«За дело!», или Божий план перемен.

за елоЕфесянам 4:11-16

Чип Ингрэм,

Если вы похожи на меня, то в истории Джо и его семьи вы наверняка увидели те динамичные перемены, к которым сами стремитесь. Независимо от того, давно ли мы верующие и далеко ли продвинулись на своем духовном пути, именно такое личное свидетельство может лучше всего побудить нас к тому росту, который Бог желает видеть в жизни каждого из нас.

А теперь пора взяться за дело. Как происходят перемены? Вы уже знаете, что сделал Христос. А что делать вам? В чем состоит Божья программа действий? Как применить на практике то, что вы только что узнали об уникально устроенном Богом организме под названием «церковь»? Как получить через церковь благодать, которая преобразит ваши мысли и чувства, а затем и поступки? Если вы действительно хотите, чтобы Бог изменил вашу жизнь, вдохните поглубже, сделайте зарядку для ума и приступите к подробному изучению Послания к Ефесянам (4:11-16). Здесь Бог открывает программу действий, ведущую к святому преображению. Читая библейский текст, обращайте внимание на то, какими способами и средствами пользуется Господь, чтобы сделать вас похожими на Христа.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, по истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

С первого взгляда вам может показаться, что эти стихи не имеют никакого отношения к переменам, которые Бог производит в вашей жизни: «Здесь речь идет о пророках, евангелистах и апостолах. Покажите мне, какие из этих слов могут помочь мне измениться». Внимательно читайте дальше, так как в этих стихах содержатся подробности Божьего устройства Церкви, к которой вы присоединились в момент покаяния. Не понимая, какими функциями Бог наделил Церковь, вы никогда не сможете принимать благодать через нее. Вам необходимо исполнять свою роль в Церкви, чтобы позволить Богу изменить вашу жизнь так, как Он обещал и как вы этого горячо желаете. Давайте рассмотрим роль лидеров, которых дал нам Бог, чтобы помогать нам расти.

Лидеры церкви одарены Богом, чтобы готовить божий народ к служению.

Заметьте, как начинается этот фрагмент: «И Он поставил…» Это очень важно. Слово «Он» написано с большой буквы, чтобы не возникало сомнений относительно источника даров. Преображение начинается с благодати и благодатью заканчивается. Бог ставит в разных местах выдающихся лидеров, чтобы те помогали Его Телу расти. Но внимание не должно быть сосредоточено на лидере. Оно должно быть сосредоточено на Том, Кто ставит лидеров. Бог не хочет, чтобы вы думали, что преподаватель вашего библейского класса — лучший человек в мире, без которого вы просто жить не сможете. Он (или она) — подарок от Бога. Но Бог не хочет, чтобы вы ставили какого-либо духовного лидера на то место, которое вправе занимать только Он. В процессе преображения все внимание должно быть сконцентрировано на Том, Кто осуществляет этот процесс. Это Бог дает дары, в том числе и «живые дары» — лидеров.

Апостолы

Открывают список «живых даров» апостолы. Изначально этот термин относился ко всем, кто выполнял поручение свыше. В Библии апостолами названы многие люди. Первые двенадцать апостолов были призваны Христом и наделены весьма необычным служением. После самоубийства Иуды остальные апостолы выбрали вместо него Матфея. Позднее апостолом называется Иаков, брат Иисуса. Павел также стал апостолом. Таким образом, в Новом Завете сложилось понимание, что апостолы — это люди, которые были свидетелями Воскресения Иисуса Христа и получили божественное призвание.

В наше время не существует апостолов в строго новозаветном значении этого слова. Однако сегодня многие используют это слово для обозначения людей, являющихся первопроходцами и основателями церквей. Такой смысл проистекает из самого первоначального значения этого слова — «посланник». Первыми, кто реализовал апостольский дар, были те свидетели Христова Воскресения, которые последовали своему призванию и заложили основание новозаветной Церкви, в том числе и своими письменными трудами. Эти апостолы продолжают обращаться к церквам на страницах Нового Завета. Тех же, кто начинает новые дела и ведет нас в соблюдении, изучении и применении Божьего Слова, можно назвать современными носителями апостольского служения.

Пророки

Вторыми в перечне Павла упомянуты пророки. Слово «пророки» обычно ассоциируется у нас либо с пламенными ветхозаветными проповедниками, либо со странными прорицателями, чьи прогнозы публикуются в бульварных газетах. Однако изначально этим словом называли тех, кто справедливо предупреждал людей о будущем и открывал им истину от Бога. Современные псевдопророки гонятся за скандальной известностью и прибылью. Они едва ли заботятся о том, чтобы предостерегать и направлять людей посредством истины. На самом деле библейский дар пророчества связан не столько с предсказанием, сколько с распространением и продвижением Слова. В ранней церкви пророками называли тех, кто провозглашал Слово Божье с такой силой, что оно переворачивало жизнь слушателей.

