Библейские принципы воспитания детей: любовь, строгость, личный пример.

детейДжеймс В. Бик[1]  Часть1.

  1. 1.  Воспитание с любовью и заботой

Наши дети (или ученики) должны знать, что мы их очень любим и заботимся о них. Любить и проявлять свою любовь — это не одно и то же. Наши дети должны чувствовать нашу любовь в том, как мы разговариваем с ними, и в том, как мы говорим о них. Мы не должны унижать или обижать наших детей. Ни в коем случае нельзя насмехаться над ними. И, разумеется, ни при каких обстоятельствах мы не должны делиться личными переживаниями наших детей с другими людьми.

Дети должны быть уверены в том, что они полностью могут доверять нам. Мы должны проявлять интерес к их заботам и с уважением относиться к их размышлениям. Мы должны показывать им, что ищем возможности поговорить с ними, и готовы пожертвовать для этого нашим временем. Время, которое мы уделяем семье, больше является вопросом «качества», чем «количества». Полноценная пятнадцатиминутная беседа с детьми значит намного больше, чем целый вечер, проведенный в пустых разговорах. Семейные путешествия или прогулки также являются хорошей возможностью разделить переживания с нашими детьми.

В своих размышлениях над обязанностями родителей, Джон Чарльз Райл[2] выражает этот принцип в очень красивой форме: “Любовь должна быть серебряной нитью, переплетающей ваше поведение. Доброта, нежность, долготерпение, сдержанность, сострадание, симпатия и желание вникнуть в проблемы ребенка, готовность поучаствовать в детских радостях — это “ниточки”, используя которые вы сможете с лёгкостью направить ребёнка; это — ключи, которыми вы должны пользоваться, если желаете найти путь к его сердцу. Даже среди взрослых очень мало таких, которых легче тащить, чем вести за собой. Что-то есть в нашем сознании, восстающее против любого принуждения. Мы выпрямляем наши спины и напрягаем шеи против самой идеи послушания по приказу. Это — как с молодыми жеребцами, впервые попавшими в руки объездчика лошадей. Если он будет их ценить и обращаться с любовью, то постепенно сможет обуздать их и управлять ими. Но если его поведение будет жестоким и грубым, то пройдут многие месяцы, пока он сможет покорить их (если вообще это ему удастся) ”.

Слово Божье направляет нас к этой истине:
«Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).
«Чтобы вразумляли молодых… любить детей» (Тит. 2:4).

  1. Воспитание в строгости

Воля ваших детей должна быть подчинена вашей воле. Послушание необходимо. Плохое поведение одних можно пресечь просто взглядом или словом, тогда как с другими дело обстоит гораздо сложнее. Физическое наказание необходимо, особенно в младшем возрасте.

Библия ясно говорит нам об этом:
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19:18).
«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт» (Пр. 23:13).
«Розга и обличение дают мудрость…» (Пр. 29:15).

Физическое наказание должно применяться следующим образом:

  1. С любовью (только для блага детей)
  2. Осмысленно (объясни, почему наказываешь)
  3. Целенаправленно (ради исправления)
  4. Рассудительно (не импульсивно)

Священное писание запрещает нам злоупотреблять нашим авторитетом. Мы должны стремиться не возбуждать злость и бунт в наших детях. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Как родители или учителя, мы не имеем права превозноситься или гордо демонстрировать свой авторитет; наказание должно точно соответствовать проступку. Не нужно пытаться вбивать кнопки тяжёлым молотом. Чрезмерное наказание только подливает масло в горящий огонь противления. Ричард Бакстер[3] писал: «Мы должны действовать беззлобно, даже когда проявляем строгость».

Разговор на повышенных тонах, запреты и крик быстро становятся привычным образом жизни. Поступая так, мы формируем у наших детей обыкновение не слушать нас до тех пор, пока мы трижды не повторим просьбу, пока не раздастся крик или угроза не будет приведена в исполнение.

Привычка часто кричать производит в родителях (или учителях) гнев и эмоциональное опустошение, а детей только приучает не быть послушными нам до тех пор, пока громкость нашего голоса не достигнет наивысшего уровня. Живущие вблизи больших водопадов или железнодорожных путей, никогда не слышат их шум…

Иногда гнев должен проявляться, как показал это Иисус, когда очищал Храм; но это должно быть скорее исключением, а не правилом. Частый гнев или раздражение только усугубляют ситуацию и, со временем, теряют эффективность. Открытое неповиновение должно решительно и незамедлительно пресекаться. Мы постоянно нуждаемся в мудрости, чтобы знать, как лучшим образом вести себя в любой ситуации. Каждая ситуация и каждый ребенок по-своему сложны и различны. Но, приняв решение, мы должны осуществить его со всей строгостью. Мы должны уметь различать открытое неповиновение ребенка от детской безответственности.

Давайте рассмотрим следующую домашнюю ситуацию. Мать отрывает взгляд от шитья и говорит своему четырехлетнему сыну: «Роберт, не трогай этот цветок». Когда мать возвращается к шитью, сын продолжает играть с цветком. Спустя две минуты, мать опять обращает на это внимание и повышает голос: «Роберт; я сказала не трогать цветок!» Роберт отодвигается на другой конец стола, но, когда видит, что мама не обращает на него внимания, вновь возвращается к цветку. Спустя пять минут, мама замечает это и начинает кричать: «Роберт, отойди от цветка сию же минуту!». Роберт, наконец, отходит, но чуть позже, в этот же день, он раскладывает на столе мозаику и – случайно – сбрасывает на пол любимый мамин цветок. Мама вскакивает, кричит на сына, сильно шлёпает и отсылает его в свою комнату. Она очень расстроена из-за разбитого цветка и испачканного стола.

