Россия и страны незападного мира: взгляд до 2024 года.

незапаТезисы по внешней политике и позиционирование России в мире (2017-2024 гг.).

ТЕЗИС 1. Китайская Народная Республика — ключевой глобальный и региональный партнер России.

Китайская Народная Республика — ключевой глобальный и региональный партнер России. Страны имеют общие позиции по целому ряду вопросов глобального порядка, выступают последовательными сторонниками полицентричного мира. Россия разделяет идею экономического соразвития как важной составляющей внешнеполитической философии КНР. Между РФ и КНР улажены все территориальные споры. Произошла демилитаризация государственных границ с обеих сторон. Между лидерами двух стран установились доверительные партнерские отношения. Ведется интенсивный межправительственный диалог.

Всеобъемлющее стратегическое партнерство не предполагает военно-политического союза России и КНР. Динамичные отношения не должны ограничивать ни Россию, ни КНР в партнерстве с другими странами региона.

России следует вести осторожную политику в вопросе территорий в Южно-Китайском море, избегать втягивания в региональные конфликты.

Экономическое развитие — ключевой интерес России в отношениях с КНР, в том числе в условиях западных санкций. Тем не менее, экономический уровень двусторонних отношений существенно отстает от политического диалога. Основным ограничителем выступает структура российской экономики и состояние ее инфраструктуры. В экономическом взаимодействии доминирует торговля, при слабости инвестиционной составляющей. Политическая воля руководства стран способствует реализации совместных масштабных проектов. Однако наряду с этим необходимо также создание благоприятной среды для предпринимательской активности на уровне малого и среднего бизнеса. Эти проблемы проявляются и в вопросе сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс — один путь».

В значительной степени недоиспользован потенциал гуманитарного сотрудничества с КНР. Здесь также требуется создание комфортной среды для образовательных и культурных обменов. Целесообразна политика дальнейшей либерализации визового режима. Российским экспортерам остро необходимы компетенции по работе на китайском рынке.

Прогресс в отношениях с КНР во многом зависит от усилий самой России по развитию своей экономики и реформированию институтов. Преодоление ограничений в этой области положительно скажется и на потенциале партнерства с КНР.

ТЕЗИС 2.  Партнерские связи России в АТР должны быть диверсифицированы.

Необходимо развитие самых тесных связей со странами Северо-Восточной Азии — Японией и Южной Кореей. Как и в случае отношений с КНР, партнерство с этими странами ограничено структурой российской экономики, узостью ее экспорта и небольшой емкостью рынка дальневосточных регионов страны. Необходимо последовательно снимать барьеры в двусторонних связях: громоздкие таможенные процедуры, инфраструктурные ограничения и др. Перспективным направлением являются совместные региональные проекты, подобные инициативе Азиатского энергетического кольца. Такие проекты имеют общерегиональный положительный эффект и выгодны для самой России.

Значительным шагом вперед стала либерализация визового режима с Республикой Корея. Идя по пути дальнейшей либерализации, Сеул может существенно увеличить свою привлекательность для российского бизнеса.

Необходимо продолжать диалог с Японией по территориальному вопросу. Усилия российской дипломатии должны быть направлены на минимизацию влияния этого вопроса на экономическое и гуманитарное взаимодействие двух стран.

Россия остается важным участником процесса денуклеаризации Корейского полуострова. Одним из негативных следствий сохранения ядерной программы КНДР может быть создание региональной ПРО в Республики Корея и в Японии, что скажется на региональной стратегической стабильности. По этому вопросу возможна координация позиций с КНР, необходим диалог с Республикой Корея, Японией и США.

Недоиспользованным активом остается развитие связей со странами Юго-Восточной Азии. Идея большого Евразийского партнерства с участием АСЕАН должна наполняться реальным содержанием. В противном случае, Россия будет терять авторитет как инициатор крупных международных проектов.

ТЕЗИС 3. Традиционно дружественной для России страной является Индия.

Традиционно дружественной для России страной является Индия, имеющая значительный потенциал для дальнейшего роста и развития. Российские и индийские подходы близки по многим вопросам глобальной повестки. Обе страны тесно координируют свои действия в БРИКС и ШОС. Накоплен значительный опыт сотрудничества в области военно-технического сотрудничества, освоения космоса, мирного атома и в других областях. Российско-индийские отношения развиваются независимо и вне привязки к их отношениям с третьими странами.

