заботу мы сможем завоевать право быть услышанными. Дружба, построенная на общих интересах, является мостом, по которому мы сможем помочь им перейти из их мира в наш. Культивирование отношений дружбы требует усилий и времени, но тем не менее, это наиболее эффективный способ коммуникации вести о Христе.

Многие верующие боятся, что, если они будут проводить много времени с неверующими, им придется идти на компромисс со своими убеждениями. Но Павел писал об этом так: «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» (1 Коринфянам 9:22; см. также стихи 19-27). Независимо от того, какими были люди, или что им нравилось, или на какой стадии своего духовного пути они находились, Павел искал с ними общие интересы. Первым шагом к тому, чтобы помочь им найти Христа было установление с ними общих интересов без всяких промежуточных компромиссов. Он постоянно применял принцип коммуникации «в чистом виде».

Если мы говорим о достижении этого мира только общими фразами, мы можем пропустить возможность и никогда не быть понятым этим миром. Наша задача состоит в том, чтобы быть верными и посвящать свое время тем людям, которых Бог поместил в сферу нашего влияния. Притча о потерянной овце (Луки 15:3-7) показывает нужду человека в личном внимании и заботе, которая и есть — взыскать и спасти погибшее (Луки 9:10). Для нас легко проводить время с девяносто- девятью удобными овцами, при этом забыв об одной потерянной. Пастырь оставил девяносто девять на пастбище и пошел искать одну, потерянную, и искал, пока не нашел. Он сконцентрировал свое внимание на одной овце, потому что каждая отдельная личность очень ценна. Именно поэтому радость велика на небесах от одного кающегося грешника (Луки 15:7; 10, 32).

Интеллектуальные барьеры

Сократ говорил, что если жизнь не исследовать, то не стоит и жить; по аналогии можно сказать, если не исследовать веру, то те стоит и верить. Джон Скотт сказал, что хотя мы не можем потворствовать интеллектуальному высокомерию, мы можем угождать интеллектуальной честности. За вопросами, которые задают люди, кроются разные намерения, но, если кто-то искренне ищет ответа, на нас лежит ответственность обеспечить этот ответ. Если профессор обсуждает в классе все вопросы, которые будут заданы на экзамене, у студентов нет оправдания, если они не знают ответа. Одной из сторон подготовки к евангелизации является изучение часто задаваемых вопросов и ответов на них. Если нам задают новый вопрос, и мы не знаем на него ответ, мы должны это честно признать. Это даст нам возможность найти ответ и вернуться к нашему разговору с тем, кто его задал. Но если нам снова зададут тот же вопрос, и мы снова не будем знать на него ответ, мы будем виноваты в том, что не выучили урок.

Многие верующие боятся, что никогда не смогут рационально защищать свою веру, потому что существуют тысячи вопросов и возражений против Евангелия. Но на самом деле, огромное количество возражений против христианства являются вариантами из двенадцати основных вопросов, которые Ларри Моуди и я подробно рассмотрели в книге «Я рад, что вы меня спросили»; план ответов на эти вопросы выглядит следующим образом:

  1. Существует ли Бог на самом деле?
  2. Зачем верить в чудеса?
  3. Не является ли христианство просто психологической подпоркой?
  4. Можно ли доверять Библии?
  5. Если Бог благ, почему существуют зло и страдания?
  6. Как может Христос быть единственным путем к Богу?
  7. Будет ли Бог судить тех, кто никогда о Нем не слышал?
  8. Если христианство истинно, почему вокруг так много лицемеров?
  9. Разве добрая, моральная жизнь не достаточна для того, чтобы попасть на небеса?
  10. Не слишком ли просто — верить в Христа и всё?
  11. Что значит верить?
  12. Можно ли быть уверенным в спасении?

Когда мы научимся разбираться с этими вопросами, тогда любое возражение можно будет рассматривать, как удобный для евангелизации случай. Если люди будут задавать особые вопросы, на которые мы не знаем ответов, нам не надо будет чувствовать в этом какую-либо угрозу. Просто признайте, что вопрос хорош, и что вам придется поискать ответ на него, а потом снова встретиться с ними. Если вы будете пользоваться таким подходом, вы приобретёте навык и знание для того, чтобы участвовать в процессе.

