Как, зачем и для чего говорить людям о грехе?

грехиАнатолий Эмма

Тема эта достаточно старая, и многим из нас наверняка не интересная. Но если у вас хватит терпения и есть пять минут времени дочитать этот текст до конца, возможно, он будет вам полезен.

Мы живем в непростое время. Проповедь о грехе стала отодвигаться на задний план, если вообще присутствует в церквах. Слушая и наблюдая за данным процессом, диву даешься: это же в какое евангелие уверовали люди и какую Библию они читают?

Сразу хочу предупредить, что я не сторонник кричать с крыш: «Покайтесь, вы все грешники!» Но с другой стороны, я никогда не стесняюсь этой вести в своем служении.

Вот уже 25 лет как я проповедую евангелие людям, которые не знают Бога и Спасителя Иисуса, поэтому я прекрасно осознаю, что без проповеди о грехе, без осознания своей греховности и Божьего плана спасения человеку просто невозможно спастись. Не зря один из «пунктов» спасения души – это спасение от наших собственных грехов.

Что же произошло?

Мы стараемся обходить вопрос греха в общении с людьми во время служений и призывов в церквах. Такое ощущение, что мы стесняемся об этом говорить. Часто мы не хотим травмировать, как мы считаем, другого человека или сами далеки от совершенства, поэтому думаем: «И как я буду говорить о таких важных истинах с такими же несовершенными людьми, как я сам?» Даже люди, много читающие Писания, обходят тему греха стороной.

В церквах часто говорят о Духе Святом, о Его руководстве, водительстве, силах и чудесах, но каким-то мифическим образом обходят момент греха и покаяния в своих грехах.

Во всем этом проявляется наша человеческая слабость — не более.

Само слово «грех» имеет еврейское происхождение. На иврите это слово «хет» (‏חטא), хотя есть и другие слова-синонимы. Дословный перевод этого слова – «промах». Другими словами, грех – это промах, «выстрел мимо цели». Такое же значение имеет и греческое понятие слова «грех» (ἁμάρτημα, ἁμαρτία).

В еврейском языке есть и более сильное слово, описывающее понятие греха. Это слово «авера» (עבירה), дословный перевод которого – «перейти за грань дозволенного». Здесь проходит хороший контраст с заповедями: что можно и что нельзя, например, «не убивай», «не воруй» и т.д.

Давайте обсудим несколько моментов, как и с кем говорить о грехе.

Радикальный подход

Стоит ли пользоваться радикальным подходом ко всему? Я помню одного проповедника, который, когда говорил о грехе, всегда делал очень строгое лицо, сдвигал брови, суживал глаза и буквально вдавливал слушающих в стулья Библией и цитатами. По-видимому, таким состоянием он придавал важность данной теме. Но, хотя мы и должны говорить людям о грехе и о покаянии, роль обличителя принадлежит все же только Духу Святому, поэтому не переусердствуйте, друзья. Помните слова Иисуса перед Его уходом с земли, когда Он передал Свои «полномочия» Духу Святому? «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня…» (Иоанна 16:8,9).

Итак, что такое радикальный метод?

Мы склоны выдирать куски из Писаний и оправдывать ими свое поведение: вот, Иисус, говорим мы, прогнал торгующих из храма, взял хлыст и отдубасил их, говоря: вон из дома Отца Моего! Или Иоанн Креститель говорил идущим к нему фарисеям и саддукеям: «…порождения ехидны… сотворите достойный плод покаяния!» Или опять-таки Иисус говорил: «вы гробы крашенные… лицемеры» и обличал их…

Почему наше служение не должно быть только таким? Я достаточно часто встречал людей, которые несли служение в стиле именно этих мест Библии. Они говорили мне, что это особенное радикальное евангелие, в котором «мы сжигаем и противостоим всякому греху».

Но это лишь одна сторона Библии. Мы видим, что эти люди назывались верующими, но не жили надлежащим образом. Ни фарисеи, ни саддукеи не понимали Писания, не исполняли его и другим не давали. Для них радикализм был уместен.

Но ведь когда Иисус встретил гадаринского бесноватого, Он не стал его обличать: как ты мог дойти до того, что в тебя вошли бесы! До чего ты докатился! Или женщину, страдавшую кровотечением. Он не стал обличать во грехах, как и женщину, которую уловили в блудодеянии. Таких Он просто прощал, исцелял и смотрел на их проблему изнутри.

Почему я сказал и да и нет? Потому что в каждом отдельном случае в служении людям надо видеть проблему изнутри. Кого-то нужно обличать, а кого-то понять, выслушать, обнять и помолиться вместе. Конечно, так или иначе нам придется дать человеку понять, что он грешен и что за грех его принесена жертва Иисуса. Но пусть мудрость от Бога поможет нам делать это аккуратно и с любовью!

Я вспоминаю своих друзей, которым я при каждой встречи говорил, что они грешники и что им надо покаяться. Через какое-то время каждый раз, когда мы встречались, они уже сами говорили мне: «Да-да, мы знаем, Толя, мы грешники». Но дальше этого дело не двигалось. Я тогда не старался увидеть их проблему (у кого-то наркотики, у кого-то разваливающиеся семейные отношения), чтобы послужить им и потом привести к осознанию, что это сделал грех; я начинал и заканчивал грехом. С годами я стал мудрей и, как мне самому кажется, стал служить людям более качественно.

