Что означает преображение в святость Христа.

OpportunityКак проходить путь освящения.

Чип Ингрэм,

Верующий, чья жизнь не меняется, — это оксюморон. Быть верующим значит изменяться. Если ваша жизнь остается такой, как прежде, вам следует задуматься, действительно ли вы христианин. Истинные верующие испытывают изменение жизни. Чтобы стать бабочкой, нужно претерпеть перемены. Вы уже не гусеница. Вы оставили свой «кокон» позади.

Бог призывает нас не к тому, чтобы мы больше старались. Бог призывает нас к новой жизни и новым привычкам. Он желает, чтобы мы жили согласно тому, кто мы есть во Христе. Мы не пытаемся заслужить Божье расположение (так делают моралисты). Мы также не выполняем бессмысленные псевдодуховные упражнения: «Что ж, я услышал о благодати и произнес какую-то молитву. Я сделал все так, как мне сказали. Моя жизнь от этого не изменилась, но это нестрашно. Ведь мне сказали, что, раз я помолился той молитвой, то теперь попаду на небеса». Если в этом вся ваша вера, значит, вы что-то недопоняли.

Давайте вместе рассмотрим Послание к Ефесянам (4:17-24) — следующий фрагмент четвертой главы. Он поможет нам узнать, как жить святой жизнью. Эти стихи покажут нам правильный путь — мимо западней морализаторства и попустительства, прямо к преображенной жизни.

«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостъю.

Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Ефесянам 4:17-24)

В самом начале этого отрывка, Павел бросает вызов: «Посему я говорю и заклинаю Господом, — это очень сильные слова! К чему же он призывает? — чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, — то есть язычники, неверующие. А как они поступают? — по суетности ума своего» (4:17). «Суетный» означает «пустой, бесцельный, не имеющий никакого отношения к Богу».

Далее Павел описывает, в чем выражается у неверующих суетность ума: «…будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, — почему? — по причине их невежества и ожесточения сердца их» (4:18). Павел подчеркивает, что те, кто знает Христа, не могут жить так, будто они Его не знают. Затем он рисует картину из жизни людей с ожесточенным сердцем: «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (4:19). Иными словами, он говорит: «Вот как живут люди, которые оттолкнули Бога, отвернулись от Него, предались всевозможному распутству. Верующие, не будьте такими! Оставьте прежнюю жизнь!»

А теперь заметьте противопоставление: «Но вы не так познали Христа» (4:20). Иными словами: «Когда с вами произошла метаморфоза, когда вы родились свыше, вас сразу предупредили, что теперь ваша жизнь кардинально изменится. Помните? Вам велели осознать, чего это будет вам стоить». Павел продолжает: «…потому что вы слышали о Нем, — то есть слышали проповеди о Нем, — и в Нем научились, — узнали, кто Он такой и как возрастать в Нем, — так как истина во Иисусе» (4:21). Это очень необычный стих. Здесь в одном предложении отдельно упоминаются «Христос» и «Иисус». Вероятно, Павел хотел подчеркнуть высокое звание Иисуса. Он есть Христос (Спаситель) — а значит, читатели должны понимать, что знакомство с Ним отличается от всех других знакомств. Оно преображает жизнь.

Далее Павел напоминает о том, чему их учили: чем новая жизнь во Христе отличается от старой. Он напоминает об этом потому, что некоторые люди в ефесской церкви, искренне пришедшие ко Христу, стали возвращаться к старому, аморальному образу жизни. «В Нем научились — во-первых, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а — во-вторых — обновиться духом ума вашего и — в-третьих — облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (4:22-24). Гусеница в коконе утрачивает свой прежний облик и приобретает новый. На примере бабочки Вени мы увидели, что перемена происходит независимо от того, признаем мы ее или нет. Однако, как указывает Павел, уподобление Богу (святое преображение) должно проявляться в нашем образе жизни — в праведности и святости.

ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗ ОТВЕТА ПАВЛА

Из фрагмента, который мы только что рассмотрели, можно сделать три основных вывода. Первые два объясняют, почему мы должны жить в святости. Третий подробно рассказывает о том, как жить святой жизнью. Принципы, которые Павел изложил жителям Ефеса, действуют и сегодня. Бог по-прежнему изменяет людей, делая их более похожими на Себя.

  1. Поскольку мы — верующие, наша жизнь должна отличаться все большей моральной чистотой.