Вот несколько хороших источников для поиска ответов:

Кеннет Боа и Ларри Моуди «Я рад, что вы меня спросили»
Кеннет Боа и Роберт М. Бауман Младший «Неизменная вера в изменчивом мире» и «У веры есть основания»
Пол Копан «Истинно для вас, но не для меня»
Вильям Лейн Крэг «Резонная вера» и «Непростые ответы»
Давид Дэ Витт «Ответы на сложные вопросы»
Норман Гейслер «Христианская апологетика»
Норман Гейслер и Рон Брукс «Когда спрашивают скептики»
Р. Даглас Гейветт и Гари Р. Хабермас, ред. «В защиту чудес»
Гари Р. Хабермас «Древнее свидетельство жизни Иисуса» и «Воскресение Иисуса» Питер Крифт «Попытка понять страдания» и «Основы веры»
Клайв С. Льюис «Проблема боли и чудес»
Джош Мак-Дауэлл «Неоспоримые свидетельства»
Флистер Мак-Граф «Интеллектуалам не нужен Бог и другие современные мифы» и «Приверженность к истине»
Джей П. Мореланд «Просматривая мирской город»
Тимоти Р. Филлипс и Деннис д Окхолм, ред. «Христианская апологетика в пост- современном мире»
Рави Захариас «Может ли человек прожить без Бога?»

Есть и множество других источников, которые можно порекомендовать ищущим неверующим, среди которые приведенные ниже:

Грегори Бойд «Письма от скептика»
Пол Чемберлен «Можем ли мы быть хорошими без Бога?»
Питер Крифт «Христианство для современных язычников», «Да или нет: Прямолинейные ответы не трудные вопросы о христианстве», «Между раем и адом» и «Встреча Сократа с Иисусом»
Клайв С. Льюис «Просто христианство»
Джон Р.В. Скотт «Основы христианства»
Лии Стробел «Исследование Христа и исследование веры»

Сердце не может радоваться тому, что отвергает разум. Поскольку многие интеллектуальные барьеры возникают в результате неправильной информации, мы хотим помочь нашим друзьям сделать правильный выбор на основе правильной информации о заявлениях Христа. Но это важно сделать мягко и с любовью, поскольку «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тимофею 2:24-25).

Петр тоже дает ясное учение для преодоления интеллектуального барьера: «Господа Бога святите в сердцах ваших. Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Этот стих наводит на мысль, что качество нашей жизни заставит людей спрашивать нас, почему мы другие. Это требует духовной подготовки («святить Христа в сердцах»), а также интеллектуальной подготовки («быть всегда готовыми дать отчет») и подготовки в отношениях с людьми («с кротостью и благоговением»). Нам нужно и знание (что сказать) и умение (как сказать).

Петр призывает нас встать на защиту и при этом не занимать оборонительной позиции. Подобным образом, Послание Иуды учит нас идти в наступление и при этом не быть агрессивными: «Возлюбленные! Имея все усердие написать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3).

Когда представляется случай, важно иметь возможность сделать краткую и ясную презентацию о спасении на основе Писания. Есть много источников, которые вам помогут. Один из них — «Поиск», это небольшая книга, напечатанная миссией «Поиск». Эта книга рассматривает позицию Бога, наше положение, выход, предлагаемый Богом, и наше решение. Другие полезные материалы печатались в миссиях «Взрыв евангелизма» и ассоциация Билли Грэма.

Мы учимся слушать с любовью (Притчи 18:2, 13; Иакова 1:19), задавая наводящие вопросы и внимательно слушая выражения нужд и желаний, а также ища эмоциональные и интеллектуальные барьеры. Давая нашим друзьям безраздельное, участливое внимание и проявляя к ним неподдельный интерес, мы создаем атмосферу любви и принятия, в которой можно посадить семя евангелия.

Д-р Кеннет Боа, Преображенный в Его образ, Библейский и практический подход к духовному формированию.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*