Крепость Сион становится Иерусалимом.

храм1Иерусалим в период первого храма.

Орит Каштан

Во времена Иисуса Навина и Судей, Израилю принадлежала территория только до подножия гор северного Негева, Иудея и Самария, Галилея, горы Гиль-ад (Галаад) и Башан, и в восточной части — гор Гильбоа (Гелвуйских). Иерусалим не входил в число израильских городов и в дни кратковременного правления Саула, вплоть до прихода к власти царя Давида.

Когда закончилась распря между домом Давида и домом царя Саула (приблизительно в 1000 г. до Р.Х.), все колена Израилевы собрались в Хевроне, чтобы помазать Давида на царство и заключить с ним завет пред Господом (2 Цар. 5:1-5).

Сорок с половиной лет царствовал Давид: семь с половиной лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме. Давид отвоевал Иерусалим у иевусеев и превратил его в столицу. «И пошёл царь и люди его в Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдёт сюда Давид”» (2 Ц ар. 5:6-9).

Интересны слова этого стиха, сказанные в отношении «слепых и хромых». Иосиф Бен Матитьягу (Иосиф Флавий)’ пишет, что действия иевусеев свидетельствуют о явно выраженном их пренебрежении к Давиду. Увидев его,׳ приближающегося со своими людьми, Иевусеи закрыли ворота города и поставили людей с физическими недостатками на городскую стену (как будто показывая этим, что «даже такие как они смогут противостоять вторжению Давида в город»), так как они полагались на её прочность.

Однако трудно предположить, будто иевусеи были настолько уверены в собственных силах, что пренебрегли мощью войска Давида. В те дни его армия была сильна, и имя Давида, как полководца, было известно повсюду. Несомненно, и иевусеям было известно о его завоеваниях. Нельзя допустить мысль, что они насмехались над его намерением захватить Иерусалим. Игаль Ядин — археолог, исследуя эту тему, выяснил, что в тот период существовала специальная церемония присяги, которую принимали хеттейские воины (иевусеи являлись их потомками). Во время этой церемонии перед ними выставляли хромых и слепых людей для устрашения, как живой пример последствий нарушения клятвы.

Возможно, иевусеи думали, что подобным образом они помешают Давиду, и он не посмеет войти в их город. И в действительности, это было воспринято как угроза, а не насмешка, и оказало настолько деморализующее воздействие на армию Давида, что ему пришлось даже пообещать вознаграждение тому, кто первым совершит смелый поступок. И что же считалось героическим поступком? Не само нападение на город, не его захват, а единственное — подняться первым на городскую стену и поразить копьём иевусея. Этим следовало доказать всей армии, что не нужно бояться колдовства и заклинаний. Подтверждение этому мы находим в Первой книге Паралипоменон 11:4-7.

«И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошёл прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою». Он, Иоав, стал первым; и о его подвиге не раз упоминается в Писаниях.

В стихе 8 (2 Цар. 5) Давид просит всякого, убивающего иевусеев, «коснуться канала» — водопровода*

В оригинале Ветхого Завета на иврите читаем: ״ויאמר דוד ביום ההוא כל-מכח יבסי ויגע בצמר ״ «И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть коснётся водопровода…». Тот же текст видим и в английской версии: «And David said on that day, Whosoe vergetteth up to the gutter… «.

В русском переводе 2-й книги Царств эти слова почему-то вырезаны из контекста. В сущности, по-русски этот стих должен звучать так: «И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть (коснётся водопровода и) поражает копьём хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдёт в дом Господень. И поселился Давид в крепости, и назвал её городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри» (2Цар. 5:8-9). (прим, редактора).

Чтобы лучше узнать Иерусалим времён Давида, попытаемся выяснить, о каком «водопроводе» идёт речь в этих стихах. Существует мнение, что это был узкий проход, по которому, во время осады города, жители могли, незаметно от вражеских дозорных, пробираться к речке Тихон, находящейся за городской стеной. Вероятно, Давид намеревался, вместе со своими людьми, воспользоваться им для захвата города. Но ведь противник легко мог уничтожить воинов, продвигающихся по узкому длинному ходу в затылок друг другу, не имея возможности повернуться.

Можно также предположить, что Давид, повелевая своим людям «коснуться водопровода», имел в виду его захват, чтобы прекратить поступление воды в осаждённый город.

Взяв Иерусалим, Давид уничтожил последний оплот иноплеменников — крепость, находившуюся на горе, и разделявшую Израильское государство на две части. Невозможно было бы Давиду царствовать над Израилем, не владея крепостью Сион, которая считалась сердцем государства.

В те времена было принято, чтобы главный город государства носил имя правящего царя. Название города Иерусалим, до того, как он был захвачен Давидом, было Крепость Сион. Крепость стала собственностью царя, здесь находился его престол и, соответственно, центр управления Израильским государством. Теперь Давид по праву мог называть его «Ир Давид» (Город Давида).

Давид перенёс свой престол из Хеврона в Иерусалим сразу после захвата города. Город возрос и был признан столицей еврейского государства. Одной из причин этому послужило то, что город обладал особым преимуществом: он не являлся наследием ни одного из колен Израилевых. На территории Иерусалима жили представители колена Вениамина (Судей 1:21) и колена Иуды (Иис. Н. 15:63). В сущности же, город не являлся собственностью ни одного из них. Следовательно, у Давида была возможность превратить его в общенациональный центр, не вызывая межплеменного соперничества, что также способствовало подъёму и процветанию царского города.

Мы видим также, что Давид, в отличие от других завоевателей (как предшествовавших ему, так и бывших после него), не уничтожил жителей города и не поработил их. Они остались равноправными гражданами, сохранив за собой принадлежавшие им земли и имущество. Некоторые из командующих войском Давида даже были иноплеменниками из рода иевусеев (потомками хеттеев). Известнейший из них — Урия Хеттеянин, которого царь Давид отправил на поле сражения, чтобы завладеть его женой Вирсавией.

Со времён Давида и в более поздний период выражение «Город Давида» употребляли, чтобы обозначить юго-восточный холм — возвышенную часть Иерусалима и иевусейскую Крепость, захваченную Давидом и ставшую центром царского города. Иевусейский город, который царь избрал столицей, был расположен на небольшом холме, у подножия которого находится источник Эйтан; он был окружён с трёх сторон глубокими оврагами. С северной стороны холм прилегал к седловине, соединявшей его с южной стороной горы Мориа.

Это место в Писаниях названо «Офэль», что означает «возвышенный», «высокий». Это название определяет (кроме обозначения географического положения), что это место величественное, и сюда нужно восходить. Офэль служил своего рода крепостью, здесь находился престол царя, и отсюда осуществлялось управление государством.

Давид перенёс из Кирьят Иеарим в Иерусалим Ковчег Завета и установил его на новом месте для служения Богу, чтобы ковчег оставался там навсегда. Ранее у Ковчега никогда не было определённого места. Вместе со Скинией Завета он символизирует завет между Богом и Его народом. Народ Израиля кочевал с Ковчегом; он сопровождал израильтян во время военных действий до тех пор, пока не был установлен Давидом в завоёванном городе. Иерусалим стал считаться священным местом и религиозным центром для еврейского народа.

В Библии описаны некоторые из строений, воздвигнутых Давидом в Иерусалиме. Он возвёл себе дом из кедра и камня с помощью плотников и каменщиков, присланных в знак дружбы царём Тирским -Хирамом. Царь построил дома для военачальников своей армии и дворцы для своих родственников, священников и государственных служащих. Был воздвигнут также семейный склеп для Давида и его наследников.

sites.google.com

Газета Протестант.ру   


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*