Эта мать дала своему четырёхлетнему сыну урок, который, в сущности, не имела в виду. Вывод, к которому пришёл ребёнок, учит его, что обычное непослушание не так серьёзно, как простая случайность, вследствие которой пострадало имущество.

Детская безответственность может часто быть раздражающей, но мы должны проверять, за что мы наказываем своих детей. Наказание – не конечный результат, но лишь средство, приводящее к нему. Конечный результат — это исправление. Открытое неповиновение Роберта намного серьёзнее разбитого цветка.

Воля Роберта должна быть подчинена и исправлена. Наказание детей должно быть осмысленным. Джон Оуэн[4] пишет: «Сущность и окончательный приговор суда должны быть направлены на исправление, а не на осуждение; на исцеление, а не на разрушение».

Любовь и строгость — это два весла, которыми мы должны грести. Если попробовать грести одним веслом, лодка будет лишь описывать круги, стоя на одном месте. Вам нужно постоянно использовать оба весла, чтобы держать прямой курс.

  1. Воспитание посредством личного примера

Дети получают определённое назидание от сказанного нами; гораздо больше они приобретают, наблюдая за нашим поведением; но ещё больший опыт они обретают, видя, кем мы являемся на самом деле. Будьте для них примером, но, прежде всего, сами станьте такими, какими бы вы хотели видеть своих детей (или учеников). Умейте давать справедливую оценку тем людям, авторитету которых вы подчинены, и говорите о них так, как бы вы хотели, чтобы ваши дети говорили о вас и оценивали ваши поступки и решения.

Как вы отзываетесь о президенте своей страны, когда не согласны с принятым им постановлением? Выражаете ли вы своё несогласие в почтительной манере, соответствующей его власти и полномочиям? Если нет, то вы преподаёте своим детям незабываемый урок: если те, кому мы подчинены, не действуют в соответствии с нашим пониманием, это даёт нам право неуважительно отзываться о них. Вы учите детей на личном примере, что можно нарушать закон, если вы при этом можете избежать неприятных последствий. Неужели важнее быть не пойманным, чем повиноваться? Именно этому вы учите детей, когда они видят, что вы более озабочены появлением полицейского на дороге, чем наличием знаков ограничения скорости и соблюдением правил.

Как мы реагируем, когда наши дети рассказывают о своих разногласиях с теми, кому они подчинены? Когда один из ваших учеников без должного уважения отзывается о своих родителях, пытаетесь ли вы, как учителя, помочь ему понять, почему его поведение неправильно? Исправляете ли вы ваших детей, когда они неуважительно отзываются о своих учителях?

Никогда не критикуйте тех, кто является авторитетом для ваших детей, не проявляйте неуважение к ним, даже в виде тонких намёков. Если вас что-то беспокоит, то поговорите конфиденциально с теми, кого это касается, но так, чтобы ваши дети не знали об этом. Если мы на личном примере показываем, что можно без должного почтения относиться к тем, кто является для нас авторитетом, это порождает нескончаемые проблемы.

Слово Божье говорит:

«Рабов увещевай повиноваться своим угождать им во всём, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность» (Тит. 2:9-10).

Джон Чарльз Райл предостерегает нас как родителей: «Будучи служителем, я не могу не заметить, что люди становятся непреклонными, когда дело касается их детей. Я иногда был потрясен тем, как разумные верующие родители с трудом принимают тот факт, что их дети в чём-то виноваты, или заслуживают наказания. Есть много людей, с которыми я предпочёл бы больше говорить об их грехах, чем сказать им, что их дети совершили какой-то проступок». С другой стороны, требуя от детей повиновения тем, кто обладает авторитетом над ними, имеющие этот авторитет могут сделать повиновение более лёгким для своих детей.

Джордж Свиннок[5] однажды написал: «Многие люди терпеливо принимают наказание, если их наказывают благоразумно».

Поэтому Апостол Павел, наставляя Тимофея, относительно его новой позиции власти, указывает на две основные истины. Первая из них: «Никто да не пренебрегает юностью твоею», и вторая: «…но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Подражание действует намного сильнее памяти; то, что мы видим, намного сильнее, чем то, что мы слышим.

Джеймс В. Бик (James W. Вееkе) – служит в г. Чилливок, (Британская Колумбия, Нидерланды) в реформистской церкви и преподаёт в Timoty Christian School. Это – третья из четырёх его статей, относящихся к теме дисциплины в доме и школе, основанной на Библейских принципах. Статья содержит первые три из семи «руководящих принципов».

[1] Джон Чарльз Райл (1816-1900) – епископ Ливерпульский.
[2] Ричард Бакстер (1615-1691) – один из теоретиков Реформации. Его труды вдохновляют христиан на протяжении многих лет.
[3] Джон Оуэн (1616-1683) – богослов-реформист, известный комментатор Библии.
[4] Джон Тиллотсон (1630-1694) – Архиепископ Кантерберийский, отец семерых детей.
[5] Джордж Свиннок (1627-1673) – один из самых легко читаемых писателей-пуритан. Он теолог, но его учение выражается образно. Он практик, но его советы отмечены ощущением значительности преподаваемых учений.

Милость и Истина №3. (Продолжение следует)

sites.google.com


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*