Учение о грехе, его природе и последствиях.

греВладимир Дегтярев,

Только четыре главы Библии, две первые в книге Бытие и две последние в книге Откровение, описывают мир, не находящийся под властью греха. За исключением этих четырех глав, Писание представляет нам историю падения и разложения человеческого рода по причине непослушания Богу, а также историю Божьего плана искупления. Поэтому для нас важно рассмотреть природу греха, который разделяет нас с нашим Творцом, для того чтобы правильно реагировать и преодолевать грех в нашей жизни.

Учение о грехе, хотя и не самая лучшая тема для рассуждений, имеет большое значение, так как тесно связано с другими фундаментальными темами Библии. Правильное понимание природы Бога оказывает воздействие на наше понимание греха. Если Бог свят и ожидает от всех людей подобия Ему, то малейшее отступление от Его высоких норм ведет к греху и положение человека перед Богом становится очень серьезным. Подобное можно сказать и по отношению к другим библейским доктринам.

Трудности, связанные с обсуждением учения о грехе.

Так как грех, как и смерть, не является популярной темой в современном обществе, то люди стараются избегать этой темы. Поэтому люди пытаются дать греху другое имя, называя его ошибкой, слабостью или недоразумением. Это происходит потому, что нам не свойственно и не хочется думать о себе как о плохих или испорченных существах. А учение о грехе как раз и говорит, что мы являемся таковыми по своей ветхой природе. В обществе широко распространяется тенденция поддерживать позитивную психологическую настроенность и не вспоминать ничего отрицательного, но это напоминает притчу о страусе, который пытается спрятать голову в песок. Также большинству людей вообще чуждо понятие греха. Они пытаются любым способом избавиться от чувства вины, так как не желают быть ни перед кем ответственными или кому-либо быть подотчетными. Поэтому очень часто действуют по следующему принципу: если мои действия никому не причиняют вреда, я могу поступать так, как я хочу, и поэтому нет никаких оснований для чувства вины за свои поступки.

Определение Сущности Греха

Уэйн Грудем дает такое определение греху: «Грех это любое несоответствие моральному закону Бога в действии, в состоянии или в природе. .Грех — это не только индивидуальные поступки, такие, как воровство, ложь или убийство, но также состояния, которые противоречат требованиям, предъявляемым нам Богом» (Уэйн Грудем. Систематическое Богословие. Введение в Библейское Учение, 553). Это показывает, что даже желание украсть, убить и так далее, является грехом в Божьих глазах. А поскольку мы имеем греховную природу, до момента, когда мы оправданы Христом, мы являемся грешниками в Божьих глазах, даже если, как нам кажется, мы не делаем ничего плохого. Мы должны помнить, что посредством греха нарушается Божий Закон, то есть установленные Богом стандарты жизни, поведения и взаимоотношений. Бог предоставил эти стандарты в Своем Слове. Никто из людей после грехопадения не в соответствии жить и соответствовать этим стандартам (Рим. 3:23). Поэтому человек является преступником перед Богом.

Происхождение Греха

Происхождение греха это одна из неоткрытых тайн Писания. Определенно можно сказать, что Бог не имеет ничего общего со грехом и никто не может обвинить Бога во грехе и даже в происхождении греха. Возможно, было бы более правильно говорить, что по неизвестным для нас причинам, Бог допустил появление греха. Мы не можем сказать относительно этой темы больше, чем Бог говорит об этом в Своем Слове. Нам даны лишь некоторые намеки на то, как грех зародился в сердце сатаны и затем проник в человеческую среду.

Появление греха в среде ангелов.

В Библии есть два отрывка, которые, как предполагают многие богословы, приоткрывают завесу над тайной падения диавола:

  1. Исаия 14:12-17.

По-видимому, как считают, в описании картины падения царя Вавилонского (ст. 4), который в русском переводе Библии назван «денницей», что означает утреннюю звезду, или Люцифером в английском переводе Библии (King James) и «сыном зари» (ст. 12) нам дано описание восстания сатаны против Бога. Важно обратить внимание на такие слова этой таинственной личности «выше звезд Божьих вознесу престол мой» (ст. 13) и «буду подобен Всевышнему» (ст. 14). В этих дерзких словах явно прослеживается недовольство своим положением и желание стать равным Богу. И именно подобный мотив использовал дьявол, когда побуждал Еву вкусить от запретного плода. Он дал ей дерзкое обещание, что люди, проявив непослушание Богу, сами будут «как боги» (Быт. 3:5).

  1. Иезекииля 28.