Во всей библейской истории, вплоть до завершения Нового Завета, Бог непосредственно посылал пророкам откровение. Это откровение воплотилось в тексте новозаветных книг. В Послании к Ефесянам (2:20) сказано, что Церковь утверждена «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Строго говоря, сегодня уже не существует дара пророчества как предсказания будущего или сообщения новых откровений от Бога. Этот дар был необходим, чтобы заложить основание Церкви. Однако пророческое служение продолжает существовать в форме распространения и провозглашения Слова Божьего. Церковь зиждется на истине, данной нам через Христа, апостолов и новозаветных пророков. Современные же пророки проясняют библейскую истину и преподносят ее людям с особой силой и доходчивостью. Они помогают Божьей Церкви как можно лучше исполнять свое предназначение в падшем мире.

Евангелисты

На заложенном основании трудятся также евангелисты. Евангелисты обладают сверхъестественным даром — делиться верой так, чтобы слушатели приходили ко Христу. Бог дал им способность побуждать людей откликаться на евангелие. Все мы призваны благовествовать, но не все обладают особым даром благовестия. Как правило, лучший способ благовестия — это использование своих даров. Например, некоторые оказывают людям практическую помощь, а потом рассказывают о вере. Другие проявляют гостеприимство и беседуют о Христе. Евангелисты обращают людей ко Христу везде, в любой ситуации. Ранняя церковь была основана апостолами, обучаема и направляема пророками и росла благодаря тому, что евангелисты распространяли благую весть. Множество людей обращалось к Богу, и Церковь увеличивалась во много крат. Сегодня многим известны имена выдающихся евангелистов, таких как Билли Грэм или Луис Палау. Однако в каждой церкви есть другие, не столь знаменитые евангелисты, вдохновляющие членов Тела Христова. Они с любовью и дерзновением провозглашают евангелие всюду, куда бы ни пошли.

Пастыри и учителя

Последняя группа людей, упомянутая Павлом, — пастыри и учителя. «Пастырь» буквально означает «пастух». Это тот, кто присматривает за другими, «питает» их, заботится, направляет. Учитель — это тот, кто систематически обучает других истине Слова Божьего. Чтобы верующие духовно здравствовали и росли, им нужно и пасторское руководство, и обучение. Сейчас эти функции в Теле Христовом выполняются старейшинами, пасторами, профессиональными учителями и преподавателями семинарий.

Апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учителя… Возможно, вы удивляетесь, почему мы тратим время на рассмотрение обязанностей всех этих людей. Но это очень важно для осознания роли лидеров в Теле Христовом. Из-за отсутствия этого осознания многие христиане не изменяются. Если мы не понимаем, зачем Бог дал нам лидеров и в чем их роль, значит, мы не принимаем благодать, которая должна проистекать через них.

Современная культура сильно исказила взгляд на роль лидеров в церкви. Большинство христиан думает, что от них требуется всего лишь посещать церковь и предоставить пастору и другим священнослужителям совершать так называемое «дело служения». Возможно, вы думаете, что так и должно быть, — в таком случае вы сами перекрываете доступ благодати в ваше сердце. Давайте вместе рассмотрим библейское понимание лидерства. От вашего желания принять эту истину и поступать соответственно ей зависит, сможете ли вы принять ту благодать, которую Господь хочет вам дать.

Лидерство

Лидерство в церкви не имеет практически никакого отношения к престижу или выгодному положению. Лидерские дары даются с определенной целью. В чем задача лидеров? Готовить святых (верующих) к служению. Апостольский, пророческий, евангелистский, пастырский и учительский дары существуют для того, чтобы оснащать святых.

Большинству из нас внушили мысль, что все служение должно выполняться пастором. Такой подход уже сам по себе вредит Церкви. По статистике, восемьдесят пять процентов американских церквей не растут или даже теряют прихожан — во многом из-за того, что недостаточно доверяют четвертой главе Послания к Ефесянам и не применяют ее на практике. Действительно, можно ли удивляться уменьшению посещаемости при наших взглядах на то, кто должен нести служение? Обычный пастор со средними силами может служить духовным нуждам семидесяти пяти или, максимум, ста прихожан. Если вы, как пастор, отличаетесь особой работоспособностью, вы сможете непосредственно служить примерно ста пятидесяти людям, прежде чем испытаете нервный срыв. Если вы амбициозны, одержимы идеей и готовы работать девяносто часов в неделю, вы сможете удержать в своей общине около двухсот человек. Я это точно знаю. Я сам через это прошел. Всякий раз, когда звонил телефон, я подскакивал и бросался на помощь. Моим неписаным правилом было: «Я должен быть всем для всех». Я считал, что должен сам нести все служение. Я не понимал, что гроблю себя, и в то же время, лишаю Божьих людей тех возможностей, которые дает им Господь, чтобы преобразить их жизнь.