Павел устанавливает высокий стандарт. Поскольку мы — верующие, наша жизнь должна отличаться все большей моральной чистотой. У нас нет выбора. Новая жизнь во Христе требует того, чтобы мы вели себя по-другому. И эта перемена происходит не для того, чтобы заслужить Божье расположение (как считают моралисты), а из-за того, кто вы есть и Кому принадлежите. Вы изменились и принадлежите уже не миру, а Христу. Давайте детальнее рассмотрим стихи 17-19. Это один из тех фрагментов, которые нужно выделить в своей Библии.

«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, (по суетности ума своего), будучи (помрачены в разуме), (отчуждены от жизни Божией), [по причине их невежества] и [ожесточения сердца их]. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Ефесянам 4:17-19)

Я сделал в тексте некоторые пометки, чтобы помочь вам обратить внимание на детали. Отметьте фразу: «Чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы». В своей Библии, на поле возле этой фразы, вы можете написать: «повеление». Я взял в круглые скобки те выражения, которые описывают образ жизни язычников: «по суетности ума своего», «помрачены в разуме», «отчуждены от жизни Божией». Напишите на полях слово «состояние» — здесь описано состояние, или положение, тех, кто не поверил евангелию. Оно похоже скорее на тупик, чем на временные затруднения. Эти люди не смогут ни осознать тяжесть своего положения, ни придумать выход из него, поскольку они «отчуждены», изолированы, лишены близости с Богом. Они умственно и духовно слепы.

После таких жестких слов напрашивается вопрос: «Почему?» Павел дает нам ответ. Его следующая фраза начинается словами «по причине». Я взял в квадратные скобки два словосочетания: «по причине их невежества» и «ожесточения сердца их». Запишите на полях: слово «причины». Их невежество не является интеллектуальным (то есть не вызвано незнанием какой-то информации). Их невежество — моральное, свойственное огрубевшему сердцу. Здесь воссоздается образ людей, похожих на окаменелые деревья. Просить их хотя бы задуматься о Боге — это все равно что призвать камни испытать чувства.

Примером мягкости сердца являются дети. Они открыты, любознательны и полны энтузиазма. Им легко увидеть в Божьем творении свидетельство Божьего существования, Его красоты и любви (см. Римлянам 1:18-20). Любуясь закатом, они задают вопрос, поражающий своей искренностью: «А кто это сделал?» Глядя на новорожденного котенка, они замечают чудо и красоту творения. Видя, что люди любят друг друга, они понимают, что это — главное в жизни. Они с готовностью воспринимают эти маленькие свидетельства о Боге, о Христе, о любви и о жизни.

Но в каждом из нас, даже в детях, внутри есть греховная природа — та часть нас, которая постоянно кричит: «Я!», «Мне!», «Мое!». Эта часть нас желает, чтобы в центре вселенной были мы, а не кто-то другой. Она пытается оспорить очевидные признаки Божьего присутствия. Мы слышим Божий голос — и решаем держаться от Него на расстоянии. Это дает нам ощущение власти, ведь мы отрицаем власть Бога! Глубоко внутри мы начинаем вырабатывать глухоту к Божьему голосу и слепоту к Его присутствию. Наш разум помрачается — это означает, что мы теряем способность слышать Божий голос и ощущать признаки Его присутствия. Мы отчуждены от Него по причине своего морального невежества и, в результате, уже не можем отличать добро от зла. Мы поступаем вопреки тому, что правильно, хотя когда-то раньше знали об этом. Вот почему Писание предъявляет каждому из нас обвинение: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23).

Описывая плачевное состояние людей, Павел называет также его последствия, которые я выделил жирным шрифтом: «бесчувствие», «распутство», «всякая нечистота», «ненасытность». Напишите на полях: «практические последствия». Этими словами можно охарактеризовать образ жизни тех, кто блуждает в темноте, вдали от Бога. Павел перечисляет все это, чтобы подчеркнуть свое повеление верующим: «Не поступайте так!»

Слово «бесчувствие» говорит о потере чувствительности, огрубении. У человека, занятого тяжелым физическим трудом, появляются мозоли на руках. Кожа в тех местах настолько огрубевшая, что в нее можно втыкать булавки, а человек ничего не почувствует. Точно так же многие люди не ощущают боли или горя, когда грешат против Бога или людей. Эти люди постепенно лишаются всякой морали. «Бесчувствие», «всякая нечистота» и «ненасытность» — в такой последовательности развивается человек, потерявший способность слышать Божий голос. Эти слова описывают человека, находящегося в полной зависимости от вышедших из-под контроля чувственности и похоти.

