Природа человека: душа и дух.

прородаВ духе возрожденного обитает Бог, дух неверующего – недееспособен.

Владимир Дегтярев,

Никто не будет отрицать, что человек имеет физическую природу — то, что мы называем телом человека. Также абсолютное большинство людей признает, что человек помимо физической или материальной сущности — тела, обладает также и нематериальной природой, к которой относятся душа и дух человека. В связи с этим возникает вопрос: является ли человек двойственным или тройственным существом. Тех, которые полагают, что душа и дух это одно и то же, называют дихотомистами, а тех, которые не считают, что это не одно и то же, называют трихотомистами.

Дихотомическая теория.

Согласно этой теории, тело человека было сотворено из праха земного, которое стало материальной составляющей человека. А затем Бог вдохнул в человека дыхание жизни (Быт. 2:7). В результате этих двух творческих этапов творения и возник цельный и живой человек. Материальное (тело) и нематериальное (душа и дух) соединились в единой человеческой личности. Душа и дух в понимании тех, кто придерживается этой теории, являются синонимами. В чем-то можно согласиться с этой теорией, если рассматривать человека, как существо, которое принадлежит как к физическому, так и к духовному миру.

Трихотомическая теория.

Те, кто придерживается этой теории, считают, что человек состоит из трех различных элементов: тела, души и духа. Этот взгляд распространен в консервативных протестантских кругах. Человек рассматривается как единое существо, обладающее телом, душой и духом, что подтверждают следующие библейские ссылки (1 Фес. 5:23; Евр. 4:12).

  1. Тело человека, было сформировано из праха земного, то есть из элементов, из которых состоит наша планета (Быт.2:7). Человеческий организм чрезвычайно сложен, он имеет удивительно совершенное устройство внутренних и внешних органов, таких как кровообращение, дыхание, пищеварение и так далее, а также нервной системы, которая регулирует деятельность всех человеческих органов (Пс.138:13-14).
  2. Душа человека (Быт. 2:7) находится между двумя мирами: видимым — материальным, и невидимым — духовным. Бог, оживотворивший человека, сделал человека живою душою, то есть живою личностью, имеющей разум, совесть, волю, чувства. Душа является центром познания мира и связующим звеном между духовным и материальным миром.
  3. Дух человека является сосредоточием духовной сущности человека и миру. В духе возрожденного верующего человека обитает Бог, что позволяет духовной сущности человека господствовать над плотью, а не наоборот. Именно так Бог и устроил человека и человек действовал праведно до грехопадения, когда дух человека, потеряв связь с Богом, утратил контроль над плотской составляющей человека. После чего началось моральное разложение человека. Когда мы говорим, что дух неверующего человека мертв, то это не подразумевает, что этот человек вообще не имеет духовной составляющей. Более верно сказать, что дух неверующего человека недееспособен, парализован, и не в состоянии правильно функционировать без Божьей помощи. Когда человек обращается к Богу и, благодаря Христу, он восстанавливает с Ним правильные взаимоотношения. Дух Святой, входя в сердце человека, оживляет его дух, то есть возвращает ему способность выполнять то, для чего он предназначен: направлять человека для угодной Богу жизни.

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*