Опасности и риски – как цена нашей веры в Христа.

рискДжон Пайпер

ЧТО ТАКОЕ РИСК?

Моё определение незамысловато: риск – это действие, которое допускает возможность ущерба. Если вы идёте на риск, вы можете потерять деньги, лицо, здоровье и даже жизнь. Что хуже всего – если вы рискуете, вы можете подвергнуть опасности не только себя, но и других. Их жизнь может стоять на кону.

В таком случае станет ли мудрый и любящий человек рисковать? Разумно ли подвергать себя опасности? Любовь ли это, когда подвергаешь опасности других? Потерять жизнь – это то же самое, что и потратить её напрасно? Тут не всё так однозначно. Конечно, можно пустить свою жизнь на ветер сотнями греховных способов и в конце концов умереть. В таком случае потеря жизни и напрасная трата будут равнозначны. Но расставание с жизнью не всегда означает напрасную трату. А когда обстоятельства складываются так, что если рискнёшь – можешь потерпеть ущерб? В таком случае не очень разумно жить с опаской. А если успешный риск принесёт огромную пользу многим людям, тогда как неудача – ущерб только себе? Выбрав комфорт и безопасность, когда можно совершить нечто великое ради Христа и блага других, вы не проявите любовь.

РИСК ВПЛЕТЁН В КАНВУ НАШЕЙ ОГРАНИЧЕННОЙ ЖИЗНИ

Зачем вообще рисковать? А затем, что есть такая штука, как неведение. Не будь неведения, не нужен был бы и риск. Риск возможен потому, что мы не знаем, как повернётся жизнь. Это значит, что Бог не рискует. Он знает результаты всех решений до того, как они приняты. Вот что значит быть Богом над всеми богами (Ис. 41:23; 42:8, 9; 44:6–8; 45:21; 46:8–11; 48:3). И поскольку Он знает результаты всех Своих действий заранее, то и планирует соответственно. Его всеведение исключает возможность риска.

Но в нашем случае это не так. Мы – не Бог, мы не знаем всего. Мы не знаем даже того, что произойдёт завтра. Бог не объясняет нам подробно, что Он сделает завтра или пять лет спустя. Очевидно, Бог хочет, чтобы мы жили в неведении, чтобы мы не были уверены в результатах своих действий.

Он говорит нам, например, в Иак. 4:13–15: Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

Вы не знаете, не остановится ли ваше сердце до того, как вы закончите читать эту страницу. Вы не знаете, не вывернет ли какой-нибудь водитель со встречной полосы, врезаясь прямо в ваш автомобиль, на следующей неделе; не будет ли отравлена еда в ресторане; не хватит ли вас удар ещё до конца недели; не станет ли какой-нибудь безумец стрелять из автомата в торговом центре. Мы – не Бог. Мы не знаем, что ждёт нас завтра.

ИССЛЕДОВАНИЕ МИФА О БЕЗОПАСНОСТИ

Итак, риск безраздельно вплетён в канву нашего ограниченного существования. Мы не сможем избежать рисков, даже если очень захотим. Неведение и неизвестность – вот условия среды нашего обитания. Все наши планы на завтра могут быть разрушены тысячами неизвестностей, останемся ли мы дома под одеялом или вырулим на шоссе. Я постараюсь расследовать миф о безопасности и попытаюсь каким-то образом разрушить ваши иллюзии относительно защищённости. Потому что это мираж! Безопасности нет. В любом направлении, куда бы вы ни повернули, вас ждут неизвестность и неподвластные вам обстоятельства.

Трагическое лицемерие кроется в том, что ради себя мы готовы рисковать каждый день, но оно же парализует нас, как только мы подумаем о риске ради других на дороге ко Христу. Мы обманываемся, думая, что поставим этим под удар безопасность, которой на самом деле не существует. Для того чтобы развеять миф о безопасности и вырвать вас из миража защищённости, я просто обращусь к Библии и покажу, что рисковать ради Христа – в высшей степени разумно. А не рисковать – значит тратить жизнь напрасно.

«ГОСПОДЬ СДЕЛАЕТ, ЧТО ЕМУ УГОДНО»

Давайте взглянем на контекст 10-й главы Второй книги Царств. Аммонитяне посрамили израильских посланников и стали ненавистны Давиду. Для защиты они наняли сирийцев, которые должны были воевать с ними против Израиля. Так Иоав, главнокомандующий израильским войском, обнаружил, что с одного фланга он окружён аммонитянами, а с другого – сирийцами. Тогда он разделил отряды, поручив своему брату Авессе одну часть армии, а сам стал во главе другой.

В стихе 11 мы читаем, как они пообещали помогать друг другу. Далее следуют вдохновляющие слова: «Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2 Цар. 10:12). Что означают заключительные слова: «Господь сделает, что Ему угодно»? А то, что Иоав принял стратегическое решение ради городов Божьих и не знал, чем оно обернётся. Он не получал особого откровения от Господа в данном вопросе. Ему пришлось принимать решение на основании освящённой мудрости: либо бежать, либо рисковать. Он понятия не имел, чем всё закончится. Но он принял решение и препоручил исход битвы Богу. И решение оказалось верным.