Мир, который Павел описал две тысячи лет назад, мало чем отличается от сегодняшнего. Те, кто пользуется интернетом, знают, что в нем не приходится даже искать порнографию — она сама находит своих жертв. Как и другие искушения, порнография основывается на «ненасытности», говоря словами апостола. Человек предается греху пылко и страстно, не задумываясь, кому это может навредить. Он больше не испытывает стыда и сожаления. Вот что происходит с теми, кто отвергает Бога, — и это ужасно.

Однако важно помнить, что для самого человека этот процесс обычно протекает незаметно. Отвержение истины и правильного образа жизни начинается с мелочей и постепенно нарастает. Когда человек впервые согрешает, он испытывает кратковременное удовольствие, но вскоре его сердце наполняется сожалением и раскаянием. Но если он продолжает грешить, наступает время, когда он теряет чувствительность и способен совершать самые постыдные дела, абсолютно ничего не чувствуя. Его совесть будто умирает.

Возьмем, например, такие грехи, как наркомания, алкоголизм, сексуальная зависимость. Вторая «проба» уже не приносит такого удовольствия, как первая. Требуется больше греха для достижения того же эффекта. Человек начинает грешить все больше и больше просто для того, чтобы как-то утолять свои страстные желания и свою боль.

В той или иной мере, нам всем приходилось бороться с таким поведением. В этом тексте апостол в подробностях описывает, как погружение в грех, в конце концов, захлестывает и поглощает нас. К сожалению, сила греха в том, что он бывает обманчив и трудно уловим. Его стремительный поток увлекает нас постепенно, и вот мы уже несемся к водопаду, не успевая осознать грозящей нам опасности. Не думаю, чтобы кто-то проснулся утром и сказал: «Сегодня я хотел бы стать зависимым от секса. Я бы хотел, чтобы мой разум постоянно заполняли образы и мысли сексуального характера. Я посвящу всю свою жизнь и все свои деньги тому, чтобы постоянно быть в интернете или просматривать журналы “для взрослых”, и тогда мне не придется думать о своей сломанной жизни». Нет, человек втягивается в это медленно и обманывается постепенно.

Точно так же медленно и постепенно мы попадаемся на удочку материального благополучия. Мы не уделяем внимания жене (или мужу), а также детям, потому что в глубине сердца полагаем, что какая-то вещь, должность или какое-то достижение сделают нас важным человеком. Мы говорим: «Дорогая, когда я куплю эту машину, все будет хорошо. У нас появится время на детей, мы купим новый дом, поедем на дорогой курорт и так далее». Или: «Нам светит выгодная сделка. Стоит только ее заключить, и наша компания расширится. Тогда я смогу заняться своим браком и снова ходить в церковь». Я знаю огромное число мужчин, у которых в жизни есть все, кроме того, что по-настоящему важно.

Недавно один весьма удачливый бизнесмен признался мне: «Чип, я добрался до самой вершины. У меня были дом в городе и дача на побережье. У меня были лучшие машины, и я мог ставить их на личной парковке президента компании. Наша компания выпустила собственные акции, и у меня было все. Я был верующим, но обманывал себя относительно того, что я делаю, почему я это делаю и чего это на самом деле мне стоит. Теперь я потерял все, включая жену, детей и большую часть друзей». Мне представляется, что апостол Павел покачал бы головой и с грустью сказал: «Брат, если ты живешь по-мирскому, ты пожнешь все плоды мирской жизни». Но этого можно избежать. Именно поэтому Павел подчеркивает: чтобы начать новую жизнь, необходимо отказаться от старого образа жизни.

  1. Аморальная жизнь неприемлема для нас как верующих.

Достигать святости — значит, позволять Богу вас исправлять. Он желает освободить вас от разрушительного поведения — и не только потому, что оно разбивает Его сердце и позорит Его семью, но еще и потому, что оно ведет вас к погибели. Бог любит вас. Его призыв к святости — это не список случайных правил. Все Божьи заповеди говорят: «Позволь Мне защитить тебя от самого себя».

