Политические цели России в Ближнем зарубежье до 2024г.

крымЦентр стратегических разработок, Внешняя политика и безопасность. Тезисы по внешней политике и позиционирование России в мире (2017-2024 гг.)

ТЕЗИС 1. Объем возможностей и угроз для России в ближнем зарубежье определяет приоритетность этого направления внешней политики.

Россия и страны ближнего зарубежья обладают культурной общностью и общим языковым пространством, инфраструктурными связями, широкими возможностями для экономической интеграции. Перед Россией и постсоветскими государствами стоят сходные задачи модернизации и развития.

Тем не менее, в отношениях с некоторыми республиками эти возможности в значительной степени утрачены. В ряде случаев Россия позиционируется в образе противника, в том числе с целью национальной консолидации и легитимации существующих политических режимов.

Целый ряд стран постсоветского пространства обладают хрупкой или уязвимой государственностью. Это выражается в наличии открытых или замороженных конфликтов, острых социальных противоречиях, коррумпированности государственных институтов, периферийности экономики или ее зависимости от текущей конъюнктуры. Многие соседи России пережили внутренние смуты, цветные революции, попытки переворотов. Эти угрозы важны и для самой России. Однако в отличие от своих соседей она обладает значительно большим весом и запасом прочности, а в последние полтора десятилетия проявила политическую волю к укреплению государственности.

Постсоветское пространство превратилось в арену конкуренции России и структур Запада (ЕС и НАТО). Апофеозом этой конкуренции стал украинский кризис. Накладываясь на внутренние социальные конфликты и уязвимость, такая конкуренция опасна для стабильности ближнего зарубежья. Пока Россия смогла приостановить продвижение западных структур на постсоветском пространстве. Но сама проблема конкуренции в корне не решена. Интеграция в западные структуры или тесное сотрудничество с ними будет оставаться в долгосрочной перспективе привлекательным проектом для стран ближнего зарубежья.

Россия и сама заинтересована во взаимодействии с западными структурами по широкому кругу вопросов.

России необходим разумный, последовательный и привлекательный проект для постсоветского пространства. Он не может и не должен базироваться на нео-имперских основаниях или на жестком противостоянии с Западом. Требуется обеспечит ь возможность равноправного глубокого взаимодействия как с западными, так и с восточными инициативами.

ТЕЗИС 2.  В российской политике в ближнем зарубежье украинский вопрос останется в  числе приоритетов на долгосрочную перспективу.

Украинский кризис был вызван кумулятивным набором внутренних факторов — коррумпированностью государства, обнищанием общества, попытками ограничить права и свободы граждан. На украинскую революцию повлияли и внешние силы, хотя в сравнении с внутриполитическими факторами их роль переоценивать не следует.

Россия и Запад не смогли совместно создать условия для преодоления кризиса. В украинском кризисе сосредоточился весь набор проблем в отношениях России и Запада, копившихся с 1990-х гг . — отсутствие доверия, эрозия режимов контроля вооружений, разные взгляды на цветные революции и смены политических режимов, расширение НАТО, игра с нулевой суммой на постсоветском пространстве.

В ходе украинского кризиса Россия воссоединилась с Крымом, решила проблему базирования Черноморского флота, заблокировала на долгосрочную перспективу членство Украины в НАТО.

Вместе с тем, это породило ряд новых серьезных проблем. Россия для Украины — стратегический противник. Вражда укоренилась на уровне политической идеологии и общественного сознания. Украина потеряна для России в качестве партнера на долгое время. Киев будет последовательно выстраивать военно-политические отношения с западными структурами без членства в НАТО. Вблизи государственных границ России тлеет вооруженный конфликт. Украинский вопрос обострил отношения с Западом, нанеся ущерб торговле, порождая гонку вооружений, закрывая многие направления сотрудничества, в которых заинтересована сама Россия.

Весь этот набор факторов несет риски для России. Необходимо предпринимать последовательные усилия по ликвидации конфликта на Донбассе. Проблема требует как диалога с Киевом, так и договоренностей с Западом. Одномоментная сделка по Украине невозможна. Дипломатам предстоит длительный, постепенный и неровный процесс урегулирования. Быстрому решению будут препятствовать внутриукраинские факторы и противоречия внешних сил.