В этой главе представлено пророчество о царе Тира. Предполагается, что это пророчество, помимо того, что говорит о наказании этого человека, также приоткрывает тайну падения сатаны, так как некоторые детали этого пророчества позволяют предположить, что в некоторых моментах под царем Тира подразумевается сам сатана. Например, когда говорится: «ты говоришь: „я бог, восседаю на седалище божьем, в сердце морей» (Иез. 28:2). А также то, что он назван «помазанным херувимом» (ст. 14), говорит о особом положении этой личности. Исходя из этого пророчества, а также некоторых других мест, можно предположить, что причиной падения сатаны была гордость и недовольство своим положением (Иез.28:17; 1 Тим. 3:6).

Другого подходящего объяснения того, как грех вошел во вселенную в общем, и в наш мир в частности, более чем-то, что приоткрывает нам Библия, мы не можем дать. Поэтому, основываясь на Писании, мы видим то, что грех в начале проявил себя в сердце сатаны и затем с его помощью среди ангелов (2 Пет. 2:4), что побудило их к непослушанию Богу и неисполнению своих обязанностей (Иуд. 6). Но важно помнить, что все это не дает полного ответа на многие вопросы в связи с этой сложной темой. Основная причина того, что истина о том, как появился грех, нам не известна, по-видимому в том, что Бог, по тем или иным, известным для него причинам не посчитал нужным посвящать нас в эту тему.

Проникновение греха в человеческую среду.

История грехопадения человека записана в книге Бытие. Как мы уже упоминали, человек был сотворен совершенным и безгрешным. Через обольщение (2 Кор. 11:3) и соблазн от змея (Быт. 3:1-6), человек проявил непослушание Богу и согрешил Рим.5:19). Грех и смерть через Адама распространилась на все его потомство (Рим. 5:12). И таким образом все мы оказались грешниками по причине грехопадения Адама (Рим. 5:12-21), так как всё человечество было представлено в Адаме во время искушения в Едемском саду. Являясь полноценным представителем человеческой расы он согрешил, и мы все стали в нем виновны перед Богом. Очень часто мы выражаем несогласие с тем, что мы стали виновными по причине грехопадения Адама. Нам это кажется несправедливым, потому что не мы принимали решение согрешить и поэтому как мы можем быть виновными? Но всякий из нас совершил множество личных грехов, за которые мы виноваты перед Богом.

Также можно сказать, что на месте Адама и Евы, мы, вероятнее всего, сделали бы то же самое, так как мы не лучше их. Наша жизнь, полная противления Богу, подтверждает это. Также, если мы считаем, что это несправедливо быть представленным в Адаме, тогда мы должны думать, что несправедливо быть представленным во Христе и иметь Его праведность, вменённую нам Богом (Рим. 5:19). Адам, наш первый представитель согрешил, и Бог посчитал нас виновными. Но Христос, ставши представителем всех, кто верует в Него, повиновался Богу совершенно и, благодаря этому, Бог посчитал нас праведными во Христе.

Природа Греха

Грех это нарушение Божьей святости. Природу греха возможно выразить в словах, которые использует Писание, описывая грех:

А.Грешить это значит промахнуться, не попасть в цель, не достичь Божьих стандартов (chata — В.З и hamartano — Н.З.).

Божьи стандарты изложены в Его Законе и выражены через святую жизнь Его Сына. Все люди согрешили против Божьих стандартов, то есть промахнулись, не достигли их.

1.Некоторые примеры использования этого слова (chata) в Ветхом Завете.

Это слово разнообразно переведено в следующих отрывках Ветхого Завета, в которых сделать грех понимается, как:

(а). не попасть, промахнуться в цель. Слово, переведенное, как «не бросали мимо», используется в отношении Вениамитян-левшей, которые не промахивались, бросая камень из пращи в волос (Суд. 20:16).

(б). сделать неверный шаг, поспешить и поэтому споткнуться и упасть (Пр. 19:2 — оступиться). (в). не достичь благорасположения от другого человека (Быт. 40:1 — провинились).

2.Некоторые примеры использования этого слова (hamartano) в Новом Завете.

Это слово в Новом Завете переводится как согрешить (Рим. 3:23), преступление (Деян. 25:8), проступок (1 Пет. 2:20). Некоторые стихи, где встречаются различные варианты слова hamartano: Мф. 27:4; Лк. 15:18,21; Ин. 5:14; 8:11.

Б. Грех это отклонение, отступничество, падение от Божьих требований (paraptoma).

Это слово переводится как согрешения (Мф. 6:14), грехи (Еф. 1:7; 2:1), преступления (Рим. 5:15-18; Еф. 2:5), проступки (Иак. 5:16), падение (Рим. 11:11).

В. Грех это искажение, извращение или отклонение от Божьей праведности (avah — В.З. и adikia — Н.З.).