Сладкий подход

Сладким посланием я называю эдакое убаюкивающее убеждение, когда люди видят в Библии только любовь. Бог есть любовь! Он Отец, прощающий блудного сына! Но им почему-то не говорят, что этот блудный сын все-таки признал свою греховность.

При этом подходе люди тоже берут определенные куски Писания и аргументируют ими свой стиль.

Один проповедник как-то спросил меня: «Ты говоришь людям о грехе, что они пойдут в ад?» Я ответил: «Да, конечно, это часть послания Божьего. Я ищу в беседах нужную ситуацию и говорю об этом». Он ответил мне: «Ты не прав! Твое послание нужно реформировать!» И, не выслушав меня до конца, он тут же дал мне 1001 совет, как мне измениться. К сожалению, все его рекомендации были «елейные», т.е. полностью обходящие понятия греха и покаяния стороной. «Проповедь о грехе,» — считал он, — «это как программирование их на нечестивую жизнь. Дай людям другую пищу – и они пойдут за такой вестью».

Даже не сомневаюсь, что люди пойдут за «сладким». Но людей нужно не убаюкивать добрыми речами «во имя Бога», а любить их Божьей любовью. Говорить людям правду о грехе – это и есть любовь, ведь дальше мы говорим о том, что Иисус умер за их грех и им не надо мучатся за него самим, что Иисус уже разобрался с их грехом, поэтому им нужно просто признать свой грех, покаяться в нем – и жить чисто!

Истинный подход

Для читающих Библию ясно, что проповедь о грехе должна присутствовать в нашем личном служении людям и в служении с кафедры (сцены, арены – назовите, как хотите).

Мы читаем Библию и видим, как при образования первой общины Петр, рассказывая об Иисусе и мессианских пророчествах делает призыв к покаянию и смело говорит евреям, пришедшим праздновать Шавуот (День Пятидесятницы):

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деяния 2:38).

Покайтесь – другими словами, попросите прощение в своих грехах. Он не рассказывает им только мессианские пророчества, он завершает ими проповедь знающим их людям. Именно им он говорит в первый раз: покайтесь, вы грешники!

Мы видим, что первая община так сильно была исполнена Духа Святого, что в ней происходили чудеса и знамения. Ее члены смело заявляли: «Оставляя времена вашего непонимания, Бог повелевает всем и повсюду покаяться…» Они не стеснялись, не боялись, не лили елейных речей. Кроме того, я уверен, они были достаточно мудры и находили разные подходы к разным людям.

Просто для меня евангелие – это краткий учебник того, как нужно верить, а не пособие, как точно и что именно рассказать людям в мелочах. Я уверен, что читатель и сам понимает, что, кроме обличения во грехе, существует много других тем общения с верующими и неверующими людьми…

Заканчивая, я хочу рассказать одну историю, которая произошла со мной в служении одной женщине.

Неля – замечательный человек, интеллигентный, добрый, отзывчивый и очень культурный во всех отношениях. Находясь рядом с такими людьми, всегда хочешь стать чуточку лучше, образованней и вести себя чуточку по-другому. Неля стала приходить на наши встречи для неверующих и новообращенных.

Заприметив ее второй и третий раз, я подошел к ней, мы познакомились, и я спросил, что привело ее к нам. Она ответила честно: «Вы знаете, скучно стало, вот решила пойти посмотреть, кто такие люди, верующие в Иисуса. Но я атеистка и совершенно отрицаю Бога». На следующий раз, когда Неля снова пришла к нам на встречу, я поговорил с ней о ее греховности, что именно грех не дает ей увидеть Бога, Его любовь и прощение.

Выслушала меня как истинно интеллигентный человек, несколько раз повторив: «Толя, Вы хороший парень, искренний. Мне просто скучно дома, я прихожу сюда не ради веры в Бога, я вообще не верю ни в какое прощение, искупление и кару небесную или земную за грехи».

Я пробовал еще несколько раз поговорить с ней, но эффект был таким же. Но Неля продолжала приходить и слушать мои проповеди. Однажды, спустя полгода или чуть больше, она попросила меня остаться и поговорить с ней после встречи. Мы остались после служения, и Неля произнесла всего одну фразу: «Я поняла в, чем самый главный мой грех. Он в том, что я не верую и отрицаю существование Бога. И я хочу покаяться в этом самом большом грехе!» Мы вместе помолились, и она покаялась, после чего стала очень быстро возрастать в вере, став прекрасной ученицей Христа и искренно верующим человеком.

Что же произошло? Дух Святой обличил ее во грехе, что не верует в Него.

Конечно, этот эталонный пример не может стать точной копией служения каждого из нас. Но факт остается фактом: говорите людям о грехах, это часть нашего служения. Будьте мудры в беседах, это также часть нашего служения. Будьте смелы, не скрывайте, не бойтесь – это также часть нашего служения. Но при всем этом помните, что совершать обличение и изменения внутри человека (как верующего, так и неверующего) — это работа Святого Духа. Не стоит давить на человека его виной, дайте ему возможность осознать и принять решение самому, дайте возможность Святому Духу сделать Свою работу через вашу работу и партнерство с Ним – и тогда вы увидите гораздо более качественный и зрелый результат покаяния.

Мудрости всем нам!

ieshua.org

Добавить комментарий