Если мы не примем решения отвернуться от греха и повиноваться Божьему призыву к святости, мы всегда будем склоняться к чему-то плохому. Мы будем с легкостью идти на компромисс и пытаться оправдать себя. Представьте, что было бы, если бы мы облекли в слова вполне привычное для нас поведение. Это звучало бы примерно так: «Господи, ну разве нельзя быть чуть-чуть безнравственным?» Или: «Отче, как насчет умеренной жадности? Как насчет разумной нечестности?» Нам смешно, когда мы читаем такие нелепости, однако в некоторые периоды моей жизни «небольшая безнравственность», «разумная нечестность» и «умеренная жадность» были для меня, скорее, нормой, чем исключением. Почему же абсурдно «торговаться» с Богом, когда речь идет о духовной чистоте? Павел отвечает на этот вопрос в двадцатом и двадцать первом стихах: «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе» (Ефесянам 4:20,21).

Слово Божье категорически заявляет, что аморальная жизнь неприемлема для нас, как для верующих, по двум причинам. Во-первых, она противоречит нашей сущности. Мы уже не такие, как прежде. Мы — новые творения. Бабочки не могут ползать, как червяки! Бабочки должны летать.

Во-вторых, аморальная жизнь неприемлема для верующих, поскольку она противоречит сущности Христа. Еще раз отметьте, что сказано в двадцатом стихе: «Но вы не так познали Христа». Время глагола подразумевает, что речь идет о том моменте, когда вы лично познакомились со Христом. Далее говорится: «Потому что вы слышали о Нем — Помните те проповеди? Помните, как вы впервые о Нем услышали? Помните, как непривычно потеплело у вас на сердце? Помните тот день, когда вы помолились молитвой покаяния и приняли Христа — и это казалось вам таким реальным? — и в Нем научились» (4:21).

Вы узнали, Кто Он. Вы узнали о небесах. Вам рассказали об истинной жизни. Вы знаете о силе Духа Святого и о том, как Он действует. Вы знаете о Божьем могуществе. Слова «так как истина в Иисусе» подчеркивает мысль Павла. Слова «в Иисусе» очень редко встречаются в Новом Завете. Они говорят о Христе как исторической личности. Павел как бы вспоминает: «Вы слышали, вас научили тому, Кем является Иисус на самом деле. Вы знаете о жизни, которую Он прожил. Вас привлек не какой-то нехороший человек; вас привлек Тот, Кто прожил безупречную жизнь. Вас привлек Тот, Чье учение принесло вам жизнь и мир. Он учил тому, как любить людей, как быть светом и солью». Поэтому Павел говорит своим читателям, в том числе и нам: «Нельзя вести аморальный образ жизни и называть себя верным последователем Иисуса».

Давайте подведем итог. Во-первых, стремиться к святому преображению нужно не для того, чтобы получить «призовые очки» от Бога. Он уже любит вас так сильно, как только возможно. Его любовь вечна, безгранична и абсолютно не связана с вашими поступками. Если вы уверовали во Христа по-настоящему, значит, Бог спас вас, очистил и простил по Своей благодати. И вот чем вы должны руководствоваться: высоконравственная жизнь — это естественный «побочный продукт» и отражение искренних, любящих отношений с Богом. Он любит вас безусловной любовью и через вас открывает Свой характер другим людям. Это производит мир и радость внутри вас, а также гармонию и близость в ваших взаимоотношениях с другими. Бог позволяет вам уже в земной жизни ощутить привкус небес. Это соответствует вашей сущности, ведь теперь вы новое творение. И это соответствует сущности Христа.

Вы понимаете? Если вы думаете: «Бог любит меня, когда я хорошо себя веду, и злится на меня, когда я веду себя плохо», вы будете постоянно стараться загладить свою вину. В результате ваша жизнь станет пустой. Большую часть времени вы будете чувствовать себя либо виноватым, либо праведным в собственных глазах. И знаете, что вы упустите из виду? Отношения с Богом! Вы перестанете замечать Его Самого. Вы не ощутите чуда, красоты и радости от того, что Христос — упование славы — живет в вас!

Чип Ингрэм, Чудесная измененная жизнь, Переводчик: Надежда Бражник, Издательство: Путешествие по Библии, 208 стр. г.Киев, 2005г.

Материалы, посвященные раскрытию истин преображения и освящения, вы можете найти на этом сайте, в разделе «Духовное рядом» (категория «Вертикальный контекст»).

Добавить комментарий