Я знал четвертую главу Послания к Ефесянам, но совершенно не применял ее в первые три-четыре года своей пасторской деятельности. Я жил в бешеном ритме, который едва не стоил мне здоровья. Я делал то, что другие могли бы сделать гораздо лучше — но тогда я этого не понимал. Я, скорее, препятствовал благодати, чем служил ее проводником.

Главная задача лидеров церкви — оснащать святых. Слово «оснащать», «совершать» [на дело служения] в греческом оригинале означает «восстанавливать». Например, оно применялось при лечении больного со множественными переломами. «Совершать» означало заново собрать кость, чтобы она правильно срослась. Это же слово использовано в Новом Завете при описании того, как рыбаки чинили сети. Они «восстанавливали» все нити и узлы, чтобы сетями снова можно было пользоваться. Уильям Баркли прокомментировал это слово так: «Его основная идея — привести что-либо в то состояние, в котором оно должно быть»1. Чтобы церковь была здоровой, чтобы в жизни верующих происходили перемены, лидеры церкви должны оснащать верующих.

Однако неверный подход столь укоренился в нашем обществе, что люди, впервые попавшие в «оснащающую» церковь, часто бывают недовольны. С первого взгляда может показаться, что такая модель отгораживает от верующих пастора, ранее доступного для всех, в любое время, по любому поводу. Люди не понимают, почему пастора «не видно» в тех или иных служениях. Мы регулярно объясняем таким людям структуру нашей церкви: «Дело не в том, что мы вас не любим. Напротив, мы любим вас так сильно, что не хотим отбирать у вас возможность служить. Мы настолько вас любим, что хотим, чтобы обычные прихожане научились проявлять к вам любовь! У них это получится гораздо лучше — хотя вы почему-то думаете, что это лучше всего получается у пастора». Привыкнув к новому порядку вещей, люди удивляются, как это они могли соглашаться со старым!

Что мешает думать по-новому

Когда я стал оснащать святых, вместо того чтобы делать все самостоятельно, некоторые люди высказали мне свое недовольство (чего и следовало ожидать). Однажды мне позвонила одна сестра из нашей церкви. Она была ужасно рассержена, хоть и прикрывала это приветливым тоном. «Я заметила, что вы не пришли ко мне в больницу», — начала она. (Впоследствии я узнал, что ей сделали несложную операцию на ноге. Я понимаю, что операцию обычно называют «несложной», когда ее делают другому человеку, а не вам; и тем не менее, ее операция была действительно несложной по сравнению с другими. Я даже не знал о ее визите к врачу.)

Прежде чем я мог ответить, она продолжила: «Как же вы могли не посетить меня?»

Я ответил: «Ну, во-первых, я не знал о вашей операции». Когда я выяснил, в чем она состояла, я подумал: хорошо, что я о ней не знал! Иначе у меня было бы искушение сказать: «По правде говоря, сестра, операция была легкой, и в больнице вы были совсем недолго, так что у меня не было никаких оснований вас посещать». Заметьте, что этот разговор состоялся тогда, когда я потратил уже несколько месяцев на разъяснение нового видения и обучение лидеров малых групп их обязанностям. Мы очень хотели, чтобы наши прихожане поняли, что пастор не несет ответственности за все духовные дела церкви. Пастор оснащает верующих, чтобы те сами могли выполнять эти дела. На том этапе истории нашей церкви мы уже разбили старые стереотипы, однако время от времени еще сталкивались с сопротивлением. Например, со стороны этой драгоценной сестры.

Я понял, что незнание об операции не кажется ей достаточным оправданием, и решил указать ей на несколько фактов: «Позвольте спросить, вы являетесь членом малой группы?»

«О да! У нас прекрасная группа!» — ответила она.

«Проведал ли вас кто-либо из вашей малой группы?» — спросил я.

«Все без исключения! Не было дня, чтобы ко мне никто не пришел», — отозвалась она. Она не преминула сообщить своей группе о столь критическом событии в ее жизни, и группа откликнулась на ее нужду. При этом никто не посчитал, что необходимо «позвать на помощь» пастора.

Я воскликнул: «Да что вы говорите!» — в надежде, что она сопоставит этот факт с новым видением церкви.

