Божественное откровение – это явление Бога Своему творению.

откровСпрол, Р.Ч.

Все, что мы знаем о христианстве, было открыто нам Богом. «Открыть» – означает «снять завесу», то есть обнаружить то, что было скрыто.

Когда мой сын был маленьким, мы завели обычай, по примеру популярного телешоу, ежегодно в день его рождения прятать подарки по разным секретным местам – в ящике письменного стола, под диваном или за стулом. Затем я предлагал ему выбрать либо то, что находится в ящике стола, либо то, что лежит у меня в кармане. Кульминация игры состояла в том, чтобы угадать, где спрятан лучший подарок. Однажды я расставил в комнате три стула и накрыл их одеялами. Под каждым из них скрывался отдельный подарок. Под первым –

маленький, под вторым – большой, а под третьим стулом лежал костыль, с которым мой сын ходил, когда в семилетнем возрасте сломал ногу.

Три года подряд мой сын выбирал стул, под которым лежал костыль! (Естественно, в конце концов я все-таки позволял ему обменять костыль на настоящий подарок.) На четвертый год он твердо решил, что больше ни за что не выберет стул, скрывающий под собой костыль. На сей раз я положил подарок рядом с костылем и расположил все сооружение так, чтобы верхушка костыля торчала из-под одеяла. Приметив это, мой сын старательно обошел стороной подозрительный стул. Я снова провел его!

Соль игры заключалась в том, чтобы разгадать, где же скрывается сокровище. Но сыну приходилось идти наугад, ведь все строилось на одних предположениях. Обнаружить, где кроется подарок, можно было только после того, как снималось покрывало.

То же происходит и с нашим знанием о Боге. Наши тщетные догадки о Нем – дело бесполезное. Если мы желаем воистину познать Его, нам нужно довериться тому, что Он сам говорит о Себе. Библия гласит, что Бог открывает нам Себя разными способами. Слава Его распространена повсюду в окружающей нас природе. В древности Он являлся людям в снах и видениях. Знаки Его провидения мы встречаем на страницах истории. Он открывает Себя в богодухновенном Писании. Апофеоз Его откровения мы видим в явлении Иисуса Христа в образе человека – теологи называют это «инкарнацией», то есть «воплощением».

Автор Послания к Евреям пишет: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». (Евреям 1:1-2)

Хотя Библия говорит о «многообразных» способах, которыми Бог открывает себя, мы различаем два основных вида откровения: всеобщее и особое. Первое из них названо «всеобщим» по двум причинам: 1) оно носит всеобщий характер; 2) оно открыто для всех.

Всеобщность характера

Всеобщее откровение приходит к нам одновременно с осознанием того, что Бог существует. «Небеса являют славу Божию», – восклицает псалмопевец. Слава Божия отражена в творениях рук Его. Она столь явна и очевидна, что нет создания, которому она была бы незаметна. Она открывает вечную силу и божественность Господа (Римлянам 1:18-23). Откровение, распространенное в природе, не дает нам полного представления о Боге. Оно не дает нам знания о Боге-Искупителе, то есть того знания, которое мы находим в Библии. Однако Бог, открывающийся нам в природе, – это все тот же Бог, о котором мы узнаем из Писания.

Всеобщая направленность

Не все люди в мире читали Библию и слышали евангельские истины. Но свет природы озаряет каждого человека, где бы он ни находился, в какое бы время ни жил. Всеобщее Божье откровение проявляется всякий день. Бог постоянно свидетельствует о Себе. Видимый мир, точно зеркало, отражает славу своего Творца.

Мир – это сцена, на которой Бог – главное действующее лицо, стоящее в самом центре, лицом к зрителю. Нет такого занавеса, который, опустившись, скрыл бы Его присутствие. С первого взгляда на плоды творения мы понимаем, что природа не могла породить самое себя. Не существует такой «матери», как Мать-Природа. Природа сама по себе бессильна породить любую форму жизни. Природа бесплодна в себе самой.

Способность порождать жизнь заключена в Творце природы – Боге. Принимать природу за источник жизни означает смешивать творение с Творцом. Любые формы поклонения природе есть не что иное, как идолопоклонство, ненавистное Богу. Сила всеобщего откровения столь велика, что каждый человек знает о существовании Бога. Атеизм полностью отрицает то, что является общеизвестной истиной. Вот почему Библия говорит: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Псалом 13:1). Когда Писание осуждает атеиста, называя его «безумцем», оно выносит ему моральный приговор. Быть безумцем в библейском смысле не означает быть слабоумным или вообще лишенным разума; это значит быть безнравственным. Если мудрость начинается со страха перед Богом, то отрицание Бога есть высшая степень безумия.

Подобным же образом отрицают силу всеобщего откровения и агностики. Агностик не столь категоричен, как атеист; он не отрицает существования Бога полностью. Агностик заявляет, что по причине недостаточной очевидности невозможно решить однозначно, существует Бог или нет. Он предпочитает повременить с окончательным суждением, оставить вопрос о существовании Бога открытым. Как бы то ни было, в свете очевидности всеобщего откровения позиция агностика столь же ненавистна Богу, сколь и философия воинствующего атеиста.

Но те, чьи умы и сердца открыты, с изумлением созерцают славу Божию, которая простирается от миллиардов миров в небесных просторах до мельчайших частиц, составляющих структуру молекулы. Какому же непостижимому Богу мы служим!

Библейские стихи для размышления:

Псалом 18:1-14
Ефесянам 3:1-13
2 Тимофею 3:14-17
Евреям 1:1-14

Заключение:

  1. Христианство есть религия откровения.
  2. Божье откровение есть самораскрытие. Бог снимает завесу, скрывающую Его от нас.
  3. Мы не в состоянии познать Бога через размышления о Нем.
  4. Бог открывал Себя различными способами на протяжении всей истории человечества.
  5. Всеобщее откровение дано всем человеческим существам.
  6. Атеизм и агностицизм основаны на отрицании общеизвестной истины.
  7. Основа безумия – отрицание Бога.
  8. Основа мудрости – страх перед Богом.

Спрол, Р.Ч.

«Основные истины христианской веры». Одесса: «Содействие», 1994.

Материалы, посвященные раскрытию истин преображения и освящения, вы можете найти на этом сайте, в разделе «Духовное рядом» (категория «Вертикальный контекст», «Моя встреча с Богом» и другие).

Добавить комментарий