Минские соглашения вряд ли будут выполнены в полном объеме и рано или поздно могут потребовать пересмотра. Дипломатам следует сосредоточиться на выполнении тех положений Минских соглашений, которые способствовали бы мирному процессу и были бы приемлемы для всех участников. Проведение признанных всеми выборов в конфликтном регионе — достижимый результат.

Комплексное решение проблемы потребует как урегулирования противоречий, порожденных самим украинским кризисом, так и причин, которые сделали его возможным. Украинский вопрос не может быть решен без существенной перестройки системы безопасности в Европе, эффективных инклюзивных институтов и ликвидации разделительных линий.

ТЕЗИС 3.  Появление Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — качественный шаг вперед.

Появление Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — качественный шаг вперед в создании взаимовыгодных и равноправных интеграционных структур на постсоветского пространстве. Большим достижением стала деполитизация экономической интеграции. России следует продолжать курс на создание экономического базиса объединения, избегая политических столкновений.

ЕАЭС — молодое интеграционное объединение. Требуется значительная работа по гармонизации законодательства стран-членов, созданию общих пространств, повышению эффективности Союза. В этой работе полезным и востребованным может быть опыт европейской интеграции.

Евразийский экономический союз имеет значительный потенциал международного сотрудничества. Следует развивать положительный опыт зоны свободной торговли с Вьетнамом, стимулировать партнёрские связи с другими странами и интеграционными блоками. Особое место в структуре этих связей должно занимать сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Один пояс — один путь». ЕАЭС следует добиваться признания в качестве равноправного партнера со стороны ЕС, обеспечить деполитизацию диалога ЕСЕАЭС.

По мере углубления интеграции в уже намеченных областях сотрудничества, требуется ее постепенное расширение. Гармонизация стандартов высшего образования стран-членов ЕАЭС и системы подготовки кадров для экономик Союза — одно из возможных направлений.

ТЕЗИС 4.  Россия и страны ближнего зарубежья сталкиваются с общими вызовами безопасности.

Россия и страны ближнего зарубежья сталкиваются с общими вызовами безопасности. Это делает востребованным Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) как ведущего военно-политического института постсоветского пространства.

Угроза терроризма и радикального исламизма — одна из ключевых для стран ОДКБ. Основные риски связаны с регионом Центральной Азии. Общее ухудшение ситуации на Ближнем Востоке негативно сказывается и на стабильности в Центральной Азии.

России следует содействовать развитию потенциала ОДКБ, укреплению сил быстрого реагирования, а также совершенствованию антитеррористической компоненты. Важны и другие направления сотрудничества в рамках ОДКБ, включая развитие общей системы воздушно-космической обороны. Военно-техническое сотрудничество России с членами ОДКБ является вкладом в укрепление суверенитета и государственности союзников России.

Перспективным направлением является выстраивание партнерских связей ОДКБ с другими организациями по безопасности. Диалог Россия-НАТО необходимо дополнить взаимодействием ОДКБ и НАТО.

Целесообразно выстраивание связей ОДКБ и ШОС. В рамках такого партнерства может быть решен вопрос безопасности сухопутных компонентов проекта «Один пояс — один путь».

На постсоветском пространстве сохраняется целый ряд замороженных конфликтов. России следует продолжать усилия по решению Карабахского конфликта, выступая посредником в диалоге Армении и Азербайджана. Необходимо вернуться к обсуждению проекта решения приднестровской проблемы. Нужна дальнейшая нормализация отношений с Грузией, восстановление дипломатических отношений и безвизового режима с Тбилиси, содействие примирению Грузии с Абхазией и Южной Осетией.

Внешняя политика и безопасность.

«Тезисы по внешней политике и позиционирование России в мире (2017-2024 гг.)» Москва, Июнь 2017. Текст подготовил И. Н. Тимофеев, под редакцией А. В. Кортунова, С. В. Уткина.

Добавить комментарий