«И ЕСЛИ ПОГИБНУТЬ, ПОГИБНУ»

Царица Есфирь – ещё один пример дерзновенного риска в служении любви ради славы Божьей. В V веке до н. э., во время иудейского пленения, жил человек по имени Мардохей. У него была юная родственница Есфирь, которую он удочерил. Она выросла в красавицу и была взята в жёны персидским царем Артаксерксом. Аман, один из главных князей владыки, ненавидел Мардохея и всех иудеев, а потому убедил царя издать указ, согласно которому иудеев можно было уничтожать. А царь и не знал, что его царица была иудейкой!

Мардохей попросил Есфирь пойти к царю и умолять о защите народа. Но царица знала, что согласно царскому закону любой, кто явится к царю без приглашения, будет умерщвлён. Лишь тот, ради кого царь поднимал золотой скипетр, оставался жив. Но также Есфирь знала, что её народу угрожает страшная опасность. Она отправила Мардохею ответ со следующими словами:

«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну» (Есф. 4:16).

«Если погибнуть, погибну». Что это значит? То, что Есфирь не знала последствий своего поступка. У неё не было особого откровения от Бога. Но она приняла решение на основании здравого смысла, любви к своему народу и веры в Бога: либо бежать, либо рисковать. Она понятия не имела, чем всё закончится. Но она приняла решение и препоручила исход визита к царю Богу. «Если погибнуть, погибну». Решение оказалось верным.

«МЫ БОГАМ ТВОИМ СЛУЖИТЬ НЕ БУДЕМ»

Возьмём ещё один пример из Ветхого Завета. Дело было в Вавилоне. Евреи находились там в плену. На то время царём был Навуходоносор. Он установил золотого истукана и приказал, чтобы при звуке трубы все люди падали и кланялись идолу. Но Седрах, Мисах и Авденаго не собирались этого делать. Они поклонялись истинному Богу – единому Богу Израиля.

Тогда Навуходоносор пригрозил им, сказав, что если они не поклонятся истукану, то будут брошены в раскалённую печь. На что они ответили:

«… нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16–18).

Рискованнее некуда. «Мы верим, что наш Бог силён спасти нас. Но даже если не спасёт, то богам твоим мы служить не будем». Они понятия не имели, чем всё закончится, и сказали фактически то же самое, что говорила Есфирь: «Если погибнуть, погибну». Они препоручили результат своего дерзновенного поведения Богу точно так же, как сделали Иоав и Авесса: «Господь сделает, что Ему угодно». Решение оказалось верным. Рисковать ради Бога – весьма разумно.

«Я ГОТОВ УМЕРЕТЬ В ИЕРУСАЛИМЕ ЗА ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА»

Великим новозаветным любителем риска был апостол Павел.

Представьте его на пути в Иерусалим после долгих лет страданий за Христа почти всюду, куда бы он ни попал. Он решился в духе (Деян. 19:21) отправиться в Иерусалим. Собрав деньги для терпящих лишения иерусалимских христиан, он собирался лично проследить за доставкой финансов. Он дошёл до Кесарии, где его встретил пророк Агав из Иудеи и, символически связав себе руки и ноги поясом Павла, предрёк: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян. 21:11).

Когда верующие услышали это, то умоляли Павла не ходить в Иерусалим. Но он ответил: «Что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». После этого, свидетельствует Лука, его друзья успокоились: «Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!» (Деян. 21:14).

Иными словами, Павел был уверен, что это путешествие в Иерусалим было необходимо ради Христа. Он не знал подробностей всего, что случится с ним там и чем всё закончится. Арест и пытки – тут сомневаться не приходилось. Но что потом? Смерть? Тюремное заключение? Изгнание? Никто того не знал. Что тут скажешь? В одном они были единодушны: «Да будет воля Господня!» Или, как сказал Иоав, «Господь сделает, что Ему угодно». И это верное решение.

«УЗЫ И СКОРБИ ЖДУТ МЕНЯ»

Что и говорить, жизнь Павла была сплошной чередой рисков. В Деян. 20:23 он говорил: «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня». Однако он никогда не знал, в какой форме его ждут скорби, когда они на него обрушатся и кто будет их инициатором. Павел решил рисковать своей жизнью в Иерусалиме, вполне осознавая, чем это может закончиться. Пережитые испытания не оставляли места для иллюзий по поводу того, что могло произойти в Иерусалиме:

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор. 11:24–28).

Что же это значит? То, что Павел никогда не знал, с какой стороны ожидать следующего удара судьбы. Каждый день он рисковал жизнью ради Бога. Дороги были небезопасны. Реки таили угрозу. От собственного народа, иудеев, можно было ожидать чего угодно. Язычники угрожали расправой. Города, и пустыни, и море тоже были полны опасностей. Так называемые братья по вере и те были опасны. Безопасность – это лишь мираж. Для апостола Павла её не существовало. Он мог сделать выбор: или потратить жизнь впустую, или жить, рискуя. Свой выбор он озвучил очень ясно: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24). Он не знал, что ждёт его завтра. Но дорога на Лобное место неотвратимо манила к себе. Он рисковал жизнью каждый день. И это верное решение.

Джон Пайпер, «Не трать свою жизнь напрасно».

In Lumine Media, Перевод: Е. Марчук Редактор: И. Немиров Корректор: Л. Савицкая Дизайн и верстка: А. Шхагапсоев, Чернигов 14000, 2008.

Добавить комментарий