Она сказала: «Да-да. Более того, они приносили еду для всей моей семьи пять или шесть дней, пока мне было тяжело передвигаться».

Следует сказать, что это меня очень порадовало. Я отметил, что нужно похвалить лидера этой малой группы. Затем я продолжил: «Мэм, позвольте мне кое-что вам сказать. В вашем случае, Тело Христово сработало именно так, как должно. Те, кто лучше других вас знают, проявили любовь и доброту в ответ на вашу нужду. Как раз к этому мы и стремимся в нашей церкви».

Она сказала: «Да, но вы меня не проведали». Она не собиралась так просто сдавать позиции.

Я ответил: «Моя работа не в том, чтобы заботиться о вас лично. Моя работа — сделать так, чтобы о вас позаботились. Вам послужили гораздо лучше и в большей мере, чем мог бы это сделать я. Кто лучше вас знает? Я или члены вашей малой группы?» Молчание. Видимо, она сочла это за риторический вопрос.

Я продолжал: «Они разговаривали с вами на глубокие темы? Молились о вас? Кто лучше знает нужды вашей семьи — я или ваша малая группа?» Опять молчание. «Как вы думаете, кто мог лучше вам послужить? Я или ваша малая группа?» Никаких комментариев с ее стороны.

Стараясь снять напряжение, я пошутил: «И ко всему прочему, как вы думаете, кто лучше готовит? Я или ваша малая группа?»

Она рассмеялась, и я решил, что самое сложное позади. Как бы не так! После длительного молчания она сказала свое последнее слово: «Но вы-то не пришли!» Она настолько глубоко впитала в себя привычное, но отнюдь не библейское представление о церкви, — «все служение должен нести пастор», — что так ничего и не поняла.

Нелегко вырваться из плена старых привычек. Мы выросли в обществе, где принято считать, что пастор — человек, который говорит с кафедры, — должен делать и все остальное. Община, в которой я проповедую, достаточно хорошо меня знает. Мои трудности становятся иллюстрациями к моим проповедям. Я очень ценю отношения с людьми. Если бы это было по-человечески возможно, после служения я бы с удовольствием побеседовал с каждым из моих слушателей за чашечкой кофе — а также и с вами, когда вы прочтете эту книгу. Но если Бог откроет вам что-либо через эту книгу и вы поговорите с кем-нибудь другим, служа ему своими дарами, это будет означать, что мой труд не напрасен (даже если я узнаю об этом только на небесах). Задача пастора — готовить к служению обычных людей, таких как мы с вами. Если это происходит, тогда начинается подлинное преображение.

«Совершение святых» вполне реально. Это может стать нормой. Мне вспоминается один брат, который пришел в нашу церковь сравнительно недавно. Он познакомил меня со своей женой и детьми, и я заметил, что постепенно они вовлекаются в жизнь церкви. Его имя встречалось в отчетах о служении, так что я знал, что он нашел свое место. Потом я услышал, что, когда я был в отъезде, он перенес операцию на сердце. (Скажу вам по секрету, что такую операцию «несложной» не назовешь.) Я написал ему записку: «Извините, меня не было в городе во время вашей операции. Надеюсь, вы чувствуете себя хорошо. Хочу, чтобы вы знали, что я о вас молился».

Он ответил мне скорее, чем я ожидал. В наши дни дела обстоят так: сегодня у вас операция на сердце, а завтра вы можете бежать марафон! На следующей неделе он появился в церкви и «поймал» меня в коридоре после служения. Пожимая мне руку, он спросил: «Что вы себе позволяете?»

Я уточнил: «В каком смысле?»

«Почему вы тратите свое время на записки таким людям, как я? Я и так знаю, что вы меня любите. Моя малая группа была рядом. С моей семьей все в порядке. Вы должны делать то, к чему Бог вас призвал. Продолжайте готовить нас к служению, а друг о друге мы и сами с удовольствием позаботимся».

Этот человек все понял. Вам интересно, проведываю ли я больных? Разумеется. Так же, как и вы, — в зависимости от наших взаимоотношений. Конечно, я проведываю друзей и знакомых. Я также ощущаю духовную ответственность за старейшин и сотрудников церкви. Но настоящие перемены начинают происходить тогда, когда лидеры оснащают верующих, а те понимают второй ключ к переменам.

Чип Ингрэм, Чудесная измененная жизнь, Переводчик: Надежда Бражник, Издательство: Путешествие по Библии, 208 стр. г.Киев, 2005г.

Материалы, посвященные раскрытию истин преображения и освящения, вы можете найти на этом сайте, в разделе «Духовное рядом» (категория «Вертикальный контекст»).

Добавить комментарий