Avah переводится в В.З. как виновен (Есф. 1:16), поступил беззаконно (2 Цар. 24:17), совершил беззаконие (Пс. 105:6). Словом, являющимся синонимом слову avah в Н.З. является слово adikia. Это слово обозначает «неправедный», «неправда» (Лк. 13:27; 16:8; Деян. 1:18; 8:23; Рим. 6:13; 2 Фес. 2:12).

Г. Грех оставляет без внимания и переступает предписанные Богом границы Его Закона (avar — В.З. и parabaino — Н.З.).

Avar переводится в В.З. как переступил повеления Господа (1 Цар. 15:24; Чис. 14:41), преступление завета Господня (Ис. Нав. 7:11). Parabaino переводится в Н.З. как преступление заповеди (Мф. 15:3), преступающий учение (2 Ин. 9).

Д. Грех это оскорбление по отношению       к Богу, т.е.   человек позволяет          себе противится Богу (pasha — В.З. и anomos, asebes — Н.З.).

Слово pasha означает «бунт», «мятеж» и переводится в В.З. как озлобившийся (Пр. 18:19), грех (Пр. 10:12), выступил или (збунтувався укр.) (4Цар. 8:20). Эквивалентом этого слова в Н.З. являются слова anomos и asebes. Анамос чаще всего переводится как «беззаконие» и встречается в следующих отрывках: 2 Фес. 2:8 — беззаконник, беззаконных (1 Тим. 1:9), дела беззаконные (2 Пет. 2:8). Asebes указывает на тех, кто отступили от Бога и переводится как нечестивый(е) и встречается в восьми стихах в Новом Завете (1 Пет. 4:18; 2 Пет. 2:5; 3:7; Иуд. 4,15; Рим. 4:5; 5:6; 1 Тим. 1:9).

Е. Грех это злоупотребление доверием, неверность (ma’al — В.З).

Слово ma’al переводится как преступление (Ис. Нав. 7:1), беззаконие (1 Пар. 10:13), тяжко грешил (2 Пар. 28:19), ложь (Иов. 21:34), вероломно отступив (Иез. 14:13).

Ж. Грех это преступление, заблуждение, халатность (asham — В. З).

Слово asham в основном встречается в связи с ритуалом в скинии или в храме в Книгах Левит, Числа и Изекииля. Основной смысл его — «вина перед Богом». Оно переводится как виновна (душа та) (Чис. 5:6), буйствует (Авв. 1:11).

Последствия Грехопадения

Два слова, которые наиболее полно суммируют последствия грехопадения, это осквернение и наказание.

А. Осквернение.

Каждая часть человеческого естества после грехопадения оказалась под владычеством греха. Человек перестал быть святым и осквернился (Рим. 1:18-32; 5:12). Бог создал человека для Своей славы и он должен был являть эту славу, но грех лишил человека права отображать славу Божью (Рим. 3:23). Поэтому человек имеет греховную природу (Еф. 2:1-3), хотя это и не значит, что человек не способен делать ничего доброго (Рим. 2: 14), так как он продолжает быть носителем образа Божьего (Быт. 9:6). Он также имеет греховные мысли (Мф.15:18-19). Грех побуждает человека не делать то, что он должен делать и чего ожидает от него Бог (Иак. 4:17).

Б.       Наказание.

Возмездие за грех можно суммировать следующими словами: смерть, потерянность, осуждение, виновность, проклятье и вечное наказание, то есть навеки и навсегда.

  1. Смерть. Слово «смерть» означает разделение. Физическая смерть это разделение тела и духа. Духовная смерть это разделение человека с Богом. Вечная смерть или «смерть вторая» это разделение человека с Богом навсегда. Смерть, в результате грехопадения, «перешла во всех человеков» (Рим. 5:12) и поразила все человеческое естество. Человек находится в постоянном состоянии умирания, и если эта проблема для человека не будет решена, это состояние закончится «второй смертью».
  2. Отчужденность. Грех сделал человека потерянным для Бога. Он подобен заблудшей овце, потерянной драхме, блудному сыну в дальней стране (Лк. 15). Христос для того и пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мр. 2:17; Лк. 19:10).
  3. Осуждение. Как справедливый Судья, Бог не мог бы остаться святым и праведным, если бы оставил грех без должного возмездия (Быт. 3:16-24).
  4. Виновность человека перед Богом (Рим. 3:19; Иак. 2:10).
  5. Проклятие земли, тяжелый физический труд, болезни (Быт. 3:17-18).
  6. Вечное наказание. Для грешника в момент его смерти звучит страшный приговор идти «в огонь вечный» (Мф. 25:41,46; Мр. 3:29; 2 Фес. 1:8-9).

Владимир Дегтярев,

Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*