Вместе с тем, динамика экономического взаимодействия с Индией близка к стагнации. Россия рискует утратить конкурентные преимущества в привычных для себя рыночных нишах. В частности, в области вооружений Индия наращивает собственный научный и производственный потенциал. За индийский рынок борются ведущие глобальные компании. Все это требует расширения областей сотрудничества и их наполнения новым качеством. Необходимо совершенствование правовой базы отношений, постепенное снятие излишних тарифных и нетарифных ограничений, наращивание деловых контактов на уровне среднего и малого бизнеса, создание общественных институтов и механизмов для облегчения бизнес-коммуникаций, изменение взаимного образа в двух странах. Одних усилий правительственных структур для качественного рывка в сотрудничестве будет недостаточно. Наряду с крупными проектами, необходимо создание среды, стимулирующей интерес в Индии к российскому экспорту и инвестициям в Россию.

Учитывая значимую роль федерализма и отдельных штатов в политической и экономической жизни Индии, необходимы качественно новые подходы к межрегиональному сотрудничеству.

ТЕЗИС 4. Возрастает роль России в регионе Ближнего Востока и Северной Африки

Возрастает роль России в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Целый ряд стран региона прошел через тяжелейший кризис государственности. Продолжаются гражданские войны в Сирии, Ливии, Йемене, Ираке, Афганистане. Это спровоцировало беспрецедентные волны беженцев и вынужденных переселенцев, как в рамках региона, так и за его пределы. Множатся радикальные исламистские группировки. Многочисленное молодое и пассионарное население стран региона — легкая добыча для исламистов. Регион политически разобщен. Общерегиональные институты в области безопасности и развития отсутствуют или не работают.

Вызовы безопасности региона выходят за его пределы. Они подрывают безопасность в Центральной Азии, на Кавказе, в евроатлантическом регионе.

Включившись в сирийский конфликт, Россия существенно расширила свое военное присутствие в регионе. Российская критика вмешательства внешних сил в революционные процессы отдельных государств региона представляется оправданной.

В то же время, России следует выходить за рамки сирийской проблемы. Целесообразно выступить с инициативой о создании общерегиональной системы безопасности. Такая инициатива должна быть заранее проработана на экспертном уровне и согласована с ключевыми партнерами России в регионе. Первым шагом в реализации инициативы могла бы стать организация международной конференции высокого уровня по системе безопасности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Стратегической задачей должно быть создание эффективных региональных институтов, главная цель которых состояла бы в обеспечении мира, урегулировании конфликтов борьбе с радикальным исламизмом. Мир в регионе — основное условие для его экономического возрождения.

России необходимо энергично содействовать окончанию гражданской войны в Сирии, привлекая региональные и вне-региональные государства к конструктивному участию в этом процессе.

Борьба с радикальными террористическими группировками должна оставаться в числе внешнеполитических приоритетов России. На этом направлении необходимо добиваться координации с западной коалицией, принимая во внимание степень готовности США и их союзников к такому взаимодействию.

Политику России на Ближнем Востоке следует вывести за пределы доминирования военно-политической повестки. Россия имеет возможности для наращивания экспорта в страны региона. Необходима системная инвентаризация российских проектов и предложений для региона. Возможности экономического взаимодействия используются недостаточно. Инфраструктурные проблемы мешают развитию перспективных торговых отношений. Целесообразно проработать на экспертном уровне совместно с партнерами по ЕАЭС возможность создания новых зон свободной торговли со странами региона. России следует продолжать линию на выстраивание диалога с Саудовской Аравией по вопросам ценовой конъюнктуры на рынке нефти.

Важно не допустить срыва реализации договоренностей по иранской ядерной проблеме, в том числе в силу возможных изменений подходов США.

ТЕЗИС 5.  Возрастает роль России в регионе Ближнего Востока и Северной Африки

Сотрудничество со странами Латинской Америки остается на периферии российских интересов. Сказывается влияние географических факторов и узость возможных предложений России в экономике и торговле. Партнерство России и Бразилии в БРИКС пока ограничивается обсуждением самых общих вопросов и мало сказывается на двусторонних связях.

Россия способна расширить свое присутствие на рынках стран региона.

Вместе со странами региона Россия могла бы также выступить с глобальной инициативой в области ресурсной безопасности.

ТЕЗИС 6.  На обозримую перспективу сохранится низкая интенсивность сотрудничества со странами Африки Южнее Сахары.

На обозримую перспективу сохранится низкая интенсивность сотрудничества со странами Африки Южнее Сахары, хотя со многими из них исторически выстроены дружеские отношения.

В своей африканской политике России следует исходить из того, что население континента растет, постепенно улучшается качество жизни. А это открывает и новые возможности для экспортеров. Требуется тщательная ревизия проектов и предложений для стран региона.

Центр стратегических разработок, Внешняя политика и безопасность.

«Тезисы по внешней политике и позиционирование России в мире (2017-2024 гг.)» Москва, Июнь 2017. Текст подготовил И. Н. Тимофеев, под редакцией А. В. Кортунова, С. В